Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



8.Заключение

Таким образом установлено, что Тонкачевы являются потомками кипчакских князей Золотой Орды. Наибольших успехов добились на дипломатическом, военном и религиозных поприщах.

Мы проследили династию с ХV по ХIХ века. На территории Зауралья они появляются в первой трети ХVIII века и в силу происхождения занимают верхнее положение в местном обществе.

В дельнейшем необходимо проследить их потомков до нашего времени. На территории Альменевского района потомки Тонкачевых проживают и сегодня.

 

                                                                                                                        12

9.Список использованной литературы:

1. Маслюженко Д.Н.. Этнокультурная история населения Сафакулевского района. Курганский государственный университет. Курган 2012. -51с.

2. Паллас П.С. Путешествия по разным местам Российского государства. СПБ.1786. Книга I –ч. II, 369 с.

3. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. -350 с.

4. Щур В.М. История Курганской области, пятый том. Курган 1999. Областное общество краеведов. -289 с.

5. Шакирова Ф.И. Вехи истории Альменевского района. Альменево 2007. -12 с.

6. Переводчики и переводы в России конца ХVI - ХVIII начала столетия. Материалы международной научной конференции Москва, 12-13 сентября 2019 г. ИРИ РАН, 137 с., 142 с., 143 с. 203 с.

7. Формирование восточного курса России в первой трети ХIХ века. МПГУ. О.А. Никанов, 26 с.

8. РГДА Ф.138. Оп.1. 1705 г. Д. 17; Там же 1706 г. Д.23; Там же 1707 г. Д.3.

9. РГДА Ф. 286.Оп.1. Д.740. Л. 240-251. Генеалогической древо Мусы Тонкачева 1786 г.

10. Золотоордынской обозрение. 2018 6 (2). Касимовские татары из рода Кипчак.

 

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                         13

Просветитель

Современники отмечали стремление ичкинских татар к образованию, высокий образовательный и культурный уровень, бережное отношение к памятникам книжного искусства.

Каждого посетителя Альменевского районного музея «Дружба» встречает скульптура Габденнасыра бен Сабита бен Сафаргали аль-Эчкени аль-Альмани, переписчика книг. Известный татарский ученый-энциклопедист Риза Фахретдин в своей историко-биобиблиографической книге «Асар», посвященной жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения
народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий,

На фото скульптура Габденнасыра в Альменевском музее «Дружба»

упоминает трех альменевцев: Фазил-хаджи Ибрагим-углы Тонкачева, Габденнасыра бен Сабита и его сына Габделахада бен Габденнасыра.

 

Габденнасыр-ага начал переписывать книги в возрасте 20 лет. Искусством каллиграфии он овладел в Дагестане. Всего им переписано не менее 223 книг, причем наш земляк писал при свете лучины и без очков. Данная работа не сделала его богатым, Габденнасыр-ага не имел денег даже на свечи.

Известный татарский поэт Сибгат Хаким посвятил ему свое стихотворение:

Долгий зимний вечер, небогатый дом…                                                                                   Руки коченели, но трудился он,                                                                                                    Буквы аккуратно выводил пером,                                                                                                 Тихо – год за годом и за томом том.

Он сидел сутулясь над своим листом,                                                                                   Шла весна по улице, но – там, за окном..                                                                             Переписчик рукописей занят был трудом.                                                                     Уходили в люди за томом том.

Летописи, проклятые с паперти попом,                                                                            На кострах горели вы медленным огнем,                                                                   В тайниках чердачных скрывались в пыли,                                                                       Имя, подвиг мастера до нас донесли.                                                                                           

Жизнь Габдельнасера стоит двух веков,                                                                            Жизнь в себя вместившая несколько эпох.                                                                       Я бы ему памятник за труды воздвиг,                                                                                    Пьедестал – как штабель драгоценных книг…

Габденнасыр-ага прожил долгую жизнь, 95 лет, воспитал 4 сыновей: Габделкарима, Насреддина, Габделахада и Хисамеддина.

