Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Или смерть?» Дворовый Катехизис Русского человека 11 страница



– Хотелось бы поговорить также о насущной для многих молодых людей проблеме, которая, как они считают, стоит на их пути к счастливой жизни: проблеме отсутствия в их жизни любви. Люди редко считают себя счастливыми, когда у них нет пары и их сексуальные желания не удовлетворены, особенно остро одиночество переживается в юности. Насколько, на ваш взгляд, удовлетворенность в любви необходима для счастья?

– Я скажу крамольную вещь: понимаете, пока обретение пары является для вас важнейшей целью вашей жизни, пока вы считаете, что обязаны иметь самую красивую девушку побережья, и пока вы, сгорая от желания и предчувствия плотской любви, сучите ногами и пускаете слюну, вы находитесь максимально далеко он внимания объекта ваших вздохов. Если, извините за вульгарность, посмотреть на поведение тех, кого считают сердцеедами, и попытаться понять, почему у них так легко всё получается, то станет ясно, что всё дело в том, что они холодны и бесстрастны. Их пресыщенная мужская составляющая не зависит уже от сиюминутного результата общения с какой-либо конкретной женщиной. И вот это почему-то и поражает женщин больше всего. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», – писал Пушкин. И к этому даже нечего добавить, кроме того, что страстность не полезна даже в таком спорном по добродетели занятии, как пылкая влюбленность.

Пока вы разговариваете с объектом «вашего интереса» с абсолютной уверенностью, это производит на женщину буквально гипнотическое впечатление и подтверждает тот факт, что перед ней тот самый альфа-самец, кем бы он при этом ни был в социальном плане и как бы он ни выглядел сию минуту. Как только вы начинаете, сгорая и трепеща от порывов желаний, что-то лепетать, то это дорога с точностью в никуда. Потому что женская психика устроена крайне странным образом: ей нужна ваша тотальная уверенность, чтобы дама понимала, что рядом с вами не дует и ее уже не собьет проезжающая рядом машина. Любая настоящая женщина бессознательно ищет в мужчине признаки отца ее будущих детей. Если она не шлюха, конечно.

Но как только она понимает, что является хозяйкой тому, кто пытается с ней познакомиться или связать с ней свою жизнь, и что именно от ее волеизъявления зависит настроение, состояние счастья и успешность жизни данного молодого человека, поверьте, она вытрет о вас ноги с чисто женским сладострастием и цинизмом змея-искусителя.

Мужчина остается мужчиной лишь тогда, когда он именно воин, хозяин, муж, отец, любое снижение статуса ведет к поражению в семейных правах. Я понимаю, что этими словами я могу обидеть прекрасных дам, но я взрослый парень и давно уже здесь.

Всё больше убеждаюсь, что спокойное, ровное отношение к женщине, как бы вы себя по отношению к ней ни чувствовали, является важнейшим залогом того, что ваши чувства с ней состоятся. Отношения, взаимность, семья, Любовь, дети. Но если вы понимаете, что вам остро этого не хватает, и вы начинаете рыскать глазами вокруг, ища объект своей Любви за каждым углом, то вы и потеряете Любовь. Не похоть, не желания, а именно Любовь – как высшую форму проявления человеческой души. Потому что Бог есть Любовь, не оскорбляйте Его призывами явиться и поисками под кроватью… в темноте… на ощупь, руки испачкаете. Любовь к Маме, Любовь к Родине, Любовь к товарищам и Любовь к женщине абсолютна по сути своей и идентична, это высшее чувство и высшая категория, потому что это всё производные от Любви Бога. Это то, что принес в наш мир Спаситель: он принес религию Любви – Православие. Что же до конкретных отношений между полами, меня поразила одна фраза: «Любовь – это то, что остается, когда проходит влюбленность». Когда эмоциональный туман рассеялся, биохимия крови схлынула, остается составляющая высшего порядка. Любовь – это когда ты вдруг понимаешь, что обожаешь даже глупости человека, который находится перед тобой. Он совершает порой проступки или оплошности, странные, но такие умилительные, такие очаровательные в своей искренности, непосредственности!

Любят кого-то, а не за что-то… Любят, чтобы Любовью спасти, изменить, поддержать, согреть – ТО ЕСТЬ ОТДАТЬ, а не получить!

Любая чрезмерность в чувствах и желаниях является следствием очарования, впадения в прелесть, чрезмерное влечение к противоположному полу – это прямое отражение Адамова искушения.

