Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория Альдерфера



 

Лекция 6.

Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

 

1. Понятие и виды мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

 

1. Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.

Под мотивами понимают потребности, выполнение которых стало настоятельным, что обуславливает поведение человека. Настоятельность потребности может быть обусловлена внешними факторами, которые называют стимулами. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. Последние подразделяются на организационные и моральные.

Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, но поддающуюся целенаправленному формированию. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловлена многими факторами: образованием; уровнем благосостояния; стимулом и др. На основе знания мотивационной структуры руководитель путем выбора соответствующих стимулов развивает желательные мотивы и ослабляет нежелательные для достижения конечных результатов.

Следует отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности не существует однозначной связи. Она опосредована качествами работника и условиями мотивации. В зависимости от того, что стимулируется – сама деятельность или результат – выделяются текущая мотивация или мотивация по итогам.

 

 

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 

 

Современные теории мотивации разделяют на две категории:

 

содержательные основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе - Абрахама Маслоу - Дэвида Мак Клелланда - Фредерина Герцберга - Клинтона Альдерфера процессуальные более современные основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания - теория ожиданий - теория справедливости - модель Партера-Лоулера - теория Спинера «Усиления»

 

 

Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, которые повышают их благосостояние.

А именно: 1) прямые (денежные доходы)

2) косвенные, которые облегчают получение других (допол

                                                 нительное свободное время,

                                                 позволяющее зарабатывать в

                                                 другом месте).

Н (1) заработная плата: предпринимательская прибыль; выплаты и льготы

формы и системы оплаты труда  самостоятельные

 

- повременная (простая и премиальная)

- сдельная (прямая    индивидуальная

                                     коллективная

                  косвенная)

- сдельно-прогрессивная

- сдельно-премиальная

- аккордная

                 - понятие КТУ

 

 

 

Н (2) сокращенный рабочий день; увеличенный отпуск; скользящий и гибкий график, предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работ времени.

 

К неэкономическим способам относят:

- организационные (15 притер. мотивир.)

- моральные

 

моральные    личное признание (персональное упом., личное клеймо)

                        публичное признание (газеты, «Доска Почета»,

                                                         почетные знаки, звания, грамоты)

Специфические моральные методы мотивации

 

1) – похвала (признание любых достойных действий исполнителем)

2) – критика (отрицательная оценка упущений в работе)

 

к (1) предъявляются требования: дозированность, последовательность,

                                                    регулярность, контрастность .

 

Отсутствие похвалы              демотивируют

Незаслуж. или нескренная         

 

 

(2) правила: конфиденциальность, доброжелательность, уважение личности, высказывание замечаний иносказательно, аргументированность, подчеркивание готовности прийти на помощь.

 

Особая форма мотивации: продвижение по службе (в должности)

Дает и более высокую заработную плату (экономич. мотивация)

и интересную и содержательную работу (организационная мотивация)

и признание заслуг и авторитета личности (моральный)

 

Но: этот способ ограничен внутренне:

- в организации не так много должностей высокого ранга

- не все люди способны быть руководителями и не все к этому стремяться.

 

(2) правила: конфиденциальность, доброжелательность, уважение личности, высказывание замечаний иносказательно, аргументированность, подчеркивание готовности прийти на помощь.

 

Особая форма мотивации: продвижение по службе (в должности)

Дает и более высокую заработную плату (экономич. мотивация)

и интересную и содержательную работу (организационная мотивация)

и признание заслуг и авторитета личности (моральный)

 

Но: этот способ ограничен внутренне:

- в организации не так много должностей высокого ранга

- не все люди способны быть руководителями и не все к этому стремяться.

 

 

2. Содержательные теории мотивации

Теория Альдельфера пирамида Маслоу                                              Само-                                 выра-                               жение,                              реализ.                                                         своих возм.                                                                             Положение,                          престиж,уваж.                            Социальные                    (контакты,коммун.)                          Безопасности и                  Защищенности                                                             Физиологические                                                   Основное правило: следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь , когда предыдущие ступени пройдены (только снизу вверх).   Теория Геррцберга 2-х факторная     мотивирующие (признание, успех, творческий рост, продвижение по службе)     (связанные с усилиями труда, здоров., т.е.з/платы не относится к мотивирующим факторам). Гинитические факторы наличие гинетических факторов не мотивирует, а предотвращает возникновение чувства неудовлетворенности работой

Теория Мак Клелланда – теория приобретенных потребностей.

Три потребности: власть (административная, авторитет, талант)

                          успех (достижение поставленных целей более эфор.)

                          принадлежность (причастность) (поиск поддержки,

                          широкие контакты, обеспеченность информацией).

 

Теория Альдерфера

3 группы потребностей – существования; связи; роста.

 

Движение от потребности к потребности в обе стороны например: при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня человек вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создает дополнительные возможности для мотивации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.