Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послесловие



Послесловие

 

Квантовый переворот вернул нам надежду на то, что свобода воли существует, что старина Шопенгауэр был неправ. До сих пор непонятая до конца теория, перевернувшая наше представление о реальности, вернула нам, как это ни парадоксально наше метафизическое Я, объяснила нам, что мы есть не только тело. Битва еще не закончена, непонятного еще больше, чем понятного, но мы уже знаем, что свобода возможна, что мы должны осознанно принять этот божественный дар.

 

Мы уже не можем рассматривать историю человечества как классический детерминистический процесс развития от плохого к хорошему, как это иногда представляется обывателю, или как его пытаются представить люди, способные на него влиять. Факт существования свободы воли у человека одновременно с фактом существования вневременного мира потенциальных возможностей, в котором, в силу его квантовой природы, существуют различные сценарии развития событий и различные фазовые траектории, разбегающиеся из нашего «сегодня», указывает на то, что в зависимости от нашего выбора мы можем в будущем оказаться в самых разных точках исторического фазового пространства. Эти точки могут оказаться как в области близкой к Абсолютному Благу, так и на периферии Бытия, путешествие может закончиться по-разному. И вопрос попадания в ту или иную область, на ту или иную конечную станцию зависит от того, следуем мы путем Блага, или нет. А выбор пути и конечной точки нашего личного и общечеловеческого исторического путешествия определяется нашим свободным выбором, точнее совокупностью наших выборов, когда мы осознанно или неосознанно каждый раз выбираем Благо, или отказываемся от него. Другими словами, пресловутый «прогресс», катком катящийся по нашему общему пространственно-временному существованию, может катиться совсем не по той ветке ветвящегося дерева потенциальных возможностей, которая должна привести к конечной станции под названием Благо. И поэтому следование по дороге, укатанной этим катком, или попытка свернуть в сторону, должна очень внимательно рассматриваться как обществом в целом, так каждым человеком в отдельности. Возможно, последнее даже важнее, во всяком случае, для собственного спасения и в этой жизни, и в вечности. В любом случае надо надеяться, что точка невозврата еще не пройдена.

 

Свобода есть фундаментальное основание для существования человека как личности. Именно свобода как дар Творца и превратила человека из безвольной марионетки в друга Самого Бога. Бог, который является Абсолютной Личностью, относится и к человеку как к свободной личности, которой Он позволяет не слушать Его наставлений и грешить, и которую Он прощает, если к Нему обращаются с покаянием. Но, это ключевое место свободы в жизни твари имеет метафизические следствия для организации всего человеческого общежития. Если Сам Бог даровал человеку свободу, то это означает, что свобода одного человека не может попираться другим человеком. И здесь сразу возникает некоторое противоречие: человек может реализовывать свою свободу только таким образом, чтобы она не ограничивала свободу другого человека. Другими словами, свобода одного индивидуума, как известно, становится ограничением для свободы другого. И это противоречие не может быть разрешено рациональным образом, булева логика применительно к свободе не работает. Даже пресловутая концепция толерантности является для классической рациональности логическим тупиком: если мы провозгласили толерантность, то мы должны допустить и возможность борьбы с ней…

 