Меня поразило одно исследование, хотя я не очень серьезно к нему отношусь. Речь шла о том, что изучался психотип людей, ставших жертвами нападения акул. Оказалось, что, как правило, эти люди были крайне ревнивы. Попущением Божиим они теряли в результате собственное тело, расплачиваясь тем самым за собственный грех ревности к тем людям, которыми они обладали.

Ревность – антипод Веры, а Любовь это и есть Вера в объект Любви! Ревнуешь – значит, не веришь, не веришь – значит, не любишь… Значит, боишься, значит, трус и неудачник! Наши женщины нас не предают, нас бросают учебно-боевые подруги, чтобы закалить наш Дух, и нет повода для расстройств при их потере – на списание в утиль и снова в бой! Ожидая Дар Божий – Любовь и любимую.

Еще раз говорю: ревность, страстное желание обладать другим человеком – это проявление слабости, потому что мы выражаем через них сомнение в собственных силах, собственном значении и не верим при этом тому, кого, как мы считаем, любим. За всё за это мы расплачиваемся сжигаемым сердцем. Потому что слабость и Любовь – как вода и масло: смешать их возможно, но крайне ненадолго. Любовь дает силу. И всегда было так. С любовью Спаситель взошел на Крест и простил весь мир с Любовью, с Любовью уйдя из него и оставив нам его таким, что и мы сами можем изменить его только Любовью. И солдат, воюющий со своим противником, должен делать это, при всем цинизме этих слов, с Любовью к тому, что он делает. Нет большего горя, чем убийство человека, и о нем придется молиться и каяться в этом до конца своих дней. А сладострастие и животная радость от убийства и ненависти к врагу – это уже слабость, кормление диавола. Это уже антипод Любви, антипод состраданию. Не жалости, а состраданию, когда человек страдает вместе с тем, кому плохо. Даже если это лютый враг вашей Веры, вашего народа, Родины и он достоин смерти, но он в равной мере достоин сострадания, как падшее существо.

– На ваги взгляд, чем действительно необходимо обладать и кем быть, чтобы стать счастливым человеком?

– Нужна осмысленность своего существования. Осмысление, осознание, умоположение – три этапа работы сознания как такового. Мы, люди, обладающие сознанием и душой бессмертной, понимающие, что вся наша жизнь – это эволюция души, должны и просто обязаны иметь необходимый духовный инструментарий. Я, человек религиозный и Православный, придерживаюсь Православного взгляда на этот мир, свое место в нем и на то, что я должен в этом мире сделать. В связи с этим я рассматриваю всю свою жизнедеятельность в критериях Веры моей, и когда я понимаю, что я – воин Христов и мне собственными поступками придется менять этот мир, стяжая «дух мирен» (с), это ли не счастье?

Если преуспею на этом пути, то мир действительно изменится. Мир всегда меняется вокруг тех людей, которые меняют сами себя. И именно эти люди находятся в состоянии счастья, потому что нет большего счастья, чем видеть собственные изменения в лучшую сторону, чем двигаться по тому пути, который ты однажды избрал, приняв его разумом и сердцем, и делиться своей радостью с теми, кто тебя окружает. Щедрые люди стяжают гораздо больше, чем люди накапливающие. Отдавая свою Любовь, отдавая собственные знания, мы всегда приобретаем гораздо больше – мы делимся тем праведным грузом, который хранит наше сердце.

Надо постоянно раздавать всё то богатство, что накопил в душе и уничтожать всё то, что, как свинцовые гири, мешает двигаться дальше: злость, ненависть, алчность и гордыню, которые, как черви, пожирают наши силы.

Сильный человек – человек смиренный в силу того, что ему не надо никому ничего доказывать. Ему не надо ни перед кем оправдываться. Это совершенно необязательно, и даже категорически неприемлемо в силу того, что единственный судья, являющийся авторитетным для человека верующего – это Господь на небесах. И суд Божий – над всеми нами, и только он имеет значение. Так вот, с Верой в Господа, возлюбим Его и будем делать всё, что нам вздумается, понимая, что ничего, оскорбляющего Бога, мы уже сделать не сможем. Аллилуйя!

