|
||||||||||||||||
Реферат. Методы. ТрудотерапияСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра физического воспитания и спорта Реферат по дисциплине “Физическая культура” на тему: “ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛФК ” Подготовил: Скороход Егор Дмитриевич 2 курс, лечебный факультет, группа Л-213 Проверил: Игнатушкин Роман Геннадьеви, преподаватель
Лфк широко используется в системе комплексного лечения в больницах, поликлиниках, санаториях. Она является ведущим методом мед. реабилитации – восстановительного лечения. Правильное применение ЛФК способствует ускорению выздоровления, восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению больных к активной трудовойдеятельности. Эффективность ЛФК проверена веками. Врачи Древней Греции – Гиппократ, Асклеппад и др. считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физнч. упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины. Выдающиеся русские ученые-медики М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, П. Ф. Лесгафт и др. постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии. Как область научных знаний ЛФК в нашей стране сформировалась после Великой Октябрьской социалистической революции. Развитие леч. физкультуры в СССР неразрывно связано с успехами советского здравоохранения и массового физкультурного движения. ЦК КПСС и Советское правительство постоянно проявляют заботу о развитии массовой физической культуры и использовании ее для укрепления здоровья народа, продления сроков активного долголетия. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1966) «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» было предложено расширить использование физкультуры в лечебно-профилактической работе мед. учреждений, предусмотрено увеличить сеть кабинетов лечебной физкультуры при поликлиниках. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977) «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» вновь обращено внимание на меры по улучшению сананитарно-гигиенического воспитания населения, повышение уровня пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта. 1.Методы Метод коррекции – комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические и механотерапевтические меры и т.д.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стоп). Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная коррекция предусматривает ряд корригирующих воздействий, осуществляемых без активного участия больного (пассивные движения, положение лежа на наклонной плоскости, массаж, корсеты и др.). Коррекция делится также на общую и специальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений (игры, спорт, закаливание, режим и др.), способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы детей и подростков. Специальная коррекция использует преимущественно активную, а также пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Корригирующая гимнастика, являясь разновидностью лечебной гимнастики, расценивается как основное звено активной коррекции. Одна из ее главных задач – укрепление мышечного корсета позвоночника, преимущественно мышц спины. При активной коррекции используют как общую, так и специальную тренировку. Последняя предусматривает: 1) мобилизацию позвоночника с учетом его состояния подвижности; 2) разгрузку и «вытяжение» позвоночника; 3) гиперкоррекцию позвоночника; 4) использование физических упражнений в балансировании; 5) развитие правильного и полного дыхания; 6) формирование правильной осанки. Полноценное осуществление метода коррекции, особенно среди детей, связано с участием не только врача, инструктора ЛФК, но и педагога, родителей. Метод дозированных восхождений (терренкур) сочетает ходьбу по горизонтальной плоскости с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15°. Терренкур – метод тренирующей терапии, он делится на внутрисанаторный и общекурортный. Величина физической нагрузки в терренкуре зависит от длины маршрута, рельефа местности, угла подъема, темпа ходьбы, числа остановок. Ходить следует в спокойном темпе, равномерно дыша. Перед остановкой необходимо сделать несколько дыхательных упражнений. Каждый маршрут терренкура оборудуется соответствующими указателями. Из методов психотерапии в ЛФК используется метод аутогенной тренировки. В ЛФК широко применяется напряжение мышц, а при аутогенной тренировке – расслабление (релаксация) их, пассивный отдых, снижение нервного напряжения. Аутогенна тренировка – это система самовнушения, осуществляемая в условиях расслабления мышц всего тела. Она применяется индивидуальными и групповыми методами в комплексе с лечебной гимнастикой в тех случаях, когда больной активно включается в процесс лечения. Значение музыки в ЛФК с позиции физиологического действия основано на связи звука с ощущением движения (акустико-моторный рефлекс), при этом следует учитывать характер музыки, ее мелодию, ритм. Так, между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует тесная связь, осуществляемая по типу моторно-висцеральных рефлексов. Музыка, как ритмичный раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной сфере. Режим движений – необходимое условие повышения эффективности ЛФК. Активный режим, регламентируемый в течение дня в зависимости от насыщенности различными движениями, предъявляет повышенные требования к больному. Режим покоя