|
||||||
Теория АльдерфераСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 6. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
1. Понятие и виды мотивации. 2. Содержательные теории мотивации. 3. Процессуальные теории мотивации.
1. Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей. Под мотивами понимают потребности, выполнение которых стало настоятельным, что обуславливает поведение человека. Настоятельность потребности может быть обусловлена внешними факторами, которые называют стимулами. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. Последние подразделяются на организационные и моральные. Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, но поддающуюся целенаправленному формированию. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловлена многими факторами: образованием; уровнем благосостояния; стимулом и др. На основе знания мотивационной структуры руководитель путем выбора соответствующих стимулов развивает желательные мотивы и ослабляет нежелательные для достижения конечных результатов. Следует отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности не существует однозначной связи. Она опосредована качествами работника и условиями мотивации. В зависимости от того, что стимулируется – сама деятельность или результат – выделяются текущая мотивация или мотивация по итогам.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Современные теории мотивации разделяют на две категории:
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, которые повышают их благосостояние. А именно: 1) прямые (денежные доходы) 2) косвенные, которые облегчают получение других (допол нительное свободное время, позволяющее зарабатывать в другом месте). Н (1) заработная плата: предпринимательская прибыль; выплаты и льготы формы и системы оплаты труда самостоятельные
- повременная (простая и премиальная) - сдельная (прямая индивидуальная коллективная косвенная) - сдельно-прогрессивная - сдельно-премиальная - аккордная - понятие КТУ
Н (2) сокращенный рабочий день; увеличенный отпуск; скользящий и гибкий график, предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работ времени.
К неэкономическим способам относят: - организационные (15 притер. мотивир.) - моральные
моральные личное признание (персональное упом., личное клеймо) публичное признание (газеты, «Доска Почета», почетные знаки, звания, грамоты) Специфические моральные методы мотивации
1) – похвала (признание любых достойных действий исполнителем) 2) – критика (отрицательная оценка упущений в работе)
к (1) предъявляются требования: дозированность, последовательность, регулярность, контрастность .
Отсутствие похвалы демотивируют Незаслуж. или нескренная
(2) правила: конфиденциальность, доброжелательность, уважение личности, высказывание замечаний иносказательно, аргументированность, подчеркивание готовности прийти на помощь.
Особая форма мотивации: продвижение по службе (в должности) Дает и более высокую заработную плату (экономич. мотивация) и интересную и содержательную работу (организационная мотивация) и признание заслуг и авторитета личности (моральный)
Но: этот способ ограничен внутренне: - в организации не так много должностей высокого ранга - не все люди способны быть руководителями и не все к этому стремяться.
(2) правила: конфиденциальность, доброжелательность, уважение личности, высказывание замечаний иносказательно, аргументированность, подчеркивание готовности прийти на помощь.
Особая форма мотивации: продвижение по службе (в должности) Дает и более высокую заработную плату (экономич. мотивация) и интересную и содержательную работу (организационная мотивация) и признание заслуг и авторитета личности (моральный)
Но: этот способ ограничен внутренне: - в организации не так много должностей высокого ранга - не все люди способны быть руководителями и не все к этому стремяться.
2. Содержательные теории мотивации
Теория Мак Клелланда – теория приобретенных потребностей. Три потребности: власть (административная, авторитет, талант) успех (достижение поставленных целей более эфор.) принадлежность (причастность) (поиск поддержки, широкие контакты, обеспеченность информацией).
Теория Альдерфера 3 группы потребностей – существования; связи; роста.
Движение от потребности к потребности в обе стороны например: при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня человек вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создает дополнительные возможности для мотивации.
|
||||||
|