– Андрей Николаевич, что бы вы могли сказать тем, кто сейчас по каким-либо причинам несчастлив и переживает тяжелые для себя времена, о том, какие шаги следует предпринять, чтобы выйти из этого тяжелого состояния? Что может предпринять несчастливый человек для того, чтобы измениться или изменить свою жизнь?

– Понимаете, я не могу советовать кому-то что-то, потому что это было бы крайне высокомерно с моей стороны. Поэтому я скажу просто, исходя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из своего опыта: чтобы начать движение в направлении счастья, нужно прежде всего найти равновесие в Душе вашей. Свое равновесие я нашел, став Православным человеком. Придите в храм, не на службу, а просто так, между богослужениями, когда в нем никого нет. Просто сядьте на лавочку и посидите. Почувствуйте этот воздух, разлитые в нем ароматы свечей и ладана. Посмотрите в высоту храмовых сводов, на фрески, где изображены Спаситель и Богородица, на свет, льющийся с Небес через окна под куполом. Вы поневоле ощутите ту Благодать, которая и поведет вас за собой дальше. Я понимаю, тяжело прийти в место, которое вам не знакомо и даже пугающе. Вот почему я предлагаю познакомиться с ним в комфортном для вас варианте. Поверьте, вам захочется прийти еще и еще, потом захочется прийти на службу, а потом – поговорить с человеком, который научит вас той духовной азбуке, без которой не прочитать священную книгу жизни. Которая укажет те духовные и нравственные ориентиры, по которым вы и проложите свой жизненный курс. Я по сию пору помню, как первый раз оказался в Храме, я просто пытался доказать себе, что не испугаюсь зайти… Забежал – глянул и выбежал, переведя дух… Чтобы потом прийти и остаться на всю жизнь, по Милости Божьей.

Мы – те, кем мы себя представляем, во что веруем, что мы едим, и что нас окружает. Поэтому было бы здорово, если бы нас окружали великие книги, замечательные люди, и те свершения, о которых не стыдно будет рассказать внукам, а когда мы чистим зубы, то нам не противно было бы смотреть в зеркало.

 

Мы должны отдавать нашу Любовь всем и всегда

Интервью на тему «Настоящая дружба»

– Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, чем, на ваш взгляд, дружба между мужчинами отличается от других видов взаимоотношений, возможных между людьми? Считаете ли вы сами необходимым придерживаться какой-либо строгой иерархии отношений с другими людьми, например вида «знакомый – приятель – товарищ – друг» или подобной?

– Сразу начну с цитирования: «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Друг – это тот человек, отдать за которого Богу Душу – явление нормальное и не вызывающее противоречий в сердце человека. Когда мы понимаем, что этот человек нам столь близок и дорог, что мы, не задумываясь, подставляем себя, защищая его от удара, то этот человек и есть наш друг, часть нашего сердца, защищая которого, мы защищаем именно наше сердце. И никто не смеет лапать его грязными руками или бесноваться над ним, это же сердце – самая трепетная наша плоть, вместилище Души!

Эта абсолютная высота отношений подразумевает абсолютную серьезность и оснований для их возникновения и поддержания. В армии говорят: «Чем больше узнаешь людей, тем больше нравятся собаки», потому что собаки умеют дружить бескорыстно.

Есть ошибочное представление о том, что Дружба имеет градации, что она не абсолютна, что это могут быть некие приятельские, основанные на поверхностной симпатии отношения, которые легко возникают и легко же расстраиваются, оставляя пустоту или горечь в Душе.

Дружба как таковая, в ее истинном значении, есть Братская Любовь, и как Любовь она – Дар Божий, представляющий собой идеалистические отношения между людьми, а возникновение таких отношений зачастую возможно только в ранней юности с ее максимализмом и чистотой.

Поэтому в подавляющем большинстве случаев истинными друзьями бывают друзья детства, то есть те люди, с которыми вы вместе выросли, потому что только в этом случае вы сохраняете в себе идеальное восприятие другого человека, проносимое через всю жизнь. Школьные товарищи, ребята, с которыми вы держались за ручку на прогулке в садике – это и есть друзья на всю жизнь.

Есть еще иная форма, в которой возможно создание дружеских отношений очень высокого толка – это боевое товарищество. Боевые товарищи – те самые люди, с которыми ты каждый раз рождался вновь, когда смерть только что пролетала перед твоим носом. И в этом контексте отношения тоже носят крайне идеальный характер. Когда понимаешь, что именно от этих людей, сражавшихся с тобой на одной стороне, зависела твоя жизнь, и они тебя не подвели, то, безусловно, проникаешься к ним Братской Любовью. Часто боевые товарищи называют друг друга Братьями, и это не оборот речи, а истинная правда.

