Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Его нетление и обожение распространяется на нас.



4. Его нетление и обожение распространяется на нас.

a.«Подобным исцеляется подобное»: рекапитуляция физическая(Ириней): Сращенность и непрерывность человеческой природы от края Адама до края Христа и распространение бессмертияблагодаря воскресению Христа. От края Адама природа раскололась – душа от тела и смерть пошла на всю природу, от края Христа воскресением сращивается душа с телом и бессмертие пошло на всю природу,т.к. «вся природа есть некое единое живое существо, воскресение (и вознесение) части переходит на все по непрерывности и соединению природы от части к целому» «начало смерти в одном перешло на всю природу – начало воскресения через Одного распространяется на все человечество»; Христос становится закваской (Григорий Богослов), которая распространяется в непрерывной человеческой природе (Григорий Нисский) чтобы от Него целое освятилось, соединилось и избавилось от осуждения.

b. Способы приобщения Христу: Тело Христа – эпицентр обновления человечества. Обновление передаются: 1) через единство бытийное человечества и материального мира; 2) таинства (Евхаристию особенно); 3) аскетическое подражание Христу для обожения; 4) Подвиги любви.

c.Подвиг Христа основа для восхождения к Богу: Любой человек может устремляться к Богу и получать опыт соединения с Божественным только потому, что человечество как целое вознесено к Богу во Христе (В отличие от Филона уже мистика Христа, а не просто Логоса).

d.Обожение возможно и сейчас, но его полнота – в будущем, впрочем, бесконечное возрастание (эпектасис).

5. По св. Мефодию Олимпийскому и св. Максиму Исповеднику Христос живет в нас и рождается, преображается, распинается и умирает, воскресает, возносится в нас. Бог и человек - образцы друг для друга[4], воплощение-обожение, христология-аскетика взаимно соответствуют. Христос – архетип святых, насколько человек подражает Христу, являя Его добродетелями, настолько Христос его обоживает, воплощаясь в человеке и повторяя в нем Свой подвиг.

6. Единство человечества и особенно Единое Тело Христа создает конкретное природное единство человечества, и позволяет говорить о взаимопроникновении человеческих личностей в Церкви (каждый в каждом) по подобию Св. Троицы (св. Иустин Попович). Перихоресис ипостасей, а не просто природ (энергий, свойств).

7. Учение св. Григория Паламы о различии между Сущностью и энергиями Бога позволяет говорить о нашей неслиянности с Божественной Сущностью (мы не становимся богами по природе, но богами по благодати, свойствам, действиям). При этом энергии Бога это Сам Бог, нет онтологического барьера между Сущностью и энергиями. Поэтому допустимо говорить, что в Евхаристии мы причащаемся Самой Сущности Бога,не сливаясь с ней (язык причастия Сущности Бога применяется в основном только к Евхаристии).

8. По Клименту Александрийскому, вероятно, даже вечное рождение Сына от Отца энергийно совершается в нас. Т.е. мы в день Пятидесятницы получаем полноту Энергий Бога, т.е. участие в вечном Откровении Бога от Отца через Сына во Св. Духе.

9. Кеносис (добровольное истощание, умаление, опустошение Христа). «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2.7); «Он будучи богат обнищал ради вас, чтобы вы обогатились его нищетою» (2 Кор 8.9). Он воспринял нашу смертность и скорби, чтобы эти состояния не препятствовали нашему обожению, чтобы и в них мы соединялись с Богом, чтобы они были путем к Богу.

a. Кенозис по божеству. Бесконечный становится конечным человеком, но Божество в нем не теряет полноты.

b. Кенозис по человечеству. Он мог бы стать человеком бессмертным и нестареющим, но добровольно стал человеком «могущим страдать», так что «утомлялся и алкал, и жаждал, и был в борении и плакал – по закону телесной природы» (св. Григорий Богослов).

c. Кеносис как отождествление с грешным человечеством. На интуиции Св. Григорий Богослова - Свв. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин развили теорию о естественном (существенном) и относительном (личном) восприятии Господом наших св-в: естественноеэто воспринятие всех природных качеств и сущностная непричастность греху, относительное же – это воспринятие на Себя Им нашего Лица, нашего вида, образа грешника, отождествление Себя мистическое с нами - проклятыми, богооставленными, хотя на самом деле Он Сам не является таковым.

d.Х.У. фон Бальтазар рассматривает кенозис как аспект внутритроичного бытия: Каждая Ипостась отдает Себя в совершенной любви двум другим Ипостасям. И тогда во Христе является вовне внутритроичная Любовь, и лишь Св. Троица дает объяснение феномену Христа.

 


[1] «Подобное исцеляется подобным», «мы станем сообразны Ему» - подражание Христу.

[2] Что разовьют халкидониты: Иоанн Грамматик, Леонтий Византийский против севериан и несториан.

[3] Вплоть до исчезновения «тяжести, вида, цвета, твердости, мягкости, формы и всего видимого», плоть претворилась в «Божеское естество»???

[4] Завершение и соединение обоих смыслов рекапитуляции Иринея: теории образов и рекапитуляции подражания Иринея и рекапитуляции возглавления (Еф 1:10) и обожения Иринея в усиленной версии Назианзина: насколько Бог стал человеком, настолько человек богом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.