Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Системный анализ



Системный анализ

Часть 4

В настоящей  статье дается анализ, системы «варнашрама-дхарма, начатый во второй, и продолженный в третьей части,  с использованием системного оператора. Представлена точка зрения на целесообразность существования варнашрама-дхармы...

В предыдущей статье мы всего лишь описали систему «варнашрама-дхарма», используя девять мысленных экранов системного оператора, рассмотрели, как развивается данная система вместе с ее подсистемами в динамике. Теперь рассмотрим, можно ли внести поправки, улучшающие изменения в систему. На сколько они целесообразны. Возможно ли сделать оптимизацию, и какую?

 

В результате заполнения таблицы (часть 3), мы можем увидеть, что приходят в забвение духовность, религии, и ашрамы. От их полного процветания в Сатья-югу до полного упадка к концу Кали-юги. Знания, медитации и покаяння имели  особенное  значення в эпоху Сатья-юги. Все столбы религии  присутствовали, все люди совершали  только хорошие, возвышенные поступки. Ашрамы были лишены зла и обмана. Но постепенно, мы отчетливо видим по системному оператору, что все меняется в худшую сторону, с незначительным по времени всплеском в эпоху , в которую мы живем. Мы видим отчетливо общую тенденцию угасания варнашрама-дхармы.

 

(На данном графике «параметры» – это качества системы «варнашрама-дхарма». I этап - Сатья-юга, II этап – Трета-юга,  III этап – Двапара-юга, IV этап – Кали-юга).

· I этап - Сатья-юга - зарождение системы. Она еще не стартовала, но под нее делается мощный фундамент (духовность общества). Время идет (1 728 000 лет), но система «варнашрама-дхарма» не развивается. Сравним это с другой системой: «юбка». В давние времена юбки не носили, была бесшовная одежда, типа сари и дхоти. Даже сейчас считается, что сари с золотыми нитями - это символ Золотого Века (Сатья-юги) в ведическом цикле времени - эпохи чистоты и гармонии. Бесшовная одежда была важна для того, чтобы в ней можно было заходить на алтарь для поклонения. Бесшовная одежда считается более чистой, т.к. в швах при стирке может задерживаться грязь. Но бесшовную одежду одевать достаточно долго, как ускорить процесс? Придумали юбку и рубаху простого кроя.

· II этап – Трета-юга, активное построение, развитие системы. Образование всех ее частей (варн и ашрамов, а главное, объединение этого в единую систему) – 1 296 000 лет. Довольно быстрое развитие, для роста и совершенствования системы все есть, созданы благоприятные условия. Далее идет «отладка системы» (Притху_Махарадж вводит варнашраму, Господь Рама показывает личным примером, как правильно выстраивать отношения в варнашрама-дхарме, исполнять долг, как бы такая демоверсия, а Господь Парашурама многократно уничтожает не соответствующих качествам и требованиям варнашрамы кшатриев).

На примере юбки можно II этап пояснить так: создается юбка  простого кроя (новая система). Эта юбка должна выполнять ГПФ : защищать ноги женщины от неблагоприятных погодных условий/от холода, от взглядов мужчин. Т.е. юбка выполняла функции защиты и сбережения энергии. И далее на этом же этапе идет усложнение кроя  и конструкции юбки.

· III этап – Двапара-юга, максимальное развитие, расширение системы, но при этом система замедляет, а затем и вовсе прекращает свой рост, хотя время идет.

Система используется, в полной мере применяется. Люди, которые находятся не в этой системе так же пользуются плодами этой системы, начинают использовать чужие результаты (асура-варнашрама использует ресурс даива-варнашрама дхармы без ее надсистемы, без ее сути). Происходит переделка и искажение системы . При этом асура-варнашрама деградирует сама, и деградируют все те, кто находится рядом, потому что была нарушена некая «технология». Период составляет 864 000 лет.

II и III этап - люди хорошо используют «технологию» этой системы. III этап – в связи с постепенной утратой двух столбов религии, в обществе появляется много «тоже специалистов» по данной теме (брахманов, кшатриев, вайшей и шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и саньяси с недостающими качествами). Появляется множество ниш и ответвлений этого процесса.

Так же на III этапе мы переходим на принципиально иную кривую. Появляется новая S-образная кривая, которую обычно не замечают не специалисты. Вновь появившаяся  S-образная кривая отображает новую систему. Пришедшая на смену система еще не развита повсеместно, под нее только строится новый фундамент. О ней скажем чуть ниже. Она характеризует очередной скачок в развитии, появление какой-то новой альтернативной системы.