Мне повезло. У меня есть два таких армейских товарища: Володя Погорелый, живущий ныне в Киеве, и второй мой друг и Брат, делами которого я страшно горжусь, Юнус-Бек Евкуров, нынешний президент Ингушетии, герой России, генерал.

То есть другом является тот человек (вне зависимости от того, сколь долгий промежуток времени вы провели вместе), отношения с которым были столь идеально высокими и чистыми или вместе с которым вы претерпели такие испытания, что этому человеку вы доверяете абсолютно.

Вы знаете, я даже могу привести пример характерного проявления дружбы высшего порядка: ты сидишь на офицерском собрании, когда идет постановка задач в батальоне, и решается, кто пойдет в наряд, и тебя спрашивают: «Пойдешь в наряд или Володю Погорелого отправим?» И ты, не задумываясь, говоришь «пойду», понимая, что если тот же вопрос был бы задан Володе, то и он вызвался бы сам, оставив тебя отдыхать. Мелочь, но она очень показательна. Потому что для «други своя» мы трудимся не для того, чтобы наши друзья нас оценили и отдали нам нечто взамен, а потому, что товарищество – это когда мечтаешь отдать теплоту своего сердца, не ожидая ничего взамен.

Только «политические проститутки» (с) (Ленин) дружат «с интересом»…

Что же касается градации и систематизации отношений между людьми, то я приведу еще один интересный пример. Был такой петербуржский «авторитет», его звали Костя Могила, Константин Корольевич Яковлев было его полное и настоящее имя. Некоторым образом я был знаком с ним в девяностых годах. И меня, и прочих своих знакомых он называл «приятелями». Это казалось мне до некоторых пор своеобразным проявлением петербуржского шарма, пока не выяснилось, что когда-то он назвал человека «другом» и попал в конфуз. Какие-то еще более авторитетные господа сказали: «Если это твой друг, так вот он должен, так ты за него заплати!» Костя стал сразу как-то сильно сомневаться в том, что тот должник и он действительно были друзьями, но ему на это ответили: «Нет-нет-нет, если назвал человека другом, то и отдай за него». После этого он и стал называть людей приятелями. На всякий случай. Вот пример той самой профессиональной градации межличностных отношений, которая образуется в среде, где человек отвечает за каждое свое слово.

Понимаете, если вы не находитесь в столь жесткой среде обитания, как камера, и вам не приходится соревноваться в знании фени и понятий с каким-нибудь представителем организованной преступности, то вам эти градации собственно ни к чему. Потому что именно за этими градациями прячут люди свой испуг по отношению к миру сему.

Объясню, в чем тут штука: если вы пытаетесь определить человека по степени его приятности вам, то вы лукавите. Потому что, если вы не каждого человека воспринимаете с радостью, и не каждому человеку, а лишь горстке избранных готовы придти на помощь, то вы испугались – значит, лукавая жизнь и мир сломали вас, значит, диавол победил вас.

Значит, образ Спасителя не полыхает, как маяк, на вашем пути. Того самого Спасителя, которому плевали в лицо, который знал, что не пропоют и трижды петухи, как любимый ученик предаст его трижды. Этот самый Спаситель любил людей, о которых знал, что они предадут его через мгновение. Если мы, будучи крайне опытными и грамотными с точки зрения общественной жизнедеятельности людьми, будем подозревать каждого подошедшего к нам человека, значит, мы предаем Бога. Поэтому нужно верить, любить и «ошибаться», горько переживать низость и слабость человеческую и вновь безоговорочно верить в людей, как веруем в Образ и Подобие Божье.

Претерпевать за вашу Любовь и снова верить, любить и снова «ошибаться», не удивляясь греховности рода человеческого, а сострадать слабым людям. Когда даже новорожденный младенец уже несет на себе первородный грех, жизнь человеческая должна быть такова, чтобы в ее итоге человек стал менее грешным, чем новорожденный младенец, преодолев всей своей жизнью и подвигом Веры первородный грех, лежащий на каждом из нас. Если грехом болен даже ребенок, то я уже не говорю о людях, душа которых очерствев, претерпела со временем столь поразительные изменения, что они считают себя вправе грешить, потому что «жизнь такая», что по сути – глупость, ложь и смерть.

