|
|||||
Объективные данные. Распределение по средствам сплава. Распределение по категориям сложности. Распределение по районам. Распределение погибших по полу и обязанностям. Виды аварий. Непосредственные причины гибели ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Объективные данные | |||||
Общее число случаев (погибших) | 14/15 | 5/5 | 17/23 | 13/18 | 17/18 |
В том числе по нетуристским причинам (исключается из анализа) | - | - | |||
Весенние (майский) походы | |||||
Остальные (летние) походы | |||||
Распределение по водоемам | |||||
Открытые водоемы | - | ||||
Реки | |||||
Распределение по средствам сплава | |||||
Байдарки | |||||
Плоты | |||||
Надувные суда | |||||
Распределение по категориям сложности | |||||
Походы первой категории сложносги | |||||
второй категории сложности | |||||
третьей категории сложности | |||||
третьей категории с элементами высших категорий сложности | |||||
четвертой категории сложности | |||||
пятой категории сложности | |||||
шестой категории сложности | |||||
Распределение по районам | |||||
Кавказ | |||||
Средняя Азия | |||||
Алтай | |||||
Саяны | |||||
Сибирь | |||||
Урал | |||||
Север Европейской части СССР | |||||
Юг Европейской части СССР | |||||
Распределение погибших по полу и обязанностям | |||||
Мужчин | |||||
Женщин | |||||
Руководителей | |||||
Участников | |||||
Распределение случаев по со и экскурсиямветам по туризму | |||||
Московский городской | |||||
Московский областной | |||||
Ленинградский | |||||
Архангельский | |||||
Калужский | |||||
Воронежский | |||||
Рязанский | |||||
Белорусский | |||||
Киевский | |||||
Харьковский | |||||
Одесский | |||||
Львовский | |||||
Куйбышевский | |||||
Саратовский | |||||
Горьковский | |||||
Татарский | |||||
Латвийский | |||||
Краснодарский | |||||
Башкирский | |||||
Свердловский | . 1 | ||||
Пермский д | |||||
Челябинский | |||||
Тюменский | |||||
Омский | |||||
Новосибирский | |||||
Алтайский | |||||
Кемеровский | |||||
Красноярский | |||||
Иркутский | |||||
Читинский | |||||
Причины аварий и гибели туристов, % | |||||
Нарушение "Правил" или указаний МКК, как непосредственная причина аварии | |||||
Технические ошибки | |||||
Тактические ошибки | |||||
Виды аварий | |||||
Переворот судна | |||||
Поломка судна | |||||
Смыв с судна | |||||
Непосредственные причины гибели | |||||
Нарушение правил обеспечения безопасности | |||||
Отсутствие спасательного снаряжения | |||||
Неправильные действия группы | |||||
Неправильные действия погибшего | |||||
Объективные причины | |||||
Нарушения, выявленные при разборах, % | |||||
Изменение маршрута от утвержденного | |||||
Изменение состава от утвержденного | 15. | ||||
Отсутствие или замена заявленного снаряжения | |||||
Недостаточный опыт группы | |||||
Невыполнение указаний МКК | |||||
Отсутствие необходимых указаний МКК | |||||
Неутверждение в МКК | |||||
Занижение категории сложности маршрута от действительной | |||||
Превышение полномочий МКК | |||||
Страховка в походах третьей-шестой категория сложности, % | |||||
Наличие страховки | |||||
Эффективность страховки | |||||
Погибший не смог взять страховку из-за своего физического состояния |
Анализ
Сравнительный анализ объективных данных о несчастных случаях в водном туризме показывает устойчивое сохранение большого числа (от 40% до 67% за год) несчастных случаев в весенних (майских) походах. Это объясняется недостаточной тренированностью большинства групп перед сезоном, спешкой, объективными условиями (высокой и холодной водой|) и все еще недостаточной требовательностью МКК к опыту групп, идущих в весенние походы. Вместе с тем можно отметить, что указания Центрального Совета по туризму и экскурсиям на жесткие требования к группам, идущим в походы третьей с элементами более высоких категорий сложности (Кавказ, Алтай. Карпаты), привели к устойчивому снижению в 1978-1979 гг. числа несчастных случаев в этих походах. За 1977- 1979 гг. практически нет случаев занижения категории сложности маршрутов и превышения полномочий МКК, что было очень распространено при утверждении усложненных походов третьей категории сложности в 1975-1976 гг. Постоянно падает процент групп, имеющих недостаточный опыт для выпуска на тот или иной маршрут и все же выпущенных МКК. Из общего числа несчастных случаев весной 1979 г. 67% приходится на походы первой-третьей категории сложности по рекам Среднего и Южного Урала, что объясняется проведением походов во время пика весеннего половодья, сразу за ледоходом, из-за позднего и очень дружного таяния снега, что поставило эти походы по мощности и температуре воды в один ряд с усложненными походами третьей категории сложности, например, на Кавказе. Эта ситуация на реках оказалась неожиданной для МКК (в основном, уральских Советов по туризму и экскурсиям!) и групп. Группы, не обладая достаточным для этих условий опытом, а иногда и снаряжением, не смогли правильно оценить реки и свои возможности.
