|
|||
Спортивные игры в системе физического воспитания»Стр 1 из 2Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ На тему: «Спортивные игры в системе физического воспитания»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 Основная часть………………………………………………………………4 1.Характеристика спортивных игр, их специфические признаки, место в системе физического воспитания ………………………………………….4 1.1.Место спортивных игр в системе физического воспитания; воздействие занятий спортивными играми на занимающихся …………..7 1.2. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки ……..9
Литература……………………………………………………………………….17
Введение Видовым понятием, отличающим спортивные игры от других видов спорта, следует взять «игровая деятельность». В научных публикациях мы встречаем такое определение спортивным играм: «Спортивная игра - это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям». В учебнике под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова под спортивными играми понимается: «Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании». Обобщая, можно дать определение понятию «спортивные игры». Спортивные игры - это виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами. Спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды называются командными спортивными играми.
1.1. Место спортивных игр в системе физического воспитания; воздействие занятий спортивными играми на занимающихся Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других. Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц, но и в целом многие другие незаменимые для человека качества, такие как ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Допустим, баскетбол развивает точность при метании мяча, с максимальным отклонением от цели на 20 сантиметров. Если говорить про спортивные игры то каждая игра имеет свой сюжет, а исходя из сюжета и правил выходит, что каждая спортивная игра имеет и свою тактику. Отсюда делаем вывод, что помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию таких «нефизических» качеств как логика, быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию, то есть, короче говоря, развивают человека умственно. Кроме того, в спортивных играх помимо общей физической подготовки и технической стороны обязательно должна присутствовать как теоретическая так тактическая подготовка. Причем, последней уделяется не меньше времени в подготовке, чем общей физической. Спортивные игры относятся к нестандартным, или ситуационным, физическим упражнениям. Эти упражнения характеризуются тем, что «структура, направление и сила при выполнении двигательных актов не программируются заранее, а зависят от ситуаций, возникающих в разные моменты спортивной деятельности. Своевременное и правильное решение двигательных задач при этом обусловлено способностью нервной системы экстраполяции, четкой информацией, поступающей в центральную нервную систему от органов чувств, высокой подвижностью нервных процессов, соответствующей подготовленностью двигательного аппарата и обеспечивающих его деятельность вегетативных систем. Все спортивные игры характеризуются скоростно-силовыми движениями смешанного типа. Преобладающими являются ациклические движения. Большое значение имеет точное выполнение прицельных движений. Работа мышц при спортивных играх в основном динамическая. Однако при силовых приемах мышцы развивают значительные, но кратковременные статические напряжения. Это предъявляет значительные требования к силовой подготовке спортсменов, занимающихся спортивными играми. Мощность циклических движений при спортивных играх - переменная. В отдельные моменты игры она может быть большой, субмаксимальной и максимальной. Нередко в процессе игры происходит кратковременное прекращение деятельности спортсмена (нарушение правил, потеря мяча, одноминутный перерыв и пр.) при снижении мощности работы и при кратковременных остановках должны усиливаться восстановительные процессы. Они протекают более интенсивно у квалифицированных спортсменов, отличающихся высокой подвижностью нервных процессов. Спортивные игры предъявляют значительные требования к анаэробным возможностям организма. Если игра протекает в очень высоком темпе (например, хоккей с шайбой), то многие системы организма, функционируя в анаэробных условиях, не выдерживают длительного напряжения. В связи с этим правилами разрешается смена игроков. Для достижения высоких результатов в этих видах спорта наряду с анаэробными возможностями необходимо развитие и аэробных. Спортивные игры способствуют развитию быстроты, силы,ловкости и специальной выносливости к выполнению работы переменной мощности. Большой объем тренировочных нагрузок требует также развития общей выносливости. Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми разнообразны. Сложность их обусловлена тем, что спортсмен должен вести мяч, выполнять передачи и другие игровые приемы непосредственно в момент быстрого передвижения по площадке. В спортивных играх, как в других видах спорта, необходима автоматизация двигательных навыков. Чем она выше, тем эффективнее деятельность спортсмена. Автоматизировано должны осуществляться отдельные игровые приемы, и даже компоненты сложных действий.«Однакопри игре нередко, возникают такие ситуации, когда заученные привычные движения становятся неэффективными. Тогда стереотипная деятельность спортсменов должна изменяться в соответствии с создавшимися условиями. Это достигается путем экстраполяции, которая осуществляется к сознательно, так и автоматизировано. При этом у спортсменов образуются новые условно-рефлекторные связи, обеспечивающие новые формы движений. Таким образом, при спортивных играх стереотипные движения должны быть легко изменяемыми. Это обеспечивается высокой подвижностью нервных процессов, управляющих двигательной деятельностью. Занятия спортивными играми совершенствуют подвижность нервных процессов. Один из косвенных показателей этого - укорочение латентного времени условно-рефлекторных двигательных реакций. Более значительно при этом укорачивается латентное время сложных реакций, требующих выбора правильного ответа. Укорочение общего латентного времени реакций (на 5-20%) происходит главным образом за счет уменьшения времени, затрачиваемого на выбор ответа. Подвижность нервных процессов необходима не только для быстрой смены структуры и темпа движений, но и для соответствующего изменения деятельности органов дыхания и кровообращения. Эти органы должны быстро повышать свои функции при увеличении мощности работы и быстро восстанавливаться при ее снижении. Игровая деятельность требует быстрых, координированных и точных движений. Для этого необходима своевременная и четкая информация как о расположении игроков и мяча на площадке (обеспечиваемая органами зрения и слуха), так и о положении собственного тела и о состоянии его мышц, поступающая от вестибулярного и двигательного анализаторов. Спортивные игры предъявляют специфические требования к двигательному аппарату. Подготовка игрока должна обеспечивать повышение «взрывной» силы мышц, «прыжковой» выносливости, быстроты стартовых ускорений, скоростной выносливости. Специальная силовая подготовка игроков сопровождается гипертрофией скелетных мышц. Но эта гипертрофия не должна снижать их скоростные качества. 1.2.Характеристика спортивных игр, их специфические признаки Спортивные игры - это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры. Достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или площадку, защищаемую соперником, большее количество выбитых фигур или перебежек, опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т.д.) оценивается количеством набранных очков, забитых или заброшенных мячей и т.п. содержание деятельности в спортивных играх, направленной на достижение цели игры, определяется едиными правилами. При этом используются присущей только конкретной игре соревновательные действия - приемы игры (техника игры). Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требования надежности, стабильности навыков и т.д. В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.), в играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности. Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником. Количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортивный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в игровых видах спорта в полной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице (первое и последнее места). Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвоение высокого спортивного знания. Таким образом, необходимо установление объективных показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществлять контроль. Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности, или специфические признаки, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность.Наиболее характерные из них следующие. Преподаватель должен тщательно изучить результаты врачебного контроля, а в процессе занятий внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого). Субъективные же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков. Использование повышенных нагрузок возможно лишь при надлежащем врачебном контроле за воздействием их на состояние здоровья спортсмена. Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.
|
|||
|