рассчитан на лиц истощенных, переутомленных, выздоравливающих после различных инфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний и др. При организации этого режима следует так распланировать порядок дня, включив в него различные элементы ЛФК, чтобы больной получал строго дозированную нагрузку, чтобы были исключены лишние раздражители и созданы условия для пассивного отдыха. Для больнично-клинических учреждений рекомендуются следующие виды режимов для больных: 1) постельный, с подразделением на строгий постельный и расширенный постельный; 2) полупостельный (палатный) с пребыванием в палате (сидя, стоя) около 50% дневного времени; 3) свободный (общебольничный) с прогулками в пределах больничной территории. В поликлинических условиях режимы движения подразделяются так же, как в санаториях и на курортах: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий. При осуществлении реабилитационной программы при инфарктах миокарда после общебольничного режима выделяют щадяще-тренирующий в условиях отделения реабилитации кардиологического центра и интенсивно-тренирующий в условиях кардиологического санатория, диспансера, поликлиники. 2.Трудотерапия Трудотерапия – это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия – лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе. В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии: 1) общеукрепляющую (тонизирующая); 2) восстановительную; 3) профессиональную. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности. Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способ?ность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.). Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата. Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов: 0 – режим временного непосещения больным отделения трудотерапии; 1 – режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате); 2 – режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора; 3 – режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы); 4 – режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключе?нию от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам; 5 – режим полного рабочего дня. Больной выполняет различ?ные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания. Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов. Первый этап заключается в том, что больные должны получить основные сведения о трудовой операции, оборудовании рабочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею. На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе. По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обуче?ния у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы. Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание. Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.) По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными – индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах. На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении. Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже. Абсолютные противопоказания к трудотерапии: 1) обострение основного заболевания; 2) воспалительные заболевания в фазе обострения; 3) наклонность к кровотечению; 4) каузалгия; 5) злокачественные новообразования. Относительные противопоказания к трудотерапии: 1) обострение основного заболевания; 2) субфебрильная температура различного происхождения; 3) гнойные раны в период, требующий покоя. Правильно организованная система трудотерапии при восстановительном лечении способствует полноценной социальной и трудовой реабилитации больных. Основное содержание профессионально-прикладной подготовки в ЛФК – восстановление и совершенствование с помощью средств ЛФК физических и психофизических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии. Элементы профессионально-прикладной подготовки (специальные физические упражнения, в том числе с нагрузками, эквивалентными по интенсивности профессиональным, аутогенная тренировка и само-массаж с учетом специфики труда) целесообразно включать в процедуры лечебной гимнастики, выделяя группы больных, занятых физическим и умственным трудом. Занятия проводят раздельно по дифференцированным методикам, учитывая назначенный двигательный режим. На санаторном этапе реабилитации больным назначают щадяще-тренирующий (II), тренирующий (III) или интенсивно-тренирующий (IV) двигательный режим. Этот подход оправдан и на амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации. При щадящем (I) двигательном режиме элементы профессионально-прикладной подготовки не включают. В основном разделе процедуры лечебной гимнастики для больных, занятых физическим трудом, акцентируют внимание на правильном сочетании фаз дыхания с движениями, освоении регуляции дыхания в процессе физической нагрузки переменной интенсивности. При этом ориентируют больных на углубление вдоха и более полный выдох при различных ритмах дыхания. Применяют упражнения для развития силы, общей выносливости (аэробной способности) и статической выносливости мышц, на координацию движений, равновесие, вестибулярную устойчивость и т. д. Используют упражнения с предметами (гимнастические палки, медицинболы, гантели до 3-5 кг и др.), с преодолением сопротивления занятия на тренажерах. При аутогенной тренировке осваивают приемы мышечной релаксации после физического напряжения.
|
||||||||||||||||
|