Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Романтическая гармония



 

ВОПРОСЫ ПО ГАРМОНИ, 2021

 

1. Музыкальная акустика: натуральный звукоряд, интервальные коэффициенты. Построение тетрахорда, деление целого тона, лимма, коммы.

2. Музыкальная акустика: музыкальный строй, сведения из истории (строй Аристоксена, чистый, мезотонический); темперация.

3. Лады монодии, диатоника: проблема диатоники – расхождения в трактовках явления, несостоятельность установок, эволюционный подход; диатоника как первая звукорядная формация. Ее образование.

4. Лады монодии, диатоника: структурные и иные характеристики диатоники (функциональность, наклонение, выразительность); диатонические системы – гемитоника и ангемитоника; система церковных ладов.

5. Лады монодии, хроматика: античные роды интонирования, хроматика как род; общие характеристики, ареал распространения, происхождение; классический звукоряд и ладовые формы.

6. Модальная гармония: андалусский лад. Традиция фламенко, жанры, гитара, расгеадо; звукоряд, аккордика, модальные функции. Главный оборот лада – фригийский каданс, его объяснение.

7. Понятие «модальность». Модальность per B molle: остинатные гармонические модели. Формула старинного пассамеццо.

8. Проблема минора: традиция понимания проблемы, дуалистическая концепция (методологические заблуждения). Исторический подход.

9. Ренессансный минор: гармонический модус, логика развертывания, ее интерпретация. Пикардийская терция.

[8. Классическая тональная система. Тональные планы.]

10. Эллипсис: понятие, гармоническая сущность. Типовые случаи: звенья доминантовой и субдоминантовой цепочек, малотерцовый эллипсис, подмены, вторгающиеся отклон. и др.

11. Романтическая гармония. Мажоро-минор.

12. Энгармонизм. Происхождение термина. Эффекты энгармонизма и механизм восприятия. Энгармонизм внутритональный и модуляционный. Модуляция через звучность увеличенного трезвучия.

13. Энгармонические модуляции через звучность уменьшенного септаккорда, малого мажорного и полууменьшенного септаккордов.

14. Симметричные лады. Темперация и деление октавы, переносная симметрия. История: Глинка Лист Р-Корсаков … Мессиан. Систематика ладов по Мессиану. Аккордика, характер выразительности, функциональность.

15. Гармония блюза: понятие, генезис, блюзовая строфа и гармонический модус; мелодика, блю-ноты, гармонические кадансы, аккордика.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Элементы музыкальной акустики

“Гармоничность” спектра звуков определённой высоты как отражение целочисленных отношений частот. Натуральный звукоряд (натуральный ряд чисел), его анализ. Интервальные коэффициенты – традиционный способ числового выражения интервалов. Акустическое родство тонов, квинтование, большой целый тон, построение тетрахорда, деление тона, лимма, апотома.

Натуральные интервалы, их несоизмеримость, пифагорова комма, дидимова (синтоническая) комма. Строй – понятие. Темперация, иррациональное число √2. Центы. Неравномерные и равномерная темперации. Как мы слышим – слух и работа мозга.

Лады монодии: диатоника

Принципиальные расхождения в современных трактовках понятия диатоники. Традиционное толкование (Способин, Холопов) и новая, “функциональная” трактовка (Бершадская и др.). Критика расширительного толкования, снимающего коррелятивность отношения диатоники и хроматики.

Диатоника и хроматика – эволюционные стадии ладостановления в монодическую эпоху, находящиеся в отношении преемственности. Стадиальность как ключ к выяснению природы и сущности диатонизма. Диатоника – первая крупная ладовая формация, складывающаяся в процессе звукорядообразования, “освоения звуковысотного пространства”. Последнее есть “очеловечивание” – структурирование и эстетизация – звуковой среды посредством её “ритмизации”. Акустическая (квинтовая) координация тонов выступает здесь как необходимое и достаточное основание чувства слаженности, лада, гармонии. Отсюда ощущение тоновых отношений как основных, естественных, что отразилось в греческом термине “диатоника” – строящаяся через [целые] тоны.

Различие ранних и более зрелых форм диатонизма – в масштабах мелодического развёртывания, заполненности амбитуса, в функциональной организации. Диатонические монодии раннего типа не знают стабильной опоры, в позднейших проявлениях отмечается доминирование одного из тонов, преимущественно нижнего. Отражение этого – парное деление ладов в средневековой системе, где норматив представлен автентическими ладами, а уклонения – плагальными. Ранняя диатоника не знает наклонения, в зрелой же можно ощутить его предчувствие. В то же время ангемитоника – не более ранняя и примитивная стадия, а своего рода “строгий стиль” диатонизма, складывающийся при определённых условиях (механизмы резистенции).

Диатоника – отражение общинного, надличностного сознания. Отсюда объективный, отстранённый этос диатонических монодий.

Лады монодии: хроматика

Античное понятие рода, хроматический род как самостоятельная, равноправная с диатоникой сфера интонирования. Лады с увеличенной секундой – сердцевина этой сферы (тригемитоника); её периферия – наличие других характерных признаков. Ареал бытования. Неразработанность вопроса о генезисе хроматики.

