|
||||||||
Лекции по курсу «Информационные технологии в образовании»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекции по курсу «Информационные технологии в образовании» Лекция 1. Место информационных технологий в педагогической картине мира
1. Определение педагогического процесса и его содержание. Педагогический процесс- это специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучающегося) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Данное определение введено П.Ф. Каптеревым и раскрыто в его одноименном труде от 1904 года. В советской педагогике – это понятие употреблялось как «учебно - воспитательный» процесс, сегодня считается, что такая формулировка не отражает всю полноту картины педагогического процесса. Для рассмотрения структуры педагогического процесса нужно рассмотреть следующую схему, которая показывает полноту данного процесса:
Данная схема показывает, что структура педагогического процесса очень сильно связана между собой условиями, формами и методами работы. Каждый квадрат (размерами) показывает какое значение он несет в рамках самого процесса передачи опыта младшим поколениям. Каждый процесс данной схемы состоит из элементов (компонентов), которые выстраиваются в четкую структуру и формируют технологию работы человека занимающегося передачей знаний (в последующем педагога) Итак структура педагогического процесса состоит из следующих элементов: 1. Цель выявление итогового результата 2. Принципы – основные направления в достижения цели 3. Содержание – получение практического дидактического и методического материала, необходимого для решения педагогических задач 4. Методы – это необходимая работа педагога и обучающегося с целью придачи и получения, переработки и восприятия содержания обучения. 5. Средства – способы «работы» с содержанием 6. Формы работы – это последовательное получение результата педагогического процесса. Существует еще одна структура, состоящая из следующих компонентов: Целевой – Содержательный – Деятельностный – Результативный
Сегодня придерживаются следующей схемы педагогического процесса: Межкомпонентные связи формируются за счет основных положений дидактики, а динамичность достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогические и методические структуры соединяются в рамках такой дисциплины как Дидактика.
|
||||||||
|