Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литературное чтение



 

Круглый стол «Функции УУД»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем

заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Формы и методы работы, которые следует применять для формирования УУД, отображены в таблице.

 

Методы, приёмы, средства обучения; педагогические технологии Формируемые метапредметные УУД
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность. Дидактические игры. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные
Используются самоконтроль, взаимоконтроль Регулятивные, личностные, познавательные
Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам Познавательные, коммуникативные, личностные
Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, шкала и т.д. Коммуникативные, личностные, познавательные

 

 

Анализ таблицы показывает, что универсальные учебные действия тесно связаны, и формировать их можно и нужно на всех этапах урока с применением соответствующих форм и методов, правильно организовав деятельность учащихся. Так же следует отметить, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

Приведу несколько примеров заданий по разным предметам для формирования универсальных учебных действий.

Литературное чтение

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений, учит обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, строить план.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения можно выполнять следующий задания.

Формируемые УУД Примеры заданий по литературному чтению
регулятивных  УУД   - высказывание мнения по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка. (Обязательно следует дать критерии (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет);
познавательные УУД: - Найдите в тексте и прочитайте (выборочное чтение); - дайте ответы на вопросы; - охарактеризуйте персонажи литературного произведения; - создание проблемной ситуации (Как бы поступил ты? Что случится, если герой поступит по-другому?); - подберите пословицу (поговорку), которая наиболее точно подходит к данному произведению; - чтение по ролям, инсценировки, творческие проекты.
коммуникативные УУД: - Различные формы чтения (цепочкой, эстафетой); - выскажите свое мнение о поступках героев; - задайте вопросы по тексту одноклассникам; - работа в парах или группах; - проектно-исследовательская деятельность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.