Этос (выразительная константа) хроматики – ключ к выяснению её генезиса. Формирование нового типа интонирования в связи с переменами в мировосприятии и образе чувствования человека в период упадка древнейших цивилизаций (рубеж II-I тысячелетий до Р.Х.). Отражение этого события в греческой теоретической традиции: азиатское происхождение “гаммы Олимпа”. Основное содержание этапа – преодоление диатонического стереотипа, выход в новое интонационное пространство (открытие вводнотонности, наклонения). Последующее развитие под знаком интенсификации найденного характера как процесс субъективации музыкального выражения.

“Классический” звукоряд монодийной хромы – неоктавная симметричная стуктура с триполутоном в центре. Важная роль “трихордов в тритоне”, участки пикнонного строения “полутон-тон”. Дальнейшее цветение хроматических ладовых форм, три пути ладообразования: смещение финального тона (думный лад), позиционность и метисация (подгалянская гамма).

Модальная гармония: андалусский лад

Гармоническая и мелодическая тональность, понятие «модальность» как коррелят тональности. Различие, по Дальхаузу, «модального многоголосия» (например, полифония эпохи Возрождения), с присущей ему “сукцессивной концепцией вертикали”, и собственно «модальной гармонии» (например, гомофония 16 в.), которая характеризуется “симультанной концепцией вертикали”. Андалусский лад – пример модально-гармонической системы “естественного” происхождения.

Южноиспанская традиция канте хондо и фламенко: канте, байле, токе. Роль гитары. Ладовый строй. Модо ми = модо дорико (И. Росси) – андалусский лад. Исторические данные и характер гитарной гармонии, рождаемой в обретении на инструменте – свидетельства самобытности этой системы. Отсюда некорректность бытующего термина “доминантовый лад”, предполагающего производность от тонального минора (Способин, Адам и др.).

Строение: главный оборот, андалусская прогрессия, мажорные звенья. Главный оборот – суть фригийский каданс, гармоническая “упаковка” нисходящего вводного полутона; аккорд напряжения (пенультима) и аккорд разрешения (ультима). Характер модальных функций. Главный оборот и проблема аккорда. Вопрос систематики кадансов; наклонение. Общая напряжённость системы, характер “устойчивой неустойчивости” и этос андалусийского лада.

Эллипсис

Значение термина. Эллипсисы – “ложные последования”, прерванные или заменные обороты – средства усложнения, придания изысканности, а также динамизации и продления гармонического движения. Характерные признаки: а) следование двух диссонансов, б) хроматизм. Возможная систематика (по Беркову). Местоположение, голосоведение.

Перечень наиболее употребительных оборотов: 1) звено доминантовой цепочки, 2) связь доминант малотерцового соотношения, 3) замена ожидаемого минорного трезвучия при отклонении ко II-й ступени полууменьшённым септаккордом, 4) звено субдоминантовой цепочки, 5) дезальтерация, 6) различные случаи “вторгающихся” отклонений, 7) параллельное ведение уменьшённых и малых мажорных септаккордов .

Модальная гармония: ренессансный минор

Европейская музыкальная культура конец 15 – нач.17 вв. Стихия популярной песенно-танцевальной музыки как наиболее прогрессивная сфера в свете тенденций, ведущих к установлению тонального порядка. Танцевальная симметрия и повторность, гомофоннный склад – условия кристаллизации централизованной гармонической системы. Целесообразность рассмотрения процесса на примере формирования минора.

Проблема минора. Формулировка Мазеля. Спекулятивный характер “дуалистической концепции” Гауптмана – Римана, сводящих вопрос к обоснованию малого трезвучия. Смешение вопросов о миноре и о минорности, т. е. о наклонении как интонационной категории.

Сложный характер чувства наклонения, которое не является изначальным свойством сознания, а вырабатывается в ходе его развития. Отражение процесса в истории терминов dur и moll, введённых в античности, но получивших современное значение только на рубеже 18 в. (Дальхауз). Нарождение чувства минорности в связи с осознанием нисходящей вводнотонности, в горизонтали. Фригийские интонации как парадигма минора.

Остинатные гармонические модели; формула старинного пассамеццо (B-F-g-D) как сжатое выражение модальности per B molle. Происхождение формулы. Сублимация минорного напряжения в терцовом тоне аккорда g.

Кадансы. Плагальный оборот g-D (s-T = t-D) – церковный каданс, квинтессенция модальности per B mollе. Этот интонационный стереотип как фактор хроматизации. Двойственность модальных функций. Анализ заключительных кадансов в хоральных гармонизациях; ладовая мутация.

Гармонический модус ренессансного минора – ладовый цикл. Плагальность системы: g-D ~ c-G, мажорный финалис как следствие. Модальные функции “полного оборота” или полного каданса c-D-G: s-D-T = t-DD-D. Автентизация системы в минорных заключениях c-D-g = s-D-t, придающая ей тональную идентичность.