Дело всей жизни Габденнасыра на ниве просветительства продолжил его сын Габделахад бен Габденнасыр бен Сабит, открывший в Альменево медресе (мусульманское духовное заведение). Большинство книг, переписанных нашим героем, служили учебниками по грамматике, литературе, логике. Данное учебное заведение превратилось в один из центров образования мусульман Урала и Сибири. Пожалуй, самым известным учеников медресе был Габдерашит Ибрагимов, ставший в последствии первым муфтием Японии! Габдерашит Ибрагимов описал четыре года обучения в Альменевском медресе, вместе с ним обучалось 500 (пятьсот) шакирдов (учеников)!

Таким образом, Габденнасыр бен Сабит бен Сафаргали аль-Эчкени аль-Альмани внес огромный вклад в просвещение своих земляков и является для нас, его потомков, примером беЗкорыстного служения Знанию.

 

 

Роль Шарифьяна Манатова в становлении Башкирской Автономной Республики.

20 марта 2019 года Республика Башкортостан отпраздновала свой вековой юбилей. В этот день 100 лет назад на заседании СНК РСФСР утверждено соглашение центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии. Башкортостан стал первой республикой в составе РСФСР. Эта дата стала юридическим признанием новой республики. Но фактически башкирская республика появилась ранее. Этому заключительному акту предшествовала огромная работа и тяжелые, порой трагические события, в которых, самое активное участие принял уроженец Альменевского района Ш.А. Манатов.

15(28) ноября 1917 года Башкирское центральное шуро (совет) приняло постановление о провозглашении автономии Башкурдистана. Были созданы армия, правительство, парламент, государственная символика. Фарман (указ) об этом подписали председатель шуро: Шарифьян Манатов, заместитель Ахмат-Заки Валиди, секретарь Шайхзада Бабич и 6 заведующих отделами. В постановлении говорилось: «Башкирский областной совет объявляет башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью Российской республики». Войска, банки, железные дороги, почта, телеграф, сбор налогов передавались в ведение государственных учреждений Башкурдистана, а административное деление на губернии и уезды заменялось кантонами. В декабре 1917 года III Всебашкирский Учредительный курултай принял положение «Об автономном управлении Башкурдистана», согласно которой автономия состояла из девяти кантонов, в том числе и Ичкин-Катайского позднее переименованого в Яланский, ныне территория Альменевского, Сафакулевского и частично Щучанского районов. Кантонный центр с. Танрыкулово. Возглавлял кантон Галимжан Таган.

В начале января 1918 года председатель Башкирского центрального шуро Ш.А. Манатов прибыл в Петроград и 7 января встретился с В.И. Лениным, с целью добиться признания автономии со стороны центральных властей. Во время переговоров Ленин сказал: «Мы не признаём башкирское движение контрреволюционным, направленным против нас…Мы считаем, что национальные движения народов Востока вполне естественны и очень нужны». Несмотря на довольно прямые заявления вождя революции, Советы отказались признавать Башкирскую автономию, что предопределило дальнейшие трагические события.

27 января 1918 года Оренбург был взят частями Красной Армии. Башкирское центральное шуро, соблюдая свои «принципы нейтралитета», оставалась работать в городе.

Кесе-курултай-парламент Башкурдистана, состоял из 22 членов, из них Шарифьян Манатов и Саид-Гирей Магазов уроженцы Альменевского района.

Хотелось бы вкратце остановится на наших земляках. Один из лидеров Башкирского национального движения, председатель Башкирского центрального шуро, учёный-востоковед, журналист, социолог. Манатов (Монатов) Шариф Ахметзянович (Ахметович; Ахмедович; Шариф Ахметзян родился 20 октября 1887 года в деревне Манатово Катайской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Альменевский район)) в семье башкирского муллы. Сначала поступил в медресе «Галия» в Уфе . Среднее образование получил в семинарии Семипалатинска (окончил в 1910).

