|
|||
Дидактические требования к уроку и пути повышения эффективности урока ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Дидактические требования к уроку и пути повышения эффективности урока Выделяют следующий классический набор дидактических требований к уроку: 1. Четкость целей и содержания. 2. Неразрывность образовательных и воспитательных задач. 3. Выбор наиболее целесообразных методов на каждом этапе урока. 4. Правильное сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке. 5. Организационная четкость урока, т. е. эффективное использование каждой минуты урока. 6. Правильный подбор учебного материала, в том числе с использованием дополнительной информации. 7. Усвоение учебного материала непосредственно на уроке. Пути повышение эффективности урока – это творческая работа преподавателей, позволяющая совершенствовать урок и расширять обязательные требования. Основные направления совершенствования урока включают: 1. Устранение шаблона. 2. Совершенствование организационного момента: перенесение дисциплинарных замечаний на перемену, в то время как на самом организационном моменте бывает достаточно сформулировать тему и поставить задачи. 3. Увеличение удельного веса самостоятельной работы на уроке. 4. Поэлементное изложение знаний с поэлементным их закреплением. 5. Применение технических средств обучения и контроля. 6. Установление связи между теоретическим и производственным обучением на уроке. 7. Увеличение времени на фронтальные формы контроля за счет сокращения индивидуальных форм. 8. Подчинение образовательных задач воспитательным задачам. Типы уроков В основе типов урока лежит основная дидактическая цель. Выделяют следующие типы уроков: 1. Урок усвоения новых знаний. 2. Урок обобщения и систематизации усвоенного материала. Такой урок способствует формированию более целостной картины мира и мировоззрения, осуществляет интеграцию знаний, требует межпредметных связей, связи теории с практикой, привлечение прошлого опыта. 3. Урок закрепления и применения знаний. 4. Контрольно-проверочный урок. 5. Комбинированный урок Проблемы урока Проблемы урока заключаются в том, что на протяжении столетий он сохранялся почти неизменным. Достоинства и недостатки урока за это время обострились. Достоинствами урока являются: 1. Экономичность (снова стала актуальной в условиях рынка). а) 20-30 человек и всего один преподаватель; б) легко вписывается в расписание, сочетается с другими уроками в течение дня, недели, месяца и года, т. к. имеет четкие временные рамки; в) урок независим от других дисциплин и даже от своей собственной, т. к. позволяет продолжить изучение любой темы на новом уроке; г) требует минимального пространственного и материального обеспечения; 1. Гибкость, пластичность, приспособляемость к условиям: а) на уроке возможны разные типы и системы обучения: · объяснительно-иллюстративный; · программированный; · проблемный; · . . . . . . . . . . . . и др. б) возможно применять для всех дисциплин, включая и производственное обучение; в) урок включает в себя и другие формы, т. е. возможны уроки-лекции, уроки-семинары и т. д. 1. Логическая завершенность урока (именно на это направлена его структура); 2. Реализация обратной связи: а) обратная связь дает информацию об ученике: отношение к учению, уроку, уровень его обученности и т. д.; б) ученик многое узнает от преподавателя и о преподавателе: получает ответы на свои вопросы, видит его отношение к себе, получает дополнительную помощь. 1. Сочетаемость урока с другими формами. Урок является основным по времени, ,но и выполняет системообразующую функцию (материал урока восполняется на экскурсии, разъясняется на консультации, проверяется на экзамене). Все остальные формы по отношению к уроку – вспомогательные. Именно урок объединяет их в единую систему, создавая технологию. Недостатками урока являются: 1. Сложность выполнения всех целей, принципов, требований современного урока. Чтобы урок включал в себя все достоинства, приходится жертвовать чем-то из его характеристик. 2. Трудность обеспечения на типовом уроке единства теории и практики. Урок в основном рассчитан на теорию. Включение практических действий связано с раздвижением рамок урока, сменой его структуры, пространственного и материального обеспечения. 3. Ограничение возможностей урока регламентом: а) уравнивание уроков по разным дисциплинам; б) необходимость особого регламента для некоторых прогрессивных направлений организации обучения (например: проблемное обучение, блочно-модульное обучение). 4. Сдерживание творчества учащихся и педагога стереотипной структурой урока, вследствие чего происходит притупление остроты восприятия; 5. Сдерживание применения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении; 1. Рассредоточение материала одной дисциплины на весь год. Это диктует необходимость систематического повторения на каждом уроке ранее пройденного, на что уходит около 30% всего времени изучения дисциплины. Кроме того, учащиеся охотнее познают новое и с большим нежеланием повторяют уже знакомое. Среди перспектив развития урока можно назвать следующие: 1. Интеграция воспитания и обучения, причем с приоритетом воспитательных задач. 2. Интеграция теории и практики, повышение доли практических действий учащихся на уроке. 3. Самоуправление и самоучение учащихся в учебном процессе. 4. Изменение пространственно-временных характеристик урока: а) 30 минут; б) расстановка столов попарно, индивидуально, в шахматном порядке и т. д.; в) создание более демократичной обстановки а также приближение к производственным условиям; 1. Политехнизация урока, как со стороны содержания, так и внедрения ТСО и ЭВМ; 2. Сотрудничество, диалог, общение. Варианты новых уроков: 1. Отказ от постоянного состава учебной группы. Например, уроки информатики одновременно в параллельных классах во всем училище. Учащиеся выбирают свой уровень в соответствии с возможностями, знаниями, отношением к предмету и идут на урок к тому преподавателю, который задает именно этот уровень. 2. Урок стоя. По утверждению некоторых медиков, психологов и педагогов-практиков, продолжительная сидячая учебная деятельность снижает здоровье по многим показателям. Снижается умственная работоспособность, общее и в том числе умственное развитие. 3. Урок самодиагностики предполагает само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку. Существуют методики самоизучения, по которым могут проверяться не только знания, но и уровень обученности, воспитанности, развития памяти, внимания, мышления, воображения. Также, самоанализ влияет на положительное отношение к учебной деятельности. 4. Урок-взаимообучение. Старшие подключаются к младшим или всей группой или отдельные учащиеся индивидуально - это участие в управлении процессом обучения: объяснение, контроль, помощь, ответственность за результат. 5. Опережающее самостоятельное изучение темы. В этом случае на уроке проводится детальный разбор, дискуссия, дополнительная конкретизации. При такой работе повышается ответственность, облегчается работа памяти. 6. Привлечение учащихся к подготовке и проведению почти любой формы организации обучения (даже экзамена). Роли учащихся могут быть следующие: лаборанты, консультанты, ассистенты, участники совета кабинета, участники бригады подготовки наглядных пособий и техобслуживания. 7. Интегрированные уроки предполагают совмещение на одном уроке двух и более учебных дисциплин. Такой урок могут проводить несколько преподавателей или один педагог, если он владеет знаниями смежных дисциплин. 8. Дифференцирование педагогической работы. Один преподаватель проводит урок, а его обслуживают: учитель-психолог, учитель-медик, учитель-методист, учитель-программист, учитель-режиссер, учитель-репетитор
|
|||
|