Фригийская и церковная каденции

Фригийская vii6–I и церковная iv–I каденции фиксируются с XV века, хотя термин «церковная» появился только в начале XIX в. Обе каденции предназначались для оформления нисходящей полутоновой интонации и, следовательно, по природе своей плагальны (термин «каденция» в учении о гармонии применяется в двух значениях: а) замыкающий оборот и б) отношение созвучий как системный, ладообразующий фактор).

Эти каденции отличает внутренняя напряженность, проявляющаяся как «доминантовость» – в церковной слабее, чем во фригийской. Поэтому с развитием тонального чувства (потребность централизации, XVI-XVII вв.) церковная каденция в заключениях почти полностью вытесняет фригийскую. В эпоху барокко действие церковной каденции сохраняется в церковной музыке, а подчас и в светской (у Баха!) в виде пикардийских окончаний и особенно в развитии «большой каденции».

В тональной гармонии фригийская каденция сохраняется в основном как форма половинной каденции минора (iv6–V, ii43–V, ii7–V и т. п.) и при этом модифицируется: пенультима получает восходящий вводный тон, вследствие чего формируется группа аккордов увеличенной сексты (итальянский 6-аккорд, французский 43 –аккорд, немецкий 65 –аккорд), неправомерно трактуемые у нас как аккорды альтерированной DD.

В романтический период возрождается интерес к фригийской каденции как таковой (например, у Вагнера), но особенно примечательна судьба церковной каденции, которая в качестве системообразующего средства дала начало гармоническому и мелодическому мажору, а через них и мажоро-минору.

Модальная гармония: андалусский лад

Гармоническая и мелодическая тональность, понятие «модальность» как коррелят тональности. Различие, по Дальхаузу, «модального многоголосия» (например, полифония эпохи Возрождения), с присущей ему “сукцессивной концепцией вертикали”, и собственно «модальной гармонии» (например, гомофония 16 в.), которая характеризуется “симультанной концепцией вертикали”. Андалусийский лад – пример модально-гармонической системы “естественного” происхождения.

Южноиспанская традиция канте хондо и фламенко: канте, байле, токе. Роль гитары. Ладовый строй. Модо ми = модо дорико (И.Росси) – андалусский лад. Исторические данные и характер гитарной гармонии, рождаемой в обретении на инструменте - свидетельства самобытности этой системы. Отсюда некорректность бытующего термина “доминантовый лад”, предполагающего производность от тонального минора (Способин, Адам и др.).

Строение: главный оборот, андалусская прогрессия, мажорные звенья. Главный оборот – суть фригийский каданс, гармоническая “упаковка” нисходящего вводного полутона; аккорд напряжения и аккорд разрешения. Характер модальных функций. Главный оборот и проблема аккорда. Вопрос систематики кадансов; наклонение. Общая напряжённость системы, характер “устойчивой неустойчивости” и этос андалусийского лада.

Классическая тональная система. Тональные планы

    Понятие тональность (Александр Шорон, 1810). Классическая тональность – один из этапов развития гармонической ладовости, лад централизованного типа. Характеристики: автентизм системы, динамика развёртывания; аккорды – носители функций, мажор и минор – полюса наклонения. Функциональная триада – трезвучия главных ступеней, где тоника – гармонический центр (Рамо: centre harmonique); трезвучия побочных ступеней, параллели главных. Образование субсистем-ответвлений – тональной периферии. Гармония и ритм, гармоническая пульсация, сжатия и разрежения. Расширение действия функции (функциональные зоны). Гармония и формообразование на примере песенных форм.

Тональный план как наиболее масштабный уровень реализации тональной структуры. «Местные» тональности – репрезентанты функций высшего порядка; доминантовый предыкт. Закономерности функциональной логики в классических тональных планах на примере сонатных аллегро Гайдна, Моцарта, Бетховена. Литература: Муз. энциклопедия: Тональность, Функции ладовые; Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. Гл. 10; Берков В. Гармония, гл. XVIII.       

Романтическая гармония

Эпоха романтизма – «золотой век» гармонии, век реализации всех её потенций, заложенных в предшествующем. Несколько определяющих факторов: фундаментальные перемены обществ. устройства в течение XVIII-XIX вв. в странах Запада, демократизация музыкальной жизни и эстетические установки романтизма как художественного направления, национальная специфика. Центробежные тенденции в развитии европейской культуры, национальные композиторские школы. Местный колорит и экзотика. Субъективация музыкального выражения; готический стиль и мистика, иррациональное. Программность и стремление к разнообразию гармонических средств – от психологически-утончённой детализации до красочной звукописи. Индивидуализация фактуры.

Общий процесс усложнения, хроматизации, расширения тональной структуры (erweiterte Tonalität = расширенная тон-ть). Основные пути: а) экстраполяция вводнотонности в виде субсистемной и альтерационной хроматики, разрастание тональной периферии; б) мажоро-минор как возрождение и развитие на тональной основе модальной хроматики Ренессанса, гармоническая красочность; в) обращение к фольклору, ладовой архаике, «модализмам» (Шопен, Лист, Вагнер, Брамс, русские композиторы).

Кризисные черты – неизбежное «разрыхление» тональной структуры, размывание её функциональной основы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.