Лекция
| Одним из методов изучения характера учащегося является наблюдение. на основе результатов систематического и планомерного наблюеения учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности учащегося , которые в дальнейшем будут уточняться и корректироваться.
Важными характеристиками , существенно влияющими на обучение и воспитание уч-ся , являются его темперамент и особенности характера.
Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей : интенсивности , скорости , темпа , ритма психологических процессов и состояний .
Традиционные типы : сангвиник ( сильный , уравновешенный , подвижный ), флегматик (сильный , уравновешенный , инертный ), холерик ( сильный , неуравновешенный , подвижный ), меланхолик ( слабый ).
характерпонимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности , обуславливающих типичные способы поведения. характер проявляется в отношении человека к разным сторонам жизни:
- к другим людям : эгоизм – альтруизм, честность , правдивость-лживость, рассудительность-замкнутость , тактичность-грубость , стремление доминировать –подчиняться и др.
- к сверстникам :конфликтность, подозрительность ,открытость, завистливость, уступчивость;
-у взрослым ;
- к делу:ответственность – безответственность,трудолюбие-леность, настойчивость, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению ;
- к себе : скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, закомплексованность, чувство неполноценности;
- к собственности : жадность , бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость .
Диагностические методики.
Дополнительную информацию о личности учащегося можно получить , используя диагностические методики.
I. Памятные даты моей жизни.
учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни , начиная с того времени , когда они себя осмысленно помнят. ребята должны выполнять работу ,заполняя следующую таблицу:
Данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика .
II. Уровень воспитанности ученика.
В этом помогут материалы, разработанные кандидатом педагогических наук, доцентом 1 МПГУ Н.П. Капустиным в учебном пособии "Менеджмент в управлении школой" под редакцией Т.И. Шамовой (М.: NB Магистр, 1992).
Он предлагает ученикам каждой возрастной группы завести таблицу — разграфленные листы, где в первой графе указывается качество личности, во второй — оценка самого себя, в третьей — оценка родителей, в четвертой - оценка классного руководителя, в пятой — итоговая оценка.
Вот какие качества личности вносятся в таблицу и по каким параметрам выставляются оценки: |