Повесть «Фаталист»
Повесть «Фаталист»
Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
| Верит в судьбу, предопределение
| Не верит в судьбу, предопределение
| Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».
| Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
| «И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
| Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...».
| 5. «Двойники» Печорина
| Вернер
| Печорин
| Сходство
| ? Близки духовно и интеллектуально.
? Скрывают способность любить и сострадать.
? Учатся равнодушию и эгоизму.
? Боятся проявления нормальных человеческих чувств.
? Подавляют в себе все человеческое.
| Различия
| Свидетель жизни, скорее, наблюдатель за всем происходящим со стороны.
| Пытается понять смысл и цель своей жизни.
|
| Грушницкий
| Печорин
| Сходство
| Люди одного круга, вместе служили.
| Различия
| ? Позер, любит пышные фразы.
? Мечтает стать героем романа.
? Провинциальный романтик.
? Мелок в своих амбициях и желаниях.
? Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость.
| ? Умен.
? Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.
? Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.
? Обладает тонкой интуицией.
| 6. Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения».
Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.
| «Два» Печориных
| Живет, совершает поступки, ошибается
| Анализирует и судит
| Отношение
к жизни
| Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства».
| Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
| Борьба
сердца и ума
| Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».
| «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
| Отношение
к женщинам
| «Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает ... то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...»
| «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».
| Главное
противоречие
героя
| Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности.
| Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
| Сам о себе
| «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно».
| «С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
| Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления».
| 7. Онегин и Печорин
• Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».
• Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
| Сходство героев.
• Представители светского общества.
• Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
• Затем попытка найти применение своим душевным силам в каких-либо занятиях: чтение книг, хозяйство, но разочарование и в этом тоже.
• Героями овладевает скука (сплин).
• Критически относятся не только к окружающим их людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.
Чем Печорин отличается от Онегина.
Печорин - человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства ума и сердца. Способен на глубокую любовь (отношение к Вере). Типичный герой своего времени.
|
|