Математика. Русский язык
Математика
Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
Примерные задания, которые целесообразно использовать на уроках математики для формирования УУД.
Формируемые УУД
| Примеры заданий
по математике
| регулятивные УУД:
| - «Преднамеренные ошибки» (например, выпиши примеры или уравнения, в которых допущены ошибки, реши их правильно);
- Задания на анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (например, «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т. д.);
- решение текстовых задач, создание моделей (схем) задач;
- создание проблемной ситуации;
- взаимопроверка и взаимооценивание письменных работ (например, математических диктантов).
| познавательные УУД:
| - «Найти отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки», составления схем-опор, работа с разными видами таблиц, составления и распознавание диаграмм;
- решение текстовых задач, создание моделей (схем) задач.
| коммуникативные УУД
| Работа в парах, группах.
|
Русский язык
На уроке русского языка происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование. Задания, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка представлены в таблице.
Формируемые УУД
| Примеры заданий
по русскому языку
| регулятивных УУД
| - письмо по памяти,
- зрительный диктант;
- взаимооценивание письменных работ (например, словарных диктантов);
- работа над деформированным текстом
| познавательные УУД:
| - работа с текстом: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей.
- разные виды разборов: орфографический, фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический;
- составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов,
- конструирование и переконструирование предложений;
- составление слов и предложений по схеме,
- разгадывание загадок, шарад, анаграмм; - различные виды диктантов;
- списывание;
- комментированное письмо.
| коммуникативные УУД:
| - создание различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения;
- написание изложений, творческих диктантов;
- работа в парах, малых группах,
- взаимопроверка заданий, взаимные задания групп.
|
Исходя из вышеизложенного, следует сделать выводы, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Формирования УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
|