Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внимание! Это важно!



 

Методика проведения экскурсии.

1. Экскурсия должна быть адресной, то есть экскурсовод должен говорить не просто "текст", а рассказывать для конкретных людей.

     2. Экскурсоводу необходимо владение вопросно-ответным методом,
который позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении
экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, т.е. явно
подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными. Первые
чаще всего используются в работе с дошкольниками и младшими
школьниками, экскурсия для которых представляет собой почти
непрерывный диалог. В ней экскурсоводу важно организовать активность
детей, в том числе речевую, добиваясь от них умения выслушать вопрос, дать
свои варианты ответов, выбрать правильный, задать свой собственный.

    3. Со старшими детьми вопросы приобретают косвенный характер. Задавая
их, экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько
старается поддержать тон доверительной беседы. При этом важно признать
эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы, например, следующим
образом: «Вы, конечно, помните .. ?», «Вы скорее всего знаете .. ?», «Вы,
вероятно, уже догадались .. ?» и т.д.

    4.Основой общения в музее является экспонат, вокруг которого и строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть приемами
показа, всячески подчеркивая приоритет предмета. К ним следует
отнести выбор точки обзора, способность поставить группу так, чтобы
всем все было видно и слышно. Не стоит начинать нового фрагмента
экскурсии, пока не подошла вся группа.

  5.Внимание к экспонату будет зависеть, прежде всего, от отношения к
нему самого экскурсовода. Экскурсовод, как правило, должен стоять к
экспонату не спиной, а вполоборота, и при первом упоминании
посмотреть на него, т.к, это движение непременно повторят
экскурсанты.

6.Для того чтобы сосредоточить внимание группы на определенном
объекте, добиться конкретности восприятия, можно употребить такой
специфически музейный прием, как создание установки на узнавание.

7. Иногда стоит сначала сообщить определенную информацию, а затем
вместе с группой найти ей предметное подтверждение. В этих случаях
происходит возобновление и закрепление информации, выступающей в
новых связях. Однако наиболее эффективно действует прием создания
установки на узнавание тогда, когда экскурсовод исподволь подготавливает
аудиторию к встрече с самым ценным в коллекции музея. Он может
несколько раз на протяжении экскурсии упоминать об этом экспонате,

подчеркивая его уникальность и значимость, чтобы в момент «встречи»
группа была максимально открыта для восприятия.

Внимание! Это важно!

1 . Осмотр экспозиции должен проходить слева направо, по часовой стрелке.

Особые методические приемы. К особым методическим приемам
можно отнести встречи во время экскурсии с участниками событий, которым
посвящена экспозиция: ветеранами Великой Отечественной войны, учеными,
деятелями культуры и др. Эти встречи необходимо готовить, согласовать
время, место и продолжительность беседы. Беседа должна быть органически
увязана с темой экскурсии.

Некоторые особые приемы основаны на применении технических
средств. Это музыкальные паузы, прослушивание записей выступлений
участников событий, просмотр фрагментов кино- и видеофильмов.

Культура речи экскурсовода. Владение экскурсоводом искусством
слова - важное условие проведения экскурсии. Экскурсионный рассказ
должен отличаться по манере изложения от лекций и докладов и иметь
«разговорный характер».

Вместе с тем, недопустима отвлеченность, употребление стереотипов,
общих слов, смысл которых давно стерся. Хорошо действует простое
наглядное сравнение, употребление ярких эпитетов.

Повышает выразительность речи своевременное употребление
афоризмов, пословиц, поговорок. Экскурсоводу, оружием которого является
слово, следует помнить мудрое изречение Льва Толстого: «Говори о том, что
тебе ясно. Иначе молчи».

Для того, чтобы совершенствовать свою речь, экскурсоводу
рекомендуется записать фрагмент экскурсии на магнитофон и
проанализировать запись.

 

Памятка экскурсовода.

1.Преодолевай волнение! Помни, что у всех бывают неудачи. Умный
человек поймет и не осудит. Неудача - это тоже опыт!

2.Запомни, что речь экскурсовода - это, прежде всего, речь собеседника,
а не информатора, поэтому надо говорить грамотно и с естественной
интонацией.

3.При рассказывании смотри на кого-нибудь из группы. Перемещай
взгляд и на других слушателей.

4.Не обрушивай на посетителей много дат и имен - человек очень скоро
перестает эту информацию воспринимать!

5.Позволяй слушателю быть исследователем. Задавай время от времени
вопросы слушателям, на которые сам и ответишь через несколько
секунд.

6.Посещение музея - отдых. Найди время для шутки. Смех облегчает
восприятие информации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.