Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в таблицах
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в таблицах
1. История создания романа
2. Сюжет, композиция, жанр
3. Система рассказчиков в романе
4. Герои романа
o «Бэла»
o «Максим Максимыч»
o «Тамань»
o «Княжна Мери»
o «Фаталист»
5. «Двойники» Печорина
6. Конфликт Печорина
7. Печорин и Онегин
1. История создания
• Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
• В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.
• Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.
| Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности:
1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2)
2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11)
3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3)
4. «Максим Максимыч» - апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
|
2. Сюжет, композиция, жанр
Сюжет и композиция
• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.
• Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.
| Сравним:
Как повести располагаются в романе
| Хронологическая последовательность
| «Бэла»
| «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла»
| «Максим Максимыч»
| «Фаталист»
| «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист»
| «Максим Максимыч»
| ? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий,
? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».
? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.
? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.
| 3. Система рассказчиков в романе
Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.
Максим Максимович
(рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)
| Путешествующий офицер
(автор романа)
| Печорин
| Какой рассказчик (краткая характеристика)
| Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен.
| Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.
| Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.
| Каким представлен герой
| Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить.
«Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».
| Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.
«...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление...»
| Трагическая исповедь героя.
«История души человеческой ...полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
| Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным - его искренняя и трагическая исповедь.
|
|