|
|||
Основная частьОсновная часть
1.1 Человек в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» В центре романа Л. Н. Толстого “Война и мир” изображение событий Отечественной войны 1812 года. Эта война всколыхнула весь русский народ и стоила ему больших потерь. В то же время она показала всему миру, на что способно единство нации. Исторические потрясения начала 19-го века вскрыли истинную сущность каждого отдельно взятого человека, показали его отношение к Отечеству. Читателю все события даются с точки зрения непосредственного участника. Вначале мы видим войну через призму восприятия Андрея Болконского, а после его смерти – по рассказу Пьера Безухова. Писатель рисует военные картины Аустерлицкого сражения, Шенграбенского сражения и Бородинского, позволяя читателю окунуться в самую гущу событий, приблизиться к пониманию смысла сражения. Военные картины в романе “Война и мир” словно самостоятельные сцены, не имеющие ничего общего с другими эпизодами произведения. Именно они составляют композиционный центр романа, сводя в одно целое все сюжетные линии. При этом автор четко разделяет военную среду на карьеристов и скромных солдат. Если первые идут на войну только ради чинов и наград , а вторые просто защищают Родину. В их числе обычные крестьяне, ополченцы, труженики. Именно эти люди решают исход войны, а не количество наград, вооружения и обмундирования. Первую битву мы видим глазами молодого Болконского – человека, желавшего всеми силами совершить подвиг, достичь славы и величия. Поначалу он даже восхищался Наполеоном и его тактикой, но со временем осознал всю бессмысленность войны. Во время битвы при Шенграбене мы видим, как грамотно ведут военное дело Кутузов и Багратион. Главнокомандующие знают, что главное не количество людей в строю, а боевой настрой солдат. Болконский всячески пытается выделиться на фоне других солдат, но удается это ему только при Аустерлицкой битве, когда он на глазах у всех проходит с древком знамени, ведя за собой убегающих солдат. Как он позже понял, стремление к героизму не принесло ему счастья. Андрей был тяжело ранен во время этой битвы. Автору удалось удивительно точно описать состояние раненного человека, как если бы он сам лежал на поле боя. Это был переломный момент в жизни Болконского, во время которого он осознал, что война ничтожна по сравнению с мирным небом над головой. Следующий этап войны, описанный Толстым, это Бородинское сражение. Его мы видим сквозь призму восприятия Пьера Безухова – человека невоенного, но желающего принести пользу своей стране. Несмотря на неопределенность итогов этого сражения, русские войска одержали нравственную победу. Князю Андрею во время этой битвы удалось совершить самый главный подвиг в своей жизни. Он хоть и получил смертельное ранение, но смог не склониться и тем самым подать своим офицерам пример мужества, чтобы те не теряли боевой сноровки. Мы видим, как каждым участником сражения движет патриотизм, а также желание сохранить культурное наследие страны. Не случайно, когда войска Наполеона оказываются на подходе к Москве, люди собственноручно сжигают столицу и все то, что было нажито веками. В этой войне были задействованы не только военные, но и самые обычные граждане: купцы, крестьяне, дворяне и все кому была не безразлична судьба России.
1.2 Человек на войне в произведении К.М.Симонова «Живые и мертвые»
Здесь нет ни одной Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название “панорамного” романа. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. “Я оборвал эти судьбы сознательно”,- говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.
В сорок первом он вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западном фронте под трибунал за трусость и утерю управления дивизией. Из лагеря был послан на фронт заместителем командира полка. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы – те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Серпилин был осужден без суда и следствия. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: “Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте”. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина. Он фанатично претворяет в жизнь идеи Сталина. Иван Алексеевич, фамилию которого мы так и не узнаем, напротив, во многом не поддерживает высшее руководство. “Было все-таки что-то унизительное в том. что вся твоя жизнь зависела от вдруг мелькнувшего в голове воспоминания, которое могло и не мелькнуть, от трех-четырех слов, походя сказанных в трубку”,- думает Иван Алексеевич. Мы видим, что у него положение в Генштабе по понятным причинам непрочное. И хотя ему дорога возможность “в меру своего разумения влиять на ход событий”, он думает о том, как уйти на фронт, пока тучи над ним не сгустились окончательно.
|
|||
|