Но, если толерантность не работает, каким должно быть правильное общественное устройство? Может быть оно должно базироваться на принципах индивидуализма, конкуренции? Очевидно – нет, поскольку в неравновесной системе, коей является общество, возникает неустойчивость, которая приводит к концентрации власти у одних и потере свободы у других. Это есть тривиальное следствие из того факта, что власть, которая в любом обществе практически эквивалентна ресурсам, имеющимся в распоряжении человека, увеличивается пропорционально самим ресурсам. Это наглядно проявляется в наше время, особенно в отношении власти денег. Действительно, приращение денежной массы во времени пропорционально самой денежной массе: dM~αMdt. Тогда денежная масса M~exp(αt), т.е. денежная масса и власть растет экспоненциально. Как говорится: деньги к деньгам. Другими словами, бедные беднеют, а те, у кого есть деньги становятся богаче и приобретают свободу почти неограниченную, включая свободу попирать свободу других. В капиталистической экономике это относится и к конкретным индивидам и целым экономическим зонам или странам: «Капиталистическая мироэкономика представляет собой систему иерархического неравенства распределения, основанную на концентрации определенных типов производства … в определенных ограниченных зонах, которые именно в силу этого становятся центрами наиболее высокого накопления капитала», «…бесконечное накопление капитала — определяющая черта нашей исторической системы, есть квинтэссенция материалистических ценностей»[6]. Но, замена «сверхчувственного» и духовных ценностей на материальныеесть упразднение метафизикии нигилизм в духе Ницше: ««Нигилизм» употребляется Ницше как название им впервые опознанного, пронизывающего предыдущие века и определяющего собою ближайшее столетие исторического движения, истолкование самой сути которого он сводит к короткому тезису: «Бог умер». Это значит: «христианский Бог» утратил свою власть над сущим и над предназначением человека»[7]. Теперь Богом становится воля к власти как главная черта сущего: «В качестве основополагающей черты сущего в целом Ницше продумывает и учреждает то, что он называет «волей к власти». Этим понятием не просто охватывается то, чтоесть сущее в своем бытии. Эта рубрика «воля к власти», после Ницше ставшая расхожей в своих разных смыслах, содержит в себе для Ницше истолкование существа власти. Всякая власть есть власть лишь постольку и до тех пор, пока она больше-власть, т. е. возрастание власти. Власть способна держаться в самой себе, т. е. в своем существе, только превосходя и превышая, мы говорим: овладевая всякой достигнутой ступенью власти, т. е. самою же собой. Коль скоро власть останавливается на какой-то ступени власти, она уже становится немощью власти»[8]. Гениальное прозрение и очень точное описание, представленного выше экспоненциального роста власти, включая власть денег. Детерминистическая цепочка обозначилась очень четко: отрицание духовного – материальные ценности – воля к власти - деньги, как мерило власти и материального богатства – экспоненциальный рост власти и богатства в руках небольшой группы людей – потеря свободы для основной части общества.

 

Другими словами, метафизика достаточно неожиданно и решительно вторглась в экономикуи политику. Но, тут ничего не поделаешь, свобода есть фундаментальный дар Бога человеку, поэтому, как только мы завели речь о свободе и взаимоотношениях в обществе без Бога, так сразу всплыли «приземленные» вопросы, вроде денег, экономики, конкуренции. Конкуренция, основанная на индивидуализме, этой священной корове современной либеральной доктрины, не может создать общества всеобщего благоденствия: «Критика индивидуализма является производной от критики материализма. Система, ставящая на первое место материальные ценности, открывает дорогу крысиным гонкам, войне всех против всех»[9]. Воля к власти и власть, основанная на накоплении материальных ценностей, разрушают общество: «…принцип бесконечного накопления, отстаиваемый Марксом, имеет не менее фундаментальное значение для анализа XXI века, чем для века девятнадцатого, и внушает еще большее беспокойство... Коль скоро рост населения и производительности труда остается сравнительно низким, имущество, накопленное в прошлом, приобретает большое, несоразмерное значение и грозит обществу дестабилизацией», «Давно пора вновь сделать проблему неравенства центральной в экономическом анализе и вернуться к тем вопросам, которые были поставлены еще в XIX веке»[10].

 

Проблема углубляющегося неравенства действительно выходит сегодня на первый план. Его экспоненциальный рост не может продолжаться вечно, для любого физика и математика – это очевидно. Что-то должно произойти. И вариантов всего два: либо должна умереть зажравшаяся «элита», либо обнищавшее общество. «Элиту» не устраивает ее собственная смерть. Но, тогда должно исчезнуть 90% населения Земли для того, чтобы «элита» могла жить на экологически чистой планете, окруженная заботой искусственного интеллекта. Вот только Бога рано списывать со счетов, Он может закрыть неудавшийся проект…

 