В 1910 г. поступил на историко-филологический факультет института имени Бехтерева в Санкт-Петербурге. С сентября 1911 года учился на педагогическом факультете Петербургского психоневрологического по специальности «всеобщая история». В октябре 1914 года ушёл с 3-го курса. Работал журналистом. В 1914 в газете «Тормош» («Жизнь», Уфа) опубликовал статью, в которой писал, что мусульмане России всегда будут работать рука об руку с русской интеллигенцией. В 1914 году поступил в Стамбульский университет. В январе 1915 года — марте 1916 работал весовщиком на женевской шоколадной фабрике, затем на ферме в пригороде Онé. В Швейцарии встречался с В.И. Лениным. С января 1917 Манатов является членом партии меньшевиков-интернационалистов. После Февральской революции Шариф Ахметзянович вернулся в Оренбург. Здесь он вливается в Башкирское национальное движение и становится одним из организаторов Башкирских съездов (курултаев) и движения за создание автономии Башкурдистана.

Башкирское областное Шуро было избрано 20 июля 1917 года в Оренбурге на I Всебашкирском курултае в составе 6 человек. Председателем стал Манатов Шариф. Избраны членами исполнительного комитета Центрального Шуро: Шариф Манатов, Гариф Мутин, Сагид Мрясов, Ильдархан Мутин, Осман Куватов, Харис Юмагулов.

Комитет по делам мусульман Внутренней России, созданный декретом СНК от 17 января 1918 года при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, в составе: М.М. Вахитов (председатель), Г.Г. Ибрагимов и «член бывшего Учредительного собрания от Оренбургской губ.» Ш.А. Манатов (заместитель председателя).

Манатов сотрудничал в первой газете на татарском языке «Чулпан» («Утренняя Звезда»).

После ареста Шуро и Башкирского правительства 4 февраля 1918 года Оренбургским ВРК, Временный Революционный Совет Башкортостана обратился в Наркомнац с требованием ареста Манатова, на что Сталин ответил: Манатов «утверждён членом Мусульманского комиссариата при СНК. Он по вашей телеграмме арестован не будет, не будет также снят с занимаемой им должности». Манатов подписал вместе со Сталиным и другими «Положение Наркомнаца об образовании Татаро-Башкирской Советской Республики » (опубликовано 23 марта в «Правде»).

В марте 1918 года он познакомился с основателем Коммунистической партии Турции Мустафой Субхи. Вполне вероятно, что именно Субхи рекомендовал Шарифа Ахметовича для подпольной революционной работы в Турции.

В мае 1918 Шариф Манатов вступил в ряды ВКП(б). Тогда же, во время совместной поездки в Уфу, Г. Г. Ибрагимов «отправил Манатова за решетку», о чем 21 июля сообщила местная газета «Вперед». Из сарапульской тюрьмы Манатов отправил письмо И. В. Сталину и был освобожден. С января 1919 г находился в командировке в Турции для оказания помощи в создании коммунистической партии. Здесь избран в президиум Анкарского комитета Компартии, основал и возглавил газету «Ени дунья». Осенью 1920 г. арестован, совершил побег. Декретом Совнаркома от 21 декабря 1920 года его назначают полномочным представителем Наркомнаца в Башкирской АССР. В октябре 1921 вернулся в Москву в качестве представителя Башкортостана в Наркомнаце . С март 1923 года а возглавлял ГУС Туркестанского Наркомпроса (Ташкент). С декабря 1923 г. по май 1925 г руководил Академическим центром при Народном комиссариате просвещения БАССР (Уфа). Работал в Ярославском педагогическом институте, был заведующим отделом печати ЦК Компартии Азербайджана, ректором педагогического института. В 1925—1931 гг. преподавал «историю большевизма и ленинизма» в Закавказском Коммунистическом институте им. 26 бакинских комиссаров в Тбилиси, заведовал пропагандистским подотделом агитпропа Закавказского крайкома партии. В связи с ухудшением здоровья переехал в Крым, с ноября 1931 по октябрь 1932 в должности профессора преподавал в Симферопольском комвузе (был также «руководителем исторической кафедры»). С 1 октября 1932 г. по командировке ЦК ВКП(б) и по представлению С. Ф. Ольденбурга зачислен в аспирантуру ИВ АН СССР (по араб. отделению; науч. руководитель акад. И. Ю. Крачковский; специальность «история Турции»).

Имя Шарифьяна Манатова навсегда вписано в историю башкирского народа. Фактический создатель Башкирской автономной республики, соратник Ленина и Сталина, выдающийся государственный деятель, чьи незаурядные способности оказались востребованы не только на Родине, но и за границей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.