Все еще много несчастных случаев на открытых водоемах (озерах, водохранилищах). Открытые водоемы встречаются, как правило, на маршрутах не выше третьей категории сложности. Несчастные случаи объясняются незнанием особенностей водоема, неправильным выбором линии и времени движения, отсутствием необходимого снаряжения, например, фартуков на байдарках.
Распределение несчастных случаев по средствам сплава отражает, видимо, их соотношение в водном туризме. Вместе с тем меньшая аварийность катамаранов, надувных судов является лишним объективным аргументом в пользу применения их для страховки байдарок в очень сложных походах. Практически исчезли случаи смыва с плота, катамарана, выброса из лодки. Почти все случаи связаны с переворотом судна. Это говорит о том, что разработанные способы удержания в валах на плоту, катамаране, надувной лодке достаточно эффективны. В то же время это обстоятельство говорит и об объективном усложнении походов, когда перевороты судов, сравнительно более остойчивых, чем байдарка, стали явлением почти обычным.
В походах высших (четвертой-шестой) категорий сложности произошло от 15% до 40% общего числа несчастных случаев. Это большой процент, учитывая меньшее количество этих походов сравнительно с походами низших категорий сложности. Это значит, что на маршруты еще выпускаются недостаточно подготовленные группы, не имеющие достаточного опыта и навыков, особенно поведения в аварийной обстановке.
Анализируя непосредственные причины гибели туристов, необходимо отметить большое количество нарушений правил обеспечения безопасности, в том числе отсутствие индивидуальных спасательных средств, особенно в походах первой-второй категории сложности. Большой процент приходится на неправильные действия группы и на неправильные действия пострадавшего. Недостаточно используется страховка (в 10-20% случаев, относящихся к походам третьей-шестой категории сложности). В то же время средняя эффективность использования страховки составляет 50%, т. е. довольно велика, и правильное и своевременное использование страховки способствовало бы предотвращению части несчастных случаев.
Материалы разборов показывают, что в туристских группах все еще много случаев невыполнения указаний МКК, самовольного изменения маршрута, состава группы и, несколько меньше, заявленного снаряжения.
Выводы
1. Считать необходимым сохранить на период межсезонья ограничения и рекомендации, изложенные в письме Центрального Совета по туризму и экскурсиям № 1701/04 от 23.3.78 г.
2. Распространить ограничения и рекомендации, упомянутые в п. 1, на реки Урала в период апреля-мая, для чего считать их на этот период (только для утверждения, а не для зачета) содержащими элементы следующей (от установленной в "Перечне"]) категории сложности.
3. Разработать дополнительные требования и рекомендации но преодолению открытых водоемов, касающиеся тактики, снаряжения и действий в аварийной обстановке.
4. Разработать положение о тренировочных маршрутах четвертой-шестой категории сложности, отнеся к ним маршруты, содержащие элементы соответствующей категории сложности, но по своей фактической продолжительности и протяженности не укладывающиеся в зачетные маршруты данной категории сложности.
5. Рекомендовать МКК требовать от туристских групп организации страховки на большинстве препятствий, особенно в период межсезонья. Требовать применения современных действенных методов страховки - с судна, "корабликом", "живцом".
6. Рекомендовать туристским группам в особо сложных походах пятой-шестой категории сложности на байдарках иметь для страховки специальное, более остойчивое, чем байдарка, судно с опытным экипажем.
7. Рекомендовать МКК и дисциплинарным комиссиям во всех случаях нарушения "Правил", указаний МКК, изменения состава группы, маршрута и снаряжения без согласия МКК всем участникам и руководителю, не засчитывать поход, совершенный с нарушениями, если обстоятельства не требуют более сурового наказания.
Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов "Московская застава"), 2005.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|