Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Черты личности



Черты личности

Анализируя имеющиеся в психодиагностке подходы к созданию тестов личности, А.Г. Шмелев полагает, что на протяжении первой половины двадцатого столетия в ней сложились два подхода к реконструкции базисных психических свойств индивидуальности – рациональный и эмпирический (то есть дедуктивный и индуктивный). К представителям первого подхода А.Г. Шмелев относит, например, Ганса Айзенка. Обосновано это было тем, что основные дифференциальные концепты «экстраверсия-интроверсия» и «невротизм» были вначале сформулированы Г. Айзенком на теоретическом уровне, а затем была развернута эмпирическая работа по поиску и изобретению различных эмпирических индикаторов, доказательству их статистической независимости (ортогональности осей двухфакторного пространства), конструированию валидных и надежных инструментов их измерения.

Яркий представитель второго направления – эмпирического подхода – Раймонд Кеттелл, который применял не направленный на подтверждение заданных факторов способ, а эксплораторный факторный анализ. В этом случае факторы индивидуальности выделялись с помощью статистико-эмпирической индукции: вначале фактор выявляется как чисто статистический феномен в виде группы (подмножества) взаимно-скоррелированных эмпирических показателей, затем определяется латентная переменная, обусловливающая наличие взаимозависимостей между поверхностными индикаторами, то есть результаты подвергались те­оретической интерпретации (А.Г. Шмелев, 2002).

Если охарактеризовать суть перечисленных подходов, то при индуктивном подходе движение идет от статистического факта к теоретическому концепту, а при рациональном подходе – в обратном направлении от теоретического конструкта к его эмпирическому подтверждению. А.Г. Шмелев выражает мнение, что различения рационального и эмпирического подходов в конструировании тест-вопросников придерживаются и сегодня многие специалисты в области психологической тестологии (А.Г. Шмелев, 2002).

Но что именно представляет собой личностная черта. Рабочее определение понятия «черта» было приведено А.Г. Шмелевым в учебном пособии «Общая психодиагностка» в 1987 году. Он пишет: «Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции» (А.Г. Шмелев, 1987, с. 114). С этой точки зрения, как пишет А.Г. Шмелев, «личностная черта» определяется как кросс-ситуационная, или надситуационная (проявляющаяся в различных ситуациях) инварианта индивида — готовность (диспозиция) индивида к одному и тому же поведению в разных ситуациях. Ученый полагает, что в данном случае такая трактовка психического свой­ства как инварианты индивида является следствием естественнонаучной (а точнее, механистической) парадигмы в подходе к психике человека: свойства (черты) интерпретируются как устойчивые, постоянные атрибуты объекта, а не взаимодействия объекта и ситуации. Существуют более современные подходы к пониманию того, что такое «личностная черта». По словам А.Г. Шмелева, сегодня практически все сторонники теории черт согласны с тем, что любое понятие черты на поверку оказывается сопряженным с известным классом ситуаций, и абсолютно универсальных черт, относящихся к пове­дению во всех возможных ситуациях, попросту не бывает. Вместо термина «черта» все чаще используются термины «установка» и «отношение». Причем под этими терминами подразумевается явно или неявно предлог «к»: мы говорим об отношении не вообще, а к чему-то конкретному (А.Г. Шмелев, 2002).

Дальнейший анализ понятия «черта» привел А.Г. Шмелева к обогащенному определению данного понятия: «В субъектном смысле, в рамках субъектной парадигмы «личностная черта» – это субъективная категориальная единица опыта, обобщающая для субъекта признаки определенного класса ситуаций и предписаний по поведению в этих ситуациях; это личностный конструкт, позволяющий ускоренно решать (за счет сокращенного перебора информативных признаков ситуации) задачу выбора стратегии поведения в текущей ситуации и одновременно – задачу поддержания целостности «Я»» (А. Г. Шмелев, 2002, с. 118).

Создание опросников личности на основе выделенных психометрическим путем черт, подвергалось серьезной критике. Как замечает А.Г. Шмелев, стандартизованные измерительные (тестовые) методы оправдывают себя, как правило, лишь применительно к прогнозу массового поведения каких-то групп людей и на достаточно протяженном отрезке времени, но применительно к прогнозу поведения конкретного человека в конкретной ситуации дают слишком большую вероятность ошибки (А.Г. Шмелев, 2002).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.