24 Беседы о Монтессори-педагогике Константин Сумнительный, к.пед. наук, Директор Центра Монтессори
Как помочь ребёнку построить себя СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРА БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ЗАЧЕМ НАМ МОНТЕССОРИ? БЕСЕДА ВТОРАЯ. КАК СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ? БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. УРОК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА ПЯТАЯ. НОРМАЛИЗОВАННЫЙ РЕБЕНОК БЕСЕДА ШЕСТАЯ. ОТ РУКИ К ИНТЕЛЛЕКТУ БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. НАМ СКОРО В ШКОЛУ БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ
ОТ АВТОРА Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870 - 1952 гг.) уже хорошо известно в России. В мире детские сады и школы, работающие по ее системе, уже заняли заметное место. Метод выдержал критику, обрушившуюся на него со всех сторон с момента публикации первой книги М, Монтессори и приобретает все больше сторонников в мире. Изгнанная из Европы фашизмом, М. Монтессори пережила период тоталитаризма в Индии, где возникли сотни школ работающие по ее методике. В США после недолгого охлаждения, связанного с увлечением некоторыми новомодными психологическими теориями, педагогика Монтессори сегодня переживает настоящий бум. Она становится не только педагогическим, но и социальным инструментом. Так власти ряда штатов, где сильны межрассовые противоречия, идут на немалые затраты для открытия школ Монтессори в черных кварталах. Они настолько превосходят традиционные, что ломая рассовые предрассудки в них стремятся отдать своих детей и белые семьи. Сегодня окончание школы Монтессори стало в США важным дополнительным фактором при приеме на работу. Работодатели знают, что, в лице этих людей, получат с одной стороны добросовестных и дисциплинированных, а с другой стороны творчески активных сотрудников. Но наиболее крепкие корни система Монтессори пустила в Голландии. Именно там находится штаб квартира Международной Монтессори Ассоциации, основанной самой М.Монтессори в 1929 году. Именно в Голландии появилась первая полноценная средняя школа Монтессори, идеи которой оказались заразительны для всей голландской системы образования. В Россию педагогика Монтессори вернулась после долгого перерыва и сегодня делает первые шаги. Тем не менее, в нашей стране уже открыты сотни детских садов с группами, работающими по системе Монтессори. Есть уже и около двух десятков начальных школ. Но будущее этой педагогической системы в нашей стране зависит не только от возможности или невозможности вложить деньги в ее развитие, но и от того будет ли, наконец, в России не только в громких и пустых декларациях востребована ответственная и творчески активная личность. Как средствами педагогики М.Монтессори развивается такая личность и расскажет эта книга.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ЗАЧЕМ НАМ МАРИЯ МОНТЕССОРИ? Только две альтернативные педагогические системы, пройдя столетний путь не только сохранились в авторском варианте, но и усилили свои позиции прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе. Речь идет о Монтессори и Вальдорфской педагогике. Часто говорят об их сходстве и даже почти идентичности и действительно точки соприкосновения есть. Их две. Во-первых, на вопpос "Что есть pебенок?" Монтессоpи и Штайнеp (автор педагогической концепции Вальдорфских школ) дают один ответ. Каждый pебенок - это неповтоpимая индивидуальность, личность, имеющая пpаво на любовь и уважение. Вторая сходная черта - это отношение двух педагогов к роли воспитателя, учителя. По их мнению учитель должен быть адвокатом pебенка и помочь малышу достичь духовного и физического комфоpта. Обpаз мыслей, убеждения и взгляды учителя напpавлены на помощь pебенку в самоусовеpшенствовании его личности. Как видим у этих двух педагогик много общего, но есть и существенные, непримиримые различия. Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы. Не касаясь методических различий рассмотрим только то, что является принципиальным. Так для Монтессори вопрос об интеллектуальном развитии является лишь вопросом об организации помощи малышу в его естественном развитии. Технологии обучения только поддерживают и помогают, а не насилуют и не форсируют природу ребенка. Только уважая и всматриваясь в малыша, учитель и все, кто по роду своей деятельности занят обучением и развитием ребенка (дошкольника), должны способствовать его продвижению по пути самостановления. Вальдорфская педагогика принципиально считает недопустимым интеллектуальное развитие ребенка до 7 лет. По разному отвечают эти два направления и на вопрос о позиции учителя по отношению к ребенку. Так Вальдорфская педагогика считает, что образ учителя является для ребенка идеалом, которому он подражает во всем. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори-учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы и законов развития ребенка. Одним из проявлений этих разных отношений является воспитание чувств в двух системах. Сенсорный Монтессори- материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение. В Монтессори-группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким измерительным масштабом, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь. Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время, хотя, как считает Монтессори, у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сезитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И врядли может быть иначе, ведь антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований. Нетpудно пpедставить себе живой споp Монтессоpи-учителя и учителя-вальдоpфца и еще в одной области. Что рассказывать детям: волшебные сказки, на которых базируется Вальдорфская педагогика или истории наполненные реальными знаниями о жизни, как это предлагала Монтессори. С одной стоpоны, сказка - это культуpа стpаны, богатство языковых сpедств выpажения, а с дpугой, по мнению Монтессори, сказка не содержит материала для pазвития вообpажения, как действующей субстанции человеческого интеллекта. Сказка в этом смысле не является стимулом для продуктивного творческого познания и развития. Более того, крайне спорен и психологический эффект от сказок с героями символизируюшими зло. Это только несколько непримиримых позиций разделяющих две педагогические системы, но есть еще и своеобразный социальный эффект. Так сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир. Монтессори же педагоги постоянно делятся на многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир. *** Уже открыты сотни детских садов, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори, есть попытки открыть начальные школы, а казусов не счесть. То вдруг появляется объявление о приеме в детский сад Монтессори, авторы которого не только не могут правильно написать фамилию педагога, но и не догадываются что это женщина. То кто-то из заведующих детских садов небрежно машет рукой, мол, пробовали мы ваше Монтессори, но у нас не пошло. Когда же ее спрашивают о дидактическом материале - удивленно пожимает плечами. Но работать без дидактического материала, стимулов для развития ребенка невозможно. Многие идеи Монтессори уже стали общими местами дошкольной педагогики. Но никто еще не смог создать лучший чем она дидактический материал. Мария, наблюдая за детьми отобрала тот, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией, часть отвергнута, как предрассудок, господствующий в науке ее времени. Главное, что ее методика позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям. Монтессори призывала учителей строить истинно научную педагогику. Не исправлять наносимый школой вред здоровью и интеллектуальному развитию ребенка, а не допускать его, бережно относясь к личному пути каждого маленького человека. Интересно, что в Россию первый раз Монтессори пришла еще перед первой мировой войной. Работающие по ее системе детские сады выжили в самые голодные и трудные годы и были закрыты в конце двадцатых. Только через шестьдесят лет в 1992 году Монтессори вернулась в Россию. Сегодня география детских садов с группами, работающими по ее методике, поражает воображение. Это и Карелия, и Приморье, и даже Якутск. В Челябинской области между маленькими закрытыми городками, где по сию пору сосредоточен немалый интеллектуальный потенциал, развернулось яростное соперничество за лучший детский сад Монтессори. Это не мода, это трезвый расчет, что вкладывать силы и деньги надо в свое будущее. Но войдем в группу. Утро. Дети приходят и здороваются с учителем. Кто-то чуть грустно, кто-то весело, кто-то спокойно и вежливо, у кого какое настроение. У учителя (так называют воспитателя в Монтессори-группе) есть время почувствовать каждого ребенка, решить, как и когда к нему подойти или лучше сегодня не вмешиваться в его работу. Легко заметить, что дети в группе разного возраста от 3 до 6 лет. Дети свободно выбирают на открытых полках то, что хотят, обустраивают свое рабочие место. Оно может быть за столиком или на полу, где малыш аккуратно расстилает коврик. Если учитель видит, что ребенок взял новый для него материал или затруднился с выбором, то предлагает показать ему, что-то новое и интересное и проводит краткий урок (презентацию). Дальше бывает по разному. Или работа детей продолжается еще полтора-два часа в зависимости от возраста или звучит тихая музыка, как сигнал собираться на коллективный урок. Часто педагогов из этих групп спрашивают: - “А почему ваши дети не фехтуют красными штангами, не разбрасывают по всей группе горох. Вы что их специально отбирали”? Как ответить? Сама Мария Монтессори считала, что переделать обычного педагога в учителя ее системы дело нелегкое. Сегодня в Международных Центрах перековка идет девять месяцев. Наш Центр учит год и мы не знаем как за пять минут объяснить непосвященным все тонкости метода, который сама Мария создавала и совершенствовала на протяжении пятидесяти лет. И все же есть одно универсальное объяснение, в котором одинаково важно каждое слово. Дело в свободной работе детей в подготовленной среде. Каждое слово здесь - тема отдельного сложного разговора. И начать его надо с подготовленной среды. В детском саду, работающем по системе Монтессори, стульчаки и столы сделаны так, чтобы ребенок мог свободно манипулировать ими, а шкафчики так, чтобы дети могли достать все что им нужно с самой высокой полки. А на полках полная модель мира - тот самый дидактический материал Монтессори. Группа разбита на зоны, в каждой из которых находится материал определенной группы. Именно в самостоятельной деятельности (работе) с ним ребенок преобретает знания о мире и свойствах предметов этого мира. Основных зон пять. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других. Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению. И, наконец, зона, которую чаще всего называют космической. Здесь ребенок может получить первые естественно-научные познания и представление о культуре других народов, о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь. Но все это, в понимании Монтессори, не исчерпывает подготовленной среды. В нее педагог включила и социальные отношения и вполне органично самого Монтессори-учителя. Он, с одной стороны, готовит эту среду и может развивать ее бесконечно, а с другой, является ее частью. Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола или неумелыми ручками моет чашку. Маме легче помыть самой. Учитель в Монтессори-группе возможно перемоет за малышом, но сначала покажет как это делается и даст ребенку попробовать. Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других-это одна из частей подготовленной среды. Все что делают дети, они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда когда учитель построит их и поведет на занятие. Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. КАК СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ? В разговоре о педагогических принципах системы М.Монтессори как-то ушло на второй план, то главное из чего исходила итальянский педагог. Что же это? Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы не декларировалось реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка. Предпологалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того, чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, развиваются хуже, чем дети активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит? Почему ребенок получающий больше ощущений, а значит и больший опыт, вырывается вперед? Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встаюшие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм с помощью которого ребенок сам формирует себя и назвала его “впитывающим умом”. Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. Тоже самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и определяет человеческую индивидуальность. Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Легче всего проиллюстрировать этот принцип обыденным бытовым примером. За обедом ребенок сообщает что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может: · попросить подать ему ложку. Тем самым учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации; · обратиться за помощью к другому. Тем самым учась находить партнера для решения своей проблемы; · попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”. Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому. *** Должен ли ребенок и с какого возраста активно познавать мир, полноценно жить и действовать в нем? Спор вокруг этого вопроса давно затих. Все согласились, что малыш развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста. Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. И делаем. Одеваем и ведем в детский сад. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас. Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все что может стать предметом деятельности ребенка надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. И такой порядок оправдан, потому что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку, научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях. Тем не менее, в группах, работающий по методике Марии Монтессори, удается многое решить по другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. Научившись всему этому они с минимальной помощью воспитателя переходят к занятиям математикой и русским языком. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”. Вот малыш рассыпал что-то на полу. Сам взял совок и щетку и подметает. “Ты еще маленький”, - этим любимым взрослым аргументом его пытается остановить какая-то девочка. “Я не маленький, не маленький”, - цедит сквозь зубы мальчишка. Может быть сегодня в нем проснулась не только самостоятельность, но и самоуважение и ответственность. Как порою не хватает нам этого во взрослой жизни. Мне пришлось наблюдать как в одной из групп Монтессори несколько маленьких энтузиастов вызвались вымыть окно. Воспитатель невозмутимо помог им подготовить все необходимое и с олимпийским спокойствием наблюдал как дети отчаянно боролись с мокрыми тряпками. Уборка их рабочего места заняла у воспитателя не меньше времени, чем само мытье. Но разве это не стоит той старательной сосредоточенности, которая была написана на лицах малышей? И есть ли что-нибудь, что стоит дороже полученного ими удовлетворения от сделанной работы? Пусть первый раз все получилось не идеально, но ребенок учится и гораздо быстрее, и лучше чем взрослый, который рискует, не получив таких навыков в детстве так и остаться неумехой, у которого все из рук валится. На одном из родительских собраний кто-то испугано вскрикнул: “Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить”. Это так, но разве нас кто-нибудь учил обращаться с острыми предметами? Разве мы, перед тем как взять в руки ножницы могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах? Эти дети могут. Так же как могут перейти к математике и русскому языку, когда сами захотят. В своем индивидуальном темпе, когда созреют, а не когда учитель построит их и поведет на занятие. Важно и то, что выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству. Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК. Можно часто слышать такие высказывания как: "Монтессори! А, это система, в которой детям позволяется делать все, что им хочется. Для моего ребенка это не подходит. Я верю в дисциплину". Подобные недоразумения продолжаются из-за того, что иногда педагоги открывают так называемые Монтессори-группы, прежде чем действительно постигнут основные принципы их организации. Сама же Монтессори определила свободу как естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и для других. Как видим речь не идет о вседозволенности, анархии, нарушении социальных норм. Скорее разговор о свободе от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях. Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Всех кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром малыш открывается путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды из которых состоит дидактический материал и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения. При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети. У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. Помню, какой шок пережила одна из проверяющих, сада Монтессори, когда ребенок на попытку помощи в его работе, попросил тетю отойти и не мешать. Отпор был дан без тени раздражения. Ребенок почувствовал ненужность и некомпетентность вмешательства и вежливо сообщил об этом. В аналогичной ситуации взрослые иногда бывают менее сдержаны. В заключении - одна маленькая история, рассказанная в книжке американского последователя Монтессори. Однажды придирчивые и скептические посетители Монтессори-класса остановили одного из детей - маленькую девочку 7 лет - и спросили: “Правда, что в этой школе тебе позволено делать все, что хочешь?” “Я не знаю этого “ - осторожно ответила юная девица, - “но я знаю, что нам нравится то, что мы делаем!” *** Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори вызывает порядок в них. - Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину? Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе. Обычно это воспринимается как методический прием легко переносимый в любую группу дошкольного учреждения. Все почему-то забывают, что еще не умеющий читать малыш вряд ли сможет узнать, что там на бумаге написали взрослые. Для кого эти правила? Для детей, родителей, посетителей и, конечно же, учителей. Исключений нет, но если взрослые и старшие дети могут их прочитать, то с малышами все немного сложнее. Правила были всегда и мой приятель забывающий плохое, хуже чем я, вспомнил одно из правил своего детства. По форме это был стишок навсегда засевший в его памяти, по содержанию выливавшийся в унизительную пытку. Тихо, тихо говорить, А то будут в душ водить. И нарушителя порядка действительно отводили в маленькую темную и холодную душевую, где он стоял в одних трусиках и, по замыслу воспитателей, обдумывал житье свое и свои прегрешения. На самом деле было немного холодно и очень обидно. Правила в Монтессори группе качественно другие. Сама идея, некоторых рамок удобной для всех жизни в группе, возникла из открытия М.Монтессори сензитивных периодов, в частности периода порядка. В это время ребенок крайне негативно реагирует на резкие изменения в окружающей его привычной среде. Эта психологическая особенность, стремление к упорядоченности и лежит в основе, вырабатываемых учителем и детьми правилах. Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом учитель просит всех замолчать и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Дети сами понимают неудобство такого общения. Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться. Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты. Правил должно быть не очень много и все они подчеркивают уважение к работе в повседневной среде, к собственной и чужой работе, к личному и чужому рабочему месту, ответственность за материал и мебель группы. Бывает, что какое-либо правило не может органично войти в жизнь детей и все время нарушается, такое не сработавшее ограничение лучше отменить. Всегда можно подойти с другой стороны найти иной ракурс и предложить его в удобной всем формулировке. Правила, со временем так входят в повседневность, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребенка: “У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу) как надо”. В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на двадцать-тридцать минут. В группе же ничего не изменяется все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими. *** В России свобода всегда понималась как вседозволенность, как разгул и анархия. Поэтому так много разговоров вокруг свободы в Монтессори группе. С одной стороны не много ли ее, а с другой где же она эта свобода? Ответов на этот вопрос достаточно много от известной формулы о свободе, как осознанной необходимости, до тонкого разделения ее Э. Фромом на “свободу от” и “свободу для”. Первая ведет к разрушению и анархии, вторая предполагает созидательную творческую деятельность. В конечном счете у Монтессори речь идет скорее о свободе для - для творческого саморазвития и сомосовершенствования личности. Тем не менее, для Монтессори изначально это понятие чисто биологическое и означающее независимость, автономность субъекта. И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном? Попробуем взглянуть на свободу так как предлагала это сделать М. Монтессори и посмотрим что же получает использующий ее ребенок. Поговорим о плодах свободы. Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала с котором ребенок работает, партнера с которым может вступить во взаимодействие малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем что в нашем обществе принято называть образованием - вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода это снять эти абсурдные ограничения. Второй подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть. Кроме того свобода, как ее трактует Монтессори необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет нас к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка. Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу, затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, в укреплять ее. Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность. Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают. С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди - это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность. Фактически, тем, кто знает по опыту отношение к работе “свободных детей”, хорошо известно, что они предпочитают трудную работу. Ничто не надоедает такому ребенку так скоро, как необходимость заниматься тем, что он считает слишком легким. Один из американских педагогов рассказывал, как однажды случайно услышал следующую беседу при посещении Монтессори-группы: “Сегодня я покажу тебе новый вид арифметических задач”,- сказал учитель маленькой девочке. На что последняя спросила:- “Они трудные?” - “Да, конечно”,- ответил воспитатель. “О! Ура!”- воскликнул ребенок, хлопая в ладоши.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. УРОК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Как часто приходится слышать жалобы воспитателей на то, что дети не понимают слов, не слышат и не слушают. В младшей школе стало почти правилом кричать на детей. - Иначе не понимают, - часто оправдываются учителя. Любопытно, что некоторые исследования речевых штампов, воспроизводимых дошкольниками, говорят о том, что вслед за воспитателями и родителями они воспроизводят репрессивный характер речи воспитателя и вслед за ними малыши в играх с куклами пичкали эти манекены нотациями и ограничивали всевозможными запретами. Легко предположить, что в такой ситуации живой ребенок встает перед выбором: либо сдаться на милость победителя, либо прослыть непослушным, вредным, упрямым, неуправляемым. Получается, что, пренебрегая естественными потребностями его развития, мы провоцируем его на непослушание, а потом стараемся подавить. Здоровый организм ребенка сопротивляется, борется за себя, и все наши слова, в лучшем случае, “отлетают, как от стенки горох”, а в худшем погребают под собой самостоятельность ребенка и его стремление к нормальному развитию. И если у детей действительно срабатывает система защиты впору обрадоваться этому. Наконец-то малыши, переполнившись воспитательными словоизлияниями, перестали реагировать на слова. Монтессори предлагала педагогам, делать урок немногословным, но четким и ясным для ребенка. Смысл предлагаемого детям понятия не должен быть размыть и утоплен в многочисленных малопонятных терминах. Она настоятельно советовала учителю, работающему по ее системе, заменять словесные методы общения невербальными. Сегодня уже признано существование двух языков общения. Один - язык слов, понятий, категорий, обобщений, фраз. Второй - язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача. Это язык эмоций и переживаний. Он появляется очень рано и позволяет малышу “считывать” информацию об отношении окружающих к нему и друг
|