|
|||
Основы дидактики ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Основы дидактики Дидактика – отрасль науки, раскрывающая теоретические основы педагогического процесса в их наиболее общем виде. Есть и другое более компактное определение: дидактика – наука разрабатывающая теорию образования и обучения в общем виде. В первые данное понятие было введено немецким педагогом Вольфганом Ратке для обозначения искусства обучения, в последующем широкую известность оно получило в труде Ян Амоса Коменского «Великая дидактика». Сегодня данная наука включается в себя очень большой перечень поднаук, которые относятся к частным методикам обучения и воспитания людей. Информационные технологии в образовании тоже составляют поднауку дидактики. В связи с этим рассмотрим более подробно некоторые основные понятия дидактики характерные для всех учебных дисциплин и возрастов. Объектом дидактики выступает процесс обучения. Предмет дидактики – это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Дидактика отвечает на следующие вопросы: - Чему учить? - Как учить? - Когда учить? - Где учить? - Зачем учить? - Как эффективно учить? Все эти вопросы в совокупности создают методику или технологию обучения. В любой науке есть противоречия, так противоречиями дидактики выступают: 1. Чем больше мы знаем, тем больше мы понимаем, что мы ничего не знаем. 2. Вопрос времени обучения и жизни человека. (Сегодня треть жизни человека обучается, а в будущем процесс обучения должен увеличиться, а когда ему жить?) 3. Объем информации с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, а время жизни и обучения не должно увеличиваться. 4. Объем усвоенных знаний на объем знаний в мире выдают нам коэффициент усвоения, который с каждым годом неуклонно уменьшается, что говорит о низком качестве оценки. Решением всех поставленных проблем сегодня выступают различные частные методики обучения. Проблемами дидактики выступают: - педагогические основы содержания образования; - сущность, закономерности и процессы обучения; - закономерности учебно-познавательной деятельности; - система общепедагогических методов; - формы учебной работы. Функциями дидактики выступают: - Теоретическая или диагностико – прогнатическая; - Практическая или нормативно – инструментальная. Основным положениями дидактики также выступают принципы дидактики: 1. Научности 2. Системности и последовательности 3. Наглядности 4. Активности 5. Сознательности 6. Доступности 7. Прочности 8. Проблемности 9. Интеграции 10. Дифференциации 11. Мотивации и сознания 12. Связи теории с практикой. Задачами дидактики являются – научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации, усовершенствовании процесса обучения и создания новых технологий обучения. Отсюда возникает вопрос, а что такое педагогическая технология обучения. 3. Педагогические технологии обучения. Сегодня в различной литературе очень часто встречается три понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Данные категории также идентичны, как и категории: педагогика, образование. Самым широким понятие сегодня выступает педагогическая технология, так как охватывает все стороны и процессы образования. Примерами такой технологии выступает Деятельностьное, модульное или развивающее обучение. Следующей категорией является образовательная технология, которая связана с организацией образовательных учреждений и систем в них (школа Ямбурга). Самая укая и ограниченная по размерам технология – это технология обучения (воспитания), которая описывает деятельность обучающего и обучающихся. Наиболее широкое распространение получили в 80-е года прошлого столетия, когда был бум авторских технологий (опорные –конспекты Шаталова, школа Амоношвили и др.) В качестве определений дадим следующие трактовки выше перечисленных категорий: Педагогическая технология— это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин). Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков). В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса. Любая технология подразумевает под собой процесс оптимизации и интенсификации обучения (воспитания и развития). В таком понимании технология обучения требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату. Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта и составляющие основу традиционной педагогики, а законы и закономерности образовательного процесса, на которых и строит свою технологию педагогическая технология. Педагогическая технология опирается на определенные законы и закономерности педагогики, которые лежат в основе ее научной базы. В свою очередь законы и закономерности были сформулированы на основе научного познания педагогической действительности. Процесс формирования педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы формирования (создания) педагогической технологии: В.В. Юдин подчеркивает, что только законы, как объективные незыблемые связи компонентов учебно-воспитательного процесса (и закономерности как устойчивые, часто повторяющиеся связи) могут явиться основой технологического подхода в педагогике, претендующего на гарантированное достижение заранее заданной образовательной цели. Он же выделяет основную функцию технологии, которая заключается в переносе опыта, использовании его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение. Использование педагогических технологий предполагает особое построение учебного процесса (см. предыдущую Схему). Данная схема содержит этапы, присущие любому типу построения учебного процесса – выработку цели и определение содержания обучения. Отличительной ее особенностью является направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, наличие оперативной обратной связи. Схема технологического построения учебного процесса (М. Кларин)
Сегодня выделяют как отдельный вид технологий – «информационные». Информационная технология обучения — это педагогическая технология обучения, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Таких технологий сегодня достаточно большое количество. Все они требуют определенной классификации, которую мы с рассмотрим на следящей лекции.
Задание на самоподготовку: 1. Дайте определение данным дидактическим принципам. Назовите авторов каждого дидактического принципа. 2. Дайте определение категориям: образование, обучение, педагогика, воспитание, развитие.
|
|||
|