– Не могли бы вы поделиться мыслями относительно того, как, на ваш взгляд, можно и нужно оценить свою дружбу с людьми за пределами высокой жертвы «за други своя», о которой говорил Христос? Если потребности в этой жертве нет, то исходя из чего каждый может оценить, насколько он является хорошим другом, и что каждый может сделать для своих друзей, чтобы стать таковым?

– Вы знаете, как правило, оценка самого себя по отношению к миру вещь очень благодарная: сидишь и умиляешься своей гениальности, необходимости, благородству и поражаешься тому, что люди всего этого за тобой не замечают. Ну почему, где эти овации, которые должны встречать меня у выхода из парадной? Где те поцелуи на моем лице, которые я смог бы смывать вечером, глядя на себя любовно в зеркало?

Не важно, что мы сами думаем по поводу себя, любимого, важно то, что мы оставим на земле среди тех людей, с которыми мы соприкоснулись. В этой связи мне говорить на эту тему, наверное, даже не очень прилично, потому что я человек тяжелый, и, мягко говоря, не дружелюбный. Сказать, что я забавный компанейский карапуз – вряд ли получится. В силу той жизни, которую я прожил, в силу своего характера, который был воспитан множеством не очень приятных событий. Много почему. Но при этом я искренне дружелюбен и добр в меру своих сил, ровно ко всем, хотя категорически не ищу ответной любви в глазах у людей, потому что умен не по годам.

Когда сталкиваюсь с хамством в отношении себя, то я понимаю, что это, видимо, следствие некой моей внешней слабости, моей ошибки, которая и дала людям повод вести себя неподобающим образом. Так вот, заигрывание с людьми в этой связи просто преступно. Человек горделивый пробует на крепость окружающий мир и думает, что если кто-либо потупил глаза и был снисходителен, то значит он слаб в своем смирении, и это очевидное извращение понятий толкает человека злобного на более фатальные ошибки. Сила вашей личности по умолчанию убережет не только вас, но и врагов ваших от многих авантюрных решений в отношении вас.

Мне абсолютно безразлично, насколько я дорог людям, меня окружающим, и в том числе, моим друзьям. Я совершенно уверен в том, что всё, что мне нужно знать про себя, я, видимо, обязательно узнаю. Но если я буду делать что-либо в надежде на некую обратную связь и предсказуемую отдачу, то это означает, что я буду заниматься торговлей своими чувствами. Мы отдаем нашу выстраданную Любовь, помощь, внимание, заботу и силы не благодаря, а вопреки тому многолетнему опыту предательства нас близкими людьми, которое преследует любого человека. И только предатели Веры могу изменить этому пути Любви.

Предают только свои, чужим до нас нет дела (с) – это я буквально цитирую классика. И виноваты в предательстве не близкие нам люди, в нем виноваты, видимо, мы сами, показавшие свою слабость, свою несостоятельность или вынудив людей своим неверным поведением поступить подобным образом. Винить в любом случае можно только себя. Когда Господь через нашу судьбу являет нам свою жесткость, то мы всегда заслуживаем ее, в том числе, когда она проявляется через отношение к нам других людей. Я совершенно в этом уверен.

Наша жизнь, судьба, и всё, что мы получаем на нашем жизненном пути, всегда нам во благо, потому что Господь наказывает человека единственным способом – отбирая разум на смертном одре, когда и покаяться невозможно. Старческое слабоумие является в связи с этим расплатой за ту жизнь, которая была явно неправедной.

Поэтому, Господи прости, какая разница, как к нам относятся другие люди, важно, как мы сами относимся к ним, а это отношение должно быть всегда одинаковым – с Любовью.

Говорю еще раз: мы должны отдавать Любовь всегда и всем, либо мы не Православные, либо мы не понимаем, что делаем. Любовь – это абсолютная категория, абсолютная форма жизни в Боге. Только Любовь, никакой корысти. Без разночтений. Кто бы ни был перед тобой, и только так. Прекрасно понимая, что добро должно быть с кулаками, и никак иначе. Потому что слабость – это худший из пороков.

Не страшно, что об твою Любовь вытрут ноги, если понимаешь, что готов уберечь человека от его глупости и злобы так, что его ноги перестанут ходить. Очевидность позиции рождает очевидность ответной реакции.

