Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



Основная часть

 

1.1 Человек в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир»

В центре романа Л. Н. Толстого “Война и мир” изображение событий Отечественной войны 1812 года. Эта война всколыхнула весь русский народ и стоила ему больших потерь. В то же время она показала всему миру, на что способно единство нации.          

Исторические потрясения начала 19-го века вскрыли истинную сущность каждого отдельно взятого человека, показали его отношение к Отечеству. Читателю все события даются с точки зрения непосредственного участника. Вначале мы видим войну через призму восприятия Андрея Болконского, а  после его смерти – по рассказу Пьера Безухова.

 Писатель рисует военные картины Аустерлицкого сражения, Шенграбенского сражения и Бородинского, позволяя читателю окунуться в самую гущу событий, приблизиться к пониманию смысла сражения. Военные картины в романе “Война и мир” словно самостоятельные сцены, не имеющие ничего общего с другими эпизодами произведения. Именно они составляют композиционный центр романа, сводя в одно целое все сюжетные линии. При этом автор четко разделяет военную среду на карьеристов и скромных солдат.

Если первые идут на войну только ради чинов и наград , а вторые просто защищают Родину. В их числе обычные крестьяне, ополченцы, труженики. Именно эти люди решают исход войны, а не количество наград, вооружения и обмундирования.

Первую битву мы видим глазами молодого Болконского – человека, желавшего всеми силами совершить подвиг, достичь славы и величия. Поначалу он даже восхищался Наполеоном и его тактикой, но со временем осознал всю бессмысленность войны. Во время битвы при Шенграбене мы


видим, как грамотно ведут военное дело Кутузов и Багратион. Главнокомандующие знают, что главное не количество людей в строю, а боевой настрой солдат.

Болконский всячески пытается выделиться на фоне других солдат, но удается это ему только при Аустерлицкой битве, когда он на глазах у всех проходит с древком знамени, ведя за собой убегающих солдат.

Как он позже понял, стремление к героизму не принесло ему счастья. Андрей был тяжело ранен во время этой битвы. Автору удалось удивительно точно описать состояние раненного человека, как если бы он сам лежал на поле боя. Это был переломный момент в жизни Болконского, во время которого он осознал, что война ничтожна по сравнению с мирным небом над головой.

Следующий этап войны, описанный Толстым, это Бородинское сражение. Его мы видим сквозь призму восприятия Пьера Безухова – человека невоенного, но желающего принести пользу своей стране. Несмотря на неопределенность итогов этого сражения, русские войска одержали нравственную победу.

Князю Андрею во время этой битвы удалось совершить самый главный подвиг в своей жизни. Он хоть и получил смертельное ранение, но смог не склониться и тем самым подать своим офицерам пример мужества, чтобы те не теряли боевой сноровки. Мы видим, как каждым участником сражения движет патриотизм, а также желание сохранить культурное наследие страны. Не случайно, когда войска Наполеона оказываются на подходе к Москве, люди собственноручно сжигают столицу и все то, что было нажито веками.

В этой войне были задействованы не только военные, но и самые обычные граждане: купцы, крестьяне, дворяне и все кому была не безразлична судьба России.

 

 

1.2 Человек на войне в произведении К.М.Симонова «Живые и мертвые»              

 

Здесь нет ни одной
персональной судьбы.
Все судьбы в единую слиты.
В. Высоцкий
   

 Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название “панорамного” романа.
Сам Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от него введения большого количества действующих лиц: свыше двухсот.

Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. “Я оборвал эти судьбы сознательно”,- говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.
Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизий, который погибает немного ранее Серпилина: “Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и небезошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…” Далее в нескольких предложениях Симонов рассказывает об этом человеке буквально все.

 

 

В сорок  первом он вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западном фронте под трибунал за трусость и утерю управления дивизией.

Из лагеря был послан на фронт заместителем командира полка.
У Симонова человек на войне - это практически реальный человек, то есть взятый из жизни. Судьба Талызина – это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.
При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт.
Я думаю, что наиболее развернуто тему можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он является одним из центральных в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего за время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова.

С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы – те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Серпилин был осужден без суда и следствия.
Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны – он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, пытается помочь этим людям.

Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: “Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если  Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте”.
Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как он ведет себя в военной обстановке: со своим приемным сыном, публично отрекшимся от него, в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло.

Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.
Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях Серпилина – они не о его семье, друзьях. Чаще всего его мысли заняты событиями войны: “После сталинградского разгрома немцы в марте под Харьковом показали, на что они еще способны. И надо было хоть умереть, но остановить их. Пока останавливали, представитель ставки трижды был у тебя. В последний раз разговор с ним обернулся так, что подумал: снимет с армии. И хотя делал все, что мог и умел, но, если б сняли, жаловаться было бы не на что, потому что отступал, не мог выполнить приказа – остановить немцев. Пришлось выслушать в последний раз и такое, что лучше бы не слышать”.
Поведение человека на войне может быть разным. Такие герои трилогии, как член Военного совета фронта Илья Львов, работник Генерального штаба Иван Алексеевич, которых в какой-то мере можно противопоставить, помогают читателю глубже понять причину тех или иных событий, а автору глубже раскрыть характеры людей на войне. Образ Ильи Львова, который появляется в третьей книге трилогии, раскрывает социальную сторону сталинского культа. Львов создает атмосферу подозрительности, недоверия людей друг к другу.

Он фанатично претворяет в жизнь идеи Сталина. Иван Алексеевич, фамилию которого мы так и не узнаем, напротив, во многом не поддерживает высшее руководство. “Было все-таки что-то унизительное в том. что вся твоя жизнь зависела от вдруг мелькнувшего в голове воспоминания, которое могло и не мелькнуть, от трех-четырех слов, походя сказанных в трубку”,- думает Иван Алексеевич. Мы видим, что у него положение в Генштабе по понятным причинам непрочное.

И хотя ему дорога возможность “в меру своего разумения влиять на ход событий”, он думает о том, как уйти на фронт, пока тучи над ним не сгустились окончательно.
Эти образы относятся к персонажам второго плана, но наряду с главными героями в них, а также в члене Военного совета армии Захарове, начальнике штаба Бойко, командующем фронтом Батюке раскрывается идея всего романа К. Симонова. Романа о войне и о людях на войне.
Несомненная заслуга Константина Симонова в том, что в своей трилогии он отразил не только судьбы людей военного времени, но и впервые затронул ряд острых вопросов: почему начало войны было таким провальным? кто такой Сталин? как его культ преломлялся в судьбах людей? В своем романе автор сам отвечает на эти вопросы, что позволяет нам узнать еще одну точку зрения на события военного времени.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.