       

Рассмотрим на примере юбки: система «юбка» уже давно изобретена, она в широком использовании, появляется бесконечное количество различных юбок: от миди до мини, килты, и т.д. «Увеличивается ассортимент». Так же появляется новая надсистема - женщины, которые хотят, чтобы заметили их ноги, которые начинают носить юбки с анти ГПФ – привлечь взгляды мужчин, но при этом совершенно не выполняется функция сбережения энергии. Женщина теряет свою энергию. Так же появляются новые виды одежды (зарождающаяся система), например, шорты, которые не так открывают нижние части, как мини юбки.

· IV этап – Кали-юга. По объективным причинам (не хватает ресурсов брахманов и кшатриев с настоящими качествами) стагнация, угасание, деградация – 432 000 лет. Система заканчивает свое существование, это достаточно грустно, но объективно. Всему когда-то приходит конец.

Но если посмотреть с другой стороны, не совсем печально: как правило, когда система находится на III этапе, и уже начинает ощущать тяжесть противоречий, который мешает ей расти и развиваться дальше, на ее базе (или где-то рядом) начинает развиваться  новая молодая система, которая также стартует с первого этапа. Таким образом, можно увидеть жизненный цикл систем. Это же касается и систем по возврату домой, к Богу.

IV этап - старость, угасание, смерть, и опять – по кругу. Значение основных параметров уменьшается, система перестает соответствовать требованиям, перестает удовлетворять надсистему (общество и Господа Бога), перестает справляться с ГПФ (вести к Богу), в связи с развитием конкурирующей антисистемы «асура-варнашрама». В ней накапливаются неразрешенные противоречия, которые приводят к вытеснению ее другими системами. За этим наступает смерть системы. Некоторые системы могут существовать на последних этапах сотни и даже тысячи лет – например, армия, старые виды религии, потому что они описывают длительные циклы времени, следовательно, растянуты во времени, а так же  поддерживают свое существование.

И так, самостоятельно можно определить, на каком этапе развития сейчас находятся системы «варнашрама-дхарма», «здравоохранение» и «образование»?

На примере юбки: на IV этапе  юбки сначала становятся полностью бесполезными с точки зрения ГПФ, потом они дизайнерами еще больше «усовершенствуются» в юбки с анти ГПФ (юбка из секс шопа), а потом должны постепенно полностью исчезнуть, как вид одежды, или продолжать существовать , но в искаженном виде.

На примере развития систем «радио», «телевидение», «Интернет», и т.д. можно увидеть, как развивается техника. В результате появления и отмирания различных технических систем можно увидеть технический прогресс. Если ко всем S-образным кривым построить огибающую линию (пунктиром), то мы с вами увидим более глобальную систему телекоммуникаций, которая так же будет развиваться по закону S-образной кривой.

Из всего выше сказанного вытекает, что система «варнашрама-дхарма» четко подчиняется S-образному закону развития любых материальных систем (создана для материального мира). Она находится на IV этапе своего развития. На смену ей должна прийти другая альтернативная система, чтобы продолжала выполняться ГПФ (возвращение назад к Богу, развитие сознания Кришны, т.к. человеческая жизнь предназначена для богоосознания, для осознания своей истинной природы.).

Поскольку система «варнашрама-дхарма» подчиняется S-образному закону развития любых материальных систем, мы можем к ней применять законы развития систем, которым подчиняются все технические, социальные, биологические, и другие системы.

S-образная кривая  прекрасно  описывает развитие различных систем (а конкретнее - зависимость показателей системы от времени (чаще всего). В «Бхагавад-гите» 11.32, Кришна - Верховная Личность Бога говорит: " Я - время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому». Мы это видим поS-образной кривой.

Но ведическим определением времени является всепроникающее присутствие Бога в этом мире. Другими словами, время - это одна из возможностей, с помощью которой человек может ощутить силу и влияние Господа и осознать Его. Время старит организм в системе «человек». Материалисты же это влияние видят как S-образный закон развития материальных систем. Все появляется, развивается, работает, погибает. Про живые системы еще говорят: «производит себе подобных и умирает».

Но мы с вами понимает, что Господь Сам действует таким образом, что все разрушается под действием энергии времени. Время учит нас жить. Это все делается для того, чтобы мы стали сильнее и разумнее. Это энергия Бога, и Господь  хочет, чтобы мы здесь развивались. Материальный мир не предназначен для того, чтобы мы здесь нашли счастье. Иначе бы все графики кривых не падали вниз. И на III этапе не организовывались бы трудности, не накапливались бы неразрешенные противоречия. Тут так устроено, чтобы мы вынуждены были развиваться, и тогда были счастливыми. Новая S-образная кривая отображает скачек в развитии, тогда человек становится счастлив. Если цикл времени не ломает человека, он становится сильнее, он сдает свой экзамен, переходит в новую фазу цикла, и ему становится легче (это заметно для малых циклов). Циклы времени могут действовать на человека, на страну, на Землю, на Вселенную…

Теперь рассмотрим скачек в развитии в Кали-югу. А это как раз появляется новая альтернативная система, которая зарождается в начале IV этапа развития варнашрама-дхармы. Её дарит нам Шри Чайтанья Махапрабху. И именно эта система является новым толчком в развитии. И как специалист, Шрила Прабхупада видит это, и несет послание Шри Чайтанья Махапрабху по всему миру. Новая система воспевания Святых Имен несет ту же ГПФ, и призвана   для распространение духовного знания, для соприкосновения людей с сокровенным духовным началом.

