Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Христос как Участие. b. обожение(Ириней: «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим»). Итак из принципа Св. Иринея вытекают два принципа: спасение как обожение: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (принци



Христос как Участие

1. Это еще более основополагающая модель, чем образ победы: спасение через причастие Божественному естеству (2 Петр 1.4). Основа этого положена в Воплощении Христа: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2.20), об этом четко учит св. Ириней Лионский: Христос «сделался Тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он»[1](т.е. стать нетленными, бессмертными, божественными: принцип Св. Иринея:), но уже здесь содержится два момента:

a. исцеление(Ириней: «Если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно… если бы человек не соединился с Богом, то не мог сделаться причастным нетления») и

b. обожение(Ириней: «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим»). Итак из принципа Св. Иринея вытекают два принципа: спасение как обожение: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (принцип Св. Афанасия) и спасение как исцеление: «Что не воспринято, то и не уврачевано» (принцип Св. Григория Богослова).

2. Обожениечеловеческого естества во Христе переходит на нас по причинам

a. единосущияХриста нам по человечеству и того, что

b.Его человеческая природа не изолирована от нас, а в Церкви сообщается каждому (Крещение, Евхаристия). Человеческое тело Христа оказывается центром единства всего человечества в Нем: а не изолированной индивидуальной природой[2]. «Посредством единого тела» Христа, причащаясь Ему в Церкви, мы участвуем в Его воскресении, вознесении, обожении.

3. Обожение человечества во Христе, участие Бога в нас во Христе.

a. Убил в Себе нашу вражду с Богом, «приняв на Себя нашу вражду с Богом, став за нас грехом, усвоив наше проклятие» (не объясняет как);

b. Послушанием исцелил древнее непослушание;

c. «Обожение» -центральная идеяБог смешался с нашим, чтобы наше примешение к Божеству стало божественным,избавившись от смерти и тирании противника»; «чтобы срастворением с Божеством сообожилось человечество»; иногда изображается обожение людей как встречное к воплощению Бога движение: «Божество уничижается вместиться в человечество, человечество обновляется, срастворением с Божеством становится божественным» (см. ниже - кенозис); Человек становится богом «настолько же, насколько» Бог стал человеком (если Бог стал не всецелым человеком, то и человек обоживается не всецело). И даже наоборот (еще сильнее?): «Бог настолько стал Человеком, насколько меня делает из человека богом» и в обожении участвует и тело «помощник мой» и душа – «великий образ Божий».

d. «Исправительная для природы сила коснулась и начала (рождения) и простерлась до конца(смерти) и объяла все между тем и другим» - освящение возрастов, Ириней, рекапитуляция.

e. Нетленность и обоженность человечества во Христе. Он настолько приблизился к смерти, чтобы прикоснуться к смертности и в Своем теле силой совоскресить всего человека. «Единством Божества, которая равно была и в том и в другом (душе и теле) разошедшее снова сращивается», «наша природа во Христе подвиглась к разделению... Он связал как клеем силой Божества». В беспредельность божественной силы (Боговоплощение) влилось Тело Христа (как в море капля уксуса) и плоть стала «морем нетления»[3], с «божественными свойствами»(выше первозданного Адама). И в смерти Его тело осталось нетленным поэтому. Его Тело – противоядие смерти.

f. Через Крест обоживается человечество «естеством Слова», т.е. в Нем все человечество на Кресте очищается «Духом и нашей (Христовой) кровью», изменяется, проходя как некое рождение, Крещение на Кресте «кровью и мученичеством»: на Кресте собирает всех смертных в одного человека и полагает его в недрах Божества, очистив Кровью от нечистоты, преграждавшей путь от земли к небу.

g.«Много было в то время чудес. Бог распинаемый, солнце омрачающееся (чтобы и твари сострадали Творцу)... земля колеблющаяся, камни распадающиеся ради Камня... Но ни одно не уподобится чуду моего спасения. Немногие капли крови воссозидают целый мир, и для всех людей становятся тем, чем закваска для молока, собирая и связуя нас воедино», т.е. словно весь мир во Христе как в фокусе очищается, изживается смерть, тление, тварное возводится на новую высоту (все тварное проходит через полное самоотречение, полный отказ от автономности для жизни всецело Богом).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.