Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.



 

 

 

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности

«Учись учиться»

 

                                                                                                              

 

                                             Пояснительная записка

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

 Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.

Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий

 

Задачи программы

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-  углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

 

Развивающие:

-  формирование и развитие логического мышления;

-  развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

-  развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

-  развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-  развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

-  развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

-  развитие речи и словарного запаса учащихся;

-  развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

-  формирование положительной мотивации к учению.

-  формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

-  формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно­-деятельностного развития младших школьников.

 

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Реализация программы рассчитана на четыре года, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

Основные принципы, на которых построена программа:

*  Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

*  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

-  системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;

-  принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

-  принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

*  Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

*  Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

 

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. В первом классе 68 часов, во 2-4 классах по 34 часа. Общая продолжительность обучения составляет 170 часов.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет.

 

Формы и режим занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Занятия проводятся: в 1 классе два раза в неделю по 40 минут (понедельник, среда )  во 2-4 классах один раз в неделю по 40 минут ( во 2 классе во вторник; в 3 классе в четверг; в 4 классе в пятницу)

                                        Ожидаемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•  овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки

•  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

•  учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

•  строить речевое высказывание в устной форме

•  концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

•  уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

•  выделять существенные признаки и закономерности предметов

•  развить вербально-логическое мышление

•  учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•  улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

•  учиться работать в паре и в группе

•  выполнять различные роли

•  слушать и понимать речь других ребят

•  осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

•  правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

•  налаживать контакт с людьми;

•  правильно взаимодействовать с партнерами

•  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Курс включает в себя следующие направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

— формирование учебной мотивации;

— развитие личностной сферы.

                            Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Название темы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие мышления
Анализ , синтез, классификация
Развитие моторики и координации - -
Начальная диагностика (тестирование)
Итоговая диагностика ((тестирование)
Итого

Содержание программы

1 класс

-Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.