Хочется добавить, что мы видим, различные стадии развития системы. На разных этапах (I - IV) S-образной кривой возникают определенные задачи. И для каждого участка S-кривой есть явно выигрышные темы (юга-дхармы) и явно слабые, ошибочные ходы, чем не стоит заниматься... Более того: тема выигрышная на одном участке может оказаться совершенно проигрышной на другом. Например, в Кали-югу, когда кшатриев и так мало, практически, нет, смысла их приходить и убивать окончательно.
Можно смело утверждать: если юга-дхарма выбрана правильно, то верно выбранная тема привлечет к себе внимание людей, даже при не самом высоком качестве исполнения… Например, если мы имеем не очень качественное воспевание святых Имен, это будет все равно лучше, чем медитация. Верно и обратное: при исполнении "отжившей" или - наоборот - избыточно опережающей юга-дхармы, усилия окажутся нерезультативными. Стратегической ошибкой считается не понимать этап развития системы и переносить нормы одного этапа на другой. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения главной цели.

От этапа к этапу у нас меняются внутренние ресурсы систем, в частности, на этапе Кали-юга практически нет кшатриев и брахманов.

Как же быть? Стоит ли бросить варнашрама-дхарму, как отжившую свой век, или продолжать ее?? Ведь на смену пришла новая система? Ответ однозначен: продолжать.

Поясним это так.

Новая система, как правило, возникает на базе старой системы. Она может частично использовать ресурс прежней системы. Т.е. старая система является как бы трамплином для новой. Если мы убираем варнашрама-дхарму, то нам не удастся сделать достаточно высокий прыжок вверх новой системой. Конечно, можно и без варнашрама-дхармы воспользоваться санкиртаной, рекомендованной нам для эпохи Кали Шри Чайтанья Махапрабху. Но прыжок тогда не будет столь высок. Для иллюстрации можно провести такой опыт: попробуем подпрыгнуть с уходящего вниз из-под ног трамплина. Не имея трамплина, от которого мы можем оттолкнуться, прыжок не получится. По третьему закону Ньютона сила действия равна силе противодействия. Подобно тому, как невозможно забить гвоздь в отклоняющийся забор, так же, если нет опоры, прыжок не состоится, если опора не сопротивляется (опір – это сопротивление по-украински), или действует очень слабо, то и наше ускорение будет очень мало.

Или такой пример: спортсмены  бегут эстафету. Передающий эстафетную палочку бегун не останавливается там, где заканчивается его часть эстафеты. Первый догоняет второго, они оба движутся. Передающий бегун дает краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжает быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, только после этого постепенно замедляя бег, останавливается. Такова техника перередачи эстафеты. Т.е. передающий бегун выкладывается, не теряет темпа на 100%, до самой передачи палочки. И если палочка, вдруг, выпадает при передаче, именно он должен ее поднять и передать принимающему эстафету. Потому что передача палочки – это его ответственность. Он не говорит: «моя часть эстафеты кончилась, это твоя проблема, как ты побежишь дальше, как ты будешь стартовать».

Для чего важен разгон в начальный момент развития системы? Существует такой «эффект быстрого начала». Обычно люди его не понимают, но потом, когда они уже начинают его понимать, становится слишком поздно, потому что не успели ничего сделать в своей жизни. Потому, в частности, и важна роль обучения и воспитания в раннем детстве.

Чем резче стартует система, чем выше поднимается график, тем сильнее она развивается. Быстрый старт – это быстрое решение проблем плюс форсирование.

Площадь фигуры, ограниченная контуром этого графика и осью времени будет существенно больше, чем площадь фигуры, когда развитие на II этапе идет вяло. 

Поскольку у нас по оси Y отложены параметры системы, например, количество людей, охваченных санкиртаной, то площадь фигуры, ограниченной контуром этого графика и осью времени будет означать совокупность всех людей, которые объяты движением воспевания святых Имен. И разность площадей фигур 1 и 2 будет означать количество людей, которых удалось привлечь дополнительно за счет резкого старта. И дать шанс этим дживам прогрессировать уже в этой жизни.

II этап второй быстрого старта характеризуется тем, что кривая очень резко взлетает вверх: появляется все больше и больше поклонников этой новой идеи.