Мы должны быть настолько сильны, чтобы позволить себе Любовь ко всем и ко всему, кроме греха, не опасаясь показаться смешными или глупыми в своей абсолютной Любви, а это требует огромной силы, и прежде всего духовной, а затем и физической.

 

– Другими словами, нет никакой разницы, с кем мы строим отношения: с другом или с любым другим человеком? Но есть же, наверное, какие-то поступки или поведение, которые предпочтительны и необходимы для поддержания дружбы и, напротив, те, которые ее разрушают? На ваш взгляд, готовность положить свою жизнь – относится только к друзьям или также к другим людям? Как нужно и как нельзя поступать, чтобы сохранить дружбу?

– Знаете, здесь мнение любого человека – это результат пройденного им пути или изложение его субъективных взглядов. Это будет всего лишь частное мнение какого-либо человека, основанное на его индивидуальной жизненной истории, с определением людей по удельному весу в его судьбе.

Господь мановением руки мог вызвать легион ангелов, которые разорвали бы его палачей, стоящих у подножия Голгофы, но он, оплеванный и избитый, взошел на Крест, и сказал: «Прости их, Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!» И смерть Его была единственным способом доказать истинность того, что Он проповедовал, той ценой, которую Он заплатил за принесенную в мир Любовь к людям, Его убивающим.

Воскресение его должно было состояться как единственное для слабоверных доказательство того, что они убили Бога. Он мог остаться жив, потому что был Богом, но Он не остался, Он погиб на их глазах, претерпев страшные муки.

Так вот, за кого Он умер? За друзей? Там, у подножия Его Креста, стояли друзья? В той толпе стояли люди, предавшие Его и только. В той толпе стояли люди, которые три дня назад рукоплескали Ему, выстилали Его путь пальмовыми ветвями, а потом плевали на Него. Это были друзья? Это была толпа предателей, и Он отдал за них жизнь. Так вот, насколько должен быть велик человек своим Духом, чтобы почувствовать, что он вправе любить того, кто тебя ненавидит? И этой Любовью переломить весь ход событий, этой Любовью оплодотворить мертвое, убитое диаволом так, чтобы оно ожило. Чтобы люди получили надежду на свое духовное спасение через дарованный Спасителем пример.

Единственный достойный пример для нашей жизни – это и есть Образ Спасителя, ни один другой человек идеальным не был, включая первого человека, который нарушил заповедь Божью, и, пребывая в гордыне, искушенный диаволом, вкусил плод познания, а после ответил Богу: «Я не виноват…» И это был ответ человека, созданного Богом по собственному Подобию, то есть человека, который отчасти сам был Богом! Так вот, Спаситель, будучи Богочеловеком, подарил нам шанс исправления нашей испорченной Адамом природы. В этой связи мы должны стремиться постоянно совершенствоваться духовно, понимая, что пока мы не ходим по воде, мы остаемся людьми неверующими, а лишь стремящимися к Вере. Потому что была бы наша Вера хотя бы с маковое зерно, то открылись бы нам Небесные Врата. Пока это не так, нужно работать над собой, понимая, что и здесь я проявил слабость, и тут я оказался Православным только на словах, а здесь я поступил так, что даже думать о себе мерзко.

И с каждым шагом к вершине ты всё больше понимаешь, что нет разницы между малым и большим грехом. Иоанн Кронштадтский искренне страдал, говоря, что всю жизнь его одолевают страсти, а потом уточнял: «Сахар сильно люблю. В чай кладу, искушаюсь. И избавиться от этого не могу». И это было по его представлению грехом, таким, что он опасался, что это искушение может его столь сильно разрушить, что он не сможет обрести Царствие небесное! Для нас это кажется смехотворным. Почему? Да потому что мы погрязли в блуде, в алчности, в ненависти. Уж какой там сахар, какие там люди, за которых хочется отдать жизнь, когда мы сами можем называться людьми только в насмешку!

