Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дидактические требования к уроку и пути повышения эффективности урока



Дидактические требования к уроку и пути повышения эффективности урока

Выделяют следующий классический набор дидактических требований к уроку:

1. Четкость целей и содержания.

2. Неразрывность образовательных и воспитательных задач.

3. Выбор наиболее целесообразных методов на каждом этапе урока.

4. Правильное сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке.

5. Организационная четкость урока, т. е. эффективное использование каждой минуты урока.

6. Правильный подбор учебного материала, в том числе с использованием дополнительной информации.

7. Усвоение учебного материала непосредственно на уроке.

Пути повышение эффективности урока – это творческая работа преподавателей, позволяющая совершенствовать урок и расширять обязательные требования. Основные направления совершенствования урока включают:

1. Устранение шаблона.

2. Совершенствование организационного момента: перенесение дисциплинарных замечаний на перемену, в то время как на самом организационном моменте бывает достаточно сформулировать тему и поставить задачи.

3. Увеличение удельного веса самостоятельной работы на уроке.

4. Поэлементное изложение знаний с поэлементным их закреплением.

5. Применение технических средств обучения и контроля.

6. Установление связи между теоретическим и производственным обучением на уроке.

7. Увеличение времени на фронтальные формы контроля за счет сокращения индивидуальных форм.

8. Подчинение образовательных задач воспитательным задачам.

Типы уроков

В основе типов урока лежит основная дидактическая цель. Выделяют следующие типы уроков:

1. Урок усвоения новых знаний.

2. Урок обобщения и систематизации усвоенного материала. Такой урок способствует формированию более целостной картины мира и мировоззрения, осуществляет интеграцию знаний, требует межпредметных связей, связи теории с практикой, привлечение прошлого опыта.

3. Урок закрепления и применения знаний.

4. Контрольно-проверочный урок.

5. Комбинированный урок


Проблемы урока

Проблемы урока заключаются в том, что на протяжении столетий он сохранялся почти неизменным. Достоинства и недостатки урока за это время обострились.

Достоинствами урока являются:

1. Экономичность (снова стала актуальной в условиях рынка).

а) 20-30 человек и всего один преподаватель;

б) легко вписывается в расписание, сочетается с другими уроками в течение дня, недели, месяца и года, т. к. имеет четкие временные рамки;

в) урок независим от других дисциплин и даже от своей собственной, т. к. позволяет продолжить изучение любой темы на новом уроке;

г) требует минимального пространственного и материального обеспечения;

1. Гибкость, пластичность, приспособляемость к условиям:

а) на уроке возможны разные типы и системы обучения:

· объяснительно-иллюстративный;

· программированный;

· проблемный;

· . . . . . . . . . . . . и др.

б) возможно применять для всех дисциплин, включая и производственное обучение;

в) урок включает в себя и другие формы, т. е. возможны уроки-лекции, уроки-семинары и т. д.

1. Логическая завершенность урока (именно на это направлена его структура);

2. Реализация обратной связи:

а) обратная связь дает информацию об ученике: отношение к учению, уроку, уровень его обученности и т. д.;

б) ученик многое узнает от преподавателя и о преподавателе: получает ответы на свои вопросы, видит его отношение к себе, получает дополнительную помощь.

1. Сочетаемость урока с другими формами. Урок является основным по времени, ,но и выполняет системообразующую функцию (материал урока восполняется на экскурсии, разъясняется на консультации, проверяется на экзамене). Все остальные формы по отношению к уроку – вспомогательные. Именно урок объединяет их в единую систему, создавая технологию.

Недостатками урока являются:

1. Сложность выполнения всех целей, принципов, требований современного урока. Чтобы урок включал в себя все достоинства, приходится жертвовать чем-то из его характеристик.

2. Трудность обеспечения на типовом уроке единства теории и практики. Урок в основном рассчитан на теорию. Включение практических действий связано с раздвижением рамок урока, сменой его структуры, пространственного и материального обеспечения.

3. Ограничение возможностей урока регламентом:

а) уравнивание уроков по разным дисциплинам;

б) необходимость особого регламента для некоторых прогрессивных направлений организации обучения (например: проблемное обучение, блочно-модульное обучение).

4. Сдерживание творчества учащихся и педагога стереотипной структурой урока, вследствие чего происходит притупление остроты восприятия;

5. Сдерживание применения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;

1. Рассредоточение материала одной дисциплины на весь год. Это диктует необходимость систематического повторения на каждом уроке ранее пройденного, на что уходит около 30% всего времени изучения дисциплины. Кроме того, учащиеся охотнее познают новое и с большим нежеланием повторяют уже знакомое.

Среди перспектив развития урока можно назвать следующие:

1. Интеграция воспитания и обучения, причем с приоритетом воспитательных задач.

2. Интеграция теории и практики, повышение доли практических действий учащихся на уроке.

3. Самоуправление и самоучение учащихся в учебном процессе.

4. Изменение пространственно-временных характеристик урока:

а) 30 минут;

б) расстановка столов попарно, индивидуально, в шахматном порядке и т. д.;

в) создание более демократичной обстановки а также приближение к производственным условиям;

1. Политехнизация урока, как со стороны содержания, так и внедрения ТСО и ЭВМ;

2. Сотрудничество, диалог, общение.

Варианты новых уроков:

1. Отказ от постоянного состава учебной группы. Например, уроки информатики одновременно в параллельных классах во всем училище. Учащиеся выбирают свой уровень в соответствии с возможностями, знаниями, отношением к предмету и идут на урок к тому преподавателю, который задает именно этот уровень.

2. Урок стоя. По утверждению некоторых медиков, психологов и педагогов-практиков, продолжительная сидячая учебная деятельность снижает здоровье по многим показателям. Снижается умственная работоспособность, общее и в том числе умственное развитие.

3. Урок самодиагностики предполагает само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку. Существуют методики самоизучения, по которым могут проверяться не только знания, но и уровень обученности, воспитанности, развития памяти, внимания, мышления, воображения. Также, самоанализ влияет на положительное отношение к учебной деятельности.

4. Урок-взаимообучение. Старшие подключаются к младшим или всей группой или отдельные учащиеся индивидуально - это участие в управлении процессом обучения: объяснение, контроль, помощь, ответственность за результат.

5. Опережающее самостоятельное изучение темы. В этом случае на уроке проводится детальный разбор, дискуссия, дополнительная конкретизации. При такой работе повышается ответственность, облегчается работа памяти.

6. Привлечение учащихся к подготовке и проведению почти любой формы организации обучения (даже экзамена). Роли учащихся могут быть следующие: лаборанты, консультанты, ассистенты, участники совета кабинета, участники бригады подготовки наглядных пособий и техобслуживания.

7. Интегрированные уроки предполагают совмещение на одном уроке двух и более учебных дисциплин. Такой урок могут проводить несколько преподавателей или один педагог, если он владеет знаниями смежных дисциплин.

8. Дифференцирование педагогической работы. Один преподаватель проводит урок, а его обслуживают: учитель-психолог, учитель-медик, учитель-методист, учитель-программист, учитель-режиссер, учитель-репетитор



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.