Здесь активней появляются люди, которые умеют делать технологию исследуемого процесса, а именно, технологию повышения гуны человека посредством варнашрама-дхармы. И в этом нам существенно помогает Золотое вкрапление Сатья-юги, когда естественным образом появляется больше брахманов.  

Пользуясь теми ресурсами развития, которые нам дает Господь, мы можем не однократно то по одной S-образной кривой, то по  другой кривой подниматься вверх, тем самым многочисленным душам, попавшим в материальный мирдается помощь вновь обрести Бога, осуществить богоосознание. На этот же график можно наложить приход аватар, смену религий, и другие события, например, появление священных писаний, и т.д.  

Мы можем не однократно взбираться вверх, помогая при этом другим. Это и есть служение дживам, которое так нравится Кришне. Подобно серфингисту, который ловит свою волну, который говорит только о волнах, и интересуется исключительно новыми досками и спотами.

И огибающая всех этих графиков будет означать развитие в Маха-югу. А промежуточные S-кривые – это могут быть различные юга-дхармы, религии, которые приносят приходящие вновь аватары, ачарьи, движения, и т.д.

Еще одна веская причина, почему нам нужен разгон: если нам, нашим детям нужна здоровая атмосфера, то мы должны это делать.

И тут , по правилам пользования СО, мы должны аналогичным образом, за санкиртаной построить еще одну кривую, организовать систему таким образом, чтобы не допустить очередного падения нашей огибающей и ввести новую подсистему, позволяющую подняться выше. Однако, если это не описано в священных писаниях, то данное действие будет практически невозможно, потому что делать так – все равно, что идти навстречу движущемуся паровозу, или плыть против течения Ниагарского водопада. Слишком сильно будет воздействие надвигающейся Кали-юги. Легко подниматься по волнам вверх, когда мы находимся на II этапе кривой Маха-юги. И совершенно не просто подниматься по кривым вверх, если мы находимся на IV этапе Маха-юги. На это обычно ловятся материалисты. Продолжая бороться с надвигающимися проблемами, они стараются их так или иначе решать. Демоны сражаются с Господом, неминуемо получая поражение. В то время, как преданные Господа пытаются вернуться домой , к Богу.

Да что уж демоны, когда Арджуна, шакти-авеша аватара – друг Кришны, непобедимый воин, праведный царевич, которому боги даровали различное мистическое оружие, после того, как происходит великое сражение на Курукшетре, где Кришна рассказывает Бхагават Гиту, с остальными царевичами Пандавами,  начинают замечать, кометы и другие дурные знаки в небе, что землетрясения потрясают землю, внезапно разные сословия начинают враждовать друг с другом. И Арджуна, вместе с царицами Двараки, которые покинули затонувшую крепость, понимает, что надо идти, совершать аскезу. И разбойники нападают на непобедимого Арджун. Но он не только не смог защитить цариц, но даже его  самого избивают разбойники. После ухода Кришны, Арджуна лишился своего могущества. Таково влияние времени.

Как же выйти из-под него? «Рождение, смерть, старость и болезни навязаны живому существу извне и являются следствием его контакта с материальной природой и забвения им своей вечной, божественной природы и своего качественного единства с Абсолютным Целым.»( «Бэк ту Годхэд», 20.4.1960). Но мы становимся свободными, когда обретаем знания из истинного Источника. Когда мы принимаем знания, которые наделяют нас силой действовать против закона кармы. И без промедления действуем. Тогда на человека не будут действовать законы развития систем, описанные этими графиками. Таким образом, мы можем говорить о том, что Трудности в конце цикла будут подталкивать человека к духовному пути развития, который дарит возвращение в духовный мир, назад домой к Богу.   

Т.е. мы четко видим: бывают решения, чтобы успокоиться и ничего не делать. Большинство людей хочет ничего не делать и просто успокоиться, не напрягаться, передавая эстафету (невежество). Бывают решения, когда человек не проанализировав бросается что-то делать, «кидается грудью на амбразуру» (страсть), а бывают решения для высокого уровня профессионализма. И Шрила Прабхупада – профессионал высочайшего уровня, видя систему сверху, нам как раз и говорит, что варнашрама-дхарма нужна. Она нужна для резкого хорошего толчка, старта.

«Прабхупада:В «Бхагавад-гите» сказано: чатур-варнйам майа сриштам (Б.Г. 4.13). Итак, мы... проповедуем сознание Кришны. Это обязательно должно быть сделано (то есть варнашрама должна быть введена). Воспевание будет продолжаться, но вы не можете ожидать, что люди будут воспевать как Чайтанья Махапрабху. Они даже не могут шестнадцать кругов повторять, и при этом эти мошенники собираются уподобиться Чайтанье Махапрабху… Воспевание будет продолжаться. Оно не прекратиться. Но в то же время, чтобы сделать путь более легким, должна быть введена варнашрама-дхарма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.