Как сказал Отец Иоаким (Парр), настоятель Православного монастыря в Нью-Йорке: «Невозможно отдать людям то, чего ты не имеешь сам». Как можно отдать им жизнь, если жизнь ваша – кусок дерьма? Какая речь может идти о Любви, если мы не знаем, что это? Если мы настолько сильно ненавидим себя, что не готовы сделать для себя ничего, если мы не делаем свою жизнь такой, какой подобает ей быть у Православных людей? И мы находим оправдания своей немощи, своему безволию и безверию! Оказывается, что «так делают все», или «я еще не готов», или «у меня еще есть время»! У нас нет ни времени, ни права поступать низко и подло. Я говорю эти слова с болью в сердце, потому что самый неверующий из людей я и есть! И как я себя казню, так вам лучше бы не знать. Только это дело личное каждого человека и ковыряться в нем пинцетом было бы неприличным. Но мы все стоим перед Богом, и Он видит нас, как прозрачных, и каждому будет по трудам его.

Но и молчать обо всем этом нет больше мочи, потому что я вижу всё падение Русского человека в сегодняшней России. Ужасающее падение, когда ненависть и подлость пронизывают наше общество, не верующее ни во что и не стремящееся ни к чему. Безликая толпа, рожденная разночинцами-космополитами еще на пороге XIX и XX веков, общество, пронизанное конформизмом, общество воинствующих безбожников. Оправдывающее поступки столь унизительные, что поневоле хочется спросить: а Русские ли это люди? Внуки ли это тех мужчин, которые под Спасом Нерукотворным перевернули половину планеты, одержав фантастические победы с Верой в Бога на устах и в сердце?

Так кто мы? Это больно, это ужасно видеть, понимать, что возможно именно на нас оборвется имперская история Великой России. И об этом нельзя говорить уклончиво и приукрашивая действительность. Нельзя строить свою жизнь иначе, как только сказав себе: вперед, без права на отступление, без права на снисхождение, без права на отдых и оправдание себя! Вперед и только вперед – соединять свою волю с Волей Бога! И тогда мы сможем понять, как можно быть готовым отдать свою жизнь за людей, нас не понимающих или даже оскорбляющих нас. Нам нужно принять это решение и следовать ему, никогда не ставя его под сомнение и не отменяя, как это подобает Русскому человеку и солдату. Есть боевой приказ, и выполнение его не подразумевает того, что вы обязательно останетесь живы. С Верой в Бога – хоть на Голгофу (с) и только так.

Отсутствие выбора крайне упрощает выбор, добавляю я обычно и не перестану это делать.

– Андрей Николаевич, хотелось бы теперь попытаться рассмотреть тот же вопрос, но с противоположной стороны. По каким поступкам, по каким чертам поведения другого человека мы можем судить о том, является ли он нам другом или он просто пользуется нами, нашим расположением и теми благами, которые дает ему наша дружба? Как определить, является ли наш друг действительно другом?

– А как понять, что вы любите человека? Предположим, вы считаете, что любите женщину. Как понять, так ли это на самом деле? Вы что, садитесь, кладете перед собой лист бумаги, разделяете его пополам и потом рисуете справа плюсы, а слева – минусы этой женщины, затем считаете, чего в ней оказалось больше? Плюсов больше – как неожиданно! Да я люблю её! Глупость? Глупость!

Так вот, дружба как проявление Любови – это дар Божий. Как же ее можно перепутать с чем-то еще? Вы либо чувствуете сердечное тепло к этому человеку, либо не чувствуете его, вне зависимости от того, как сильно он старается вам понравиться, потому что сердце не обмануть. И подспудно ощущая нечестность другого человека, вы поневоле будете и рассматривать его не как друга, а именно как человека, который просто пытается заслужить ваше доверие. Это же очень просто.

Порой мы видим людей, которых знаем всего пару минут, но вдруг понимаем, что ждали их всю свою жизнь. Такое тоже бывает.

Отец Макарий с Афона нашел меня по телефону в Германии и стал мне сбивчиво объяснять, что мне срочно-срочно нужно собираться и лететь к нему на Афон. Потому что для меня это крайне важно, да и Братия может в смущение впасть из-за книжек моих убогих, автора хотят видеть. И я собрался и полетел. И более умилительного для меня человека, более жизнерадостного и позитивного, чем батюшка Макарий, я, пожалуй, и не знаю. Мне везет на «сумасшедших»… блаженны нищие духом (с). Они все тянутся ко мне. Что Ванька Охлобыстин – Христа ради юродивый, что братья мои Макарий, Исидор, схимонах Яков, духовный Отец мой иеромонах Илья и иные, очень милые, искренние люди, которые воспринимаются окружающими не иначе, как чудаки, все они пришли в мою жизнь по Милости Божьей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.