Да, к проблеме неравенства надо снова вернуться. Но, только как? Начать разрабатывать математические модели экономики? Разрабатывать правильные законы? Да. Но, не это главное. Главным является человек, который должен снова повернуться к Богу или, хотя бы к метафизике. Человек должен осознать себя микро-троицей, которая состоит с Троицей в отношении антиномического неслиянного единства. Человек должен вспомнить, что он есть не только и столько материальное тело, сколько личность, центром которой является его нематериальное Я как духовное начало, управляющее этим телом. Человек должен, в первую очередь, научиться управлять собой, а не манипулировать другими людьми. Надо вспомнить, что «Я – в Боге и одно с Ним; я и ближний – одно в Боге!»[11], «..что - благодаря происходящему из Него обожению и восприятию, по мере сил каждого, Божия образа - появляется множество богов…»[12].

 

Но, что же все-таки следует положить в основу общественного устройства? Ответов может быть множество. Можно дать и такой, достаточно банальныйответ: в основу общественных взаимоотношений надо положить свободу, равенство, братство. Но, вот только их надо наполнить другим содержанием. Эта триада не должна больше ассоциироваться с либеральной идеей в ее современном виде, свобода не должна ассоциироваться с индивидуализмом и конкуренцией. Эта триада должна быть наполнена любовью и смирением. Свобода должна утонуть в Любви и Смирении, поскольку именно Любовь и Смирение могут сделать свободными всех, а не только небольшую группу избранных. Надо помнить о парадоксе свободы: истинная свобода заключается в свободном смирении перед Богом, в следовании Его заповедям и законам. Свободное отпадение от Бога есть метафизическое зло, как бы красиво оно не сияло в свете огней этого мира.

 

Смирение перед Богом является фундаментальным вопросом на общечеловеческом уровне. Человеческая гордыня и желание обустроить наш проявленный, актуальный мир не могут, по большому счету, сделать его лучше. Это следует даже не из абстрактных, непонятных современному человеку законов Бытия, а из законов современного естествознания, в котором одно из почетных мест занимает закон увеличения энтропии. Согласно этому закону, увеличение порядка в одном месте ведет к значительно большему хаосу в другом месте. Это относится, в том числе, и к ограничению свободы человека, созданию алгоритмизируемой системы контроля за ним: такая система обернется увеличением хаоса в совершенно неожиданном месте и в самое неподходящее время. Кроме того, ущемление свободы человека и попытка заставить его жить по законам логики и рациональности приведет к стагнации, потере творческого потенциала человека в силу законов, открытых Куртом Геделем. Единственное, чем должно быть озабочено общество и его правители, это внедрение в общественное сознание абсолютного морального закона, соблюдение которого даст человеку и земные блага: Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и это все приложится вам, Мф. 6:33.

 

 


[1]Э.Шредингер, Мой взгляд на мир, М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Изд. 2-е, 2009, 152с.

[2]Семен Франк. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., Изд.: АСТ:АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007, 506с.

[3] Дионисий Ареопагит, О божественных именах, https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/

[4] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник, том IV, 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя. Изд. «Отчий дом», М., 2006, 672 с.

[5] Дионисий Ареопагит, О божественных именах, https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/

[6]ИммануэльВаллерстайн, После либерализма, Изд. Ленанд, 2018, 264с.

[7]М.Хайдеггер, Европейский нигилизм: В книге М.Хайдеггер, Время и бытие, Пер. с нем., Москва, Изд. Республика, 1993, 447с.

[8]М.Хайдеггер, Европейский нигилизм: В книге М.Хайдеггер, Время и бытие, Пер. с нем., Москва, Изд. Республика, 1993, 447с.

[9]ИммануэльВаллерстайн, После либерализма, Изд. Ленанд, 2018, 264с.

[10] Томас Пикетти, Капитал в XXI веке, М., Ад Маргинем Пресс, 2015. 592с.

[11] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник, том IV, 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя. Изд. «Отчий дом», М., 2006, 672с.

[12] Дионисий Ареопагит, О божественных именах, https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.