|
|||
Рис. 2. Силы, действующие на колесо автомобиля при торможенииРис. 2. Силы, действующие на колесо автомобиля при торможении Различают экстренное и служебное торможение. Служебнымназывается торможение для остановки автомобиля или снижения скорости движения в заранее назначенном водителем месте. Снижение скорости в этом случае осуществляется плавно, чаще комбинированным торможением. Экстреннымназывается торможение, которое производится в целях предотвращения наезда на неожиданно появившееся или замеченное препятствие (предмет, автомобиль, пешеход и пр.). Это торможение может быть охарактеризовано остановочным путем и тормозным путем автомобиля. Под остановочным путемпонимают расстояние, которое пройдет автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до момента остановки автомобиля. Тормозным путемназывают часть остановочного пути, который пройдет автомобиль с момента начала торможения колес до полной остановки автомобиля. Общее время t0, необходимое для остановки автомобиля с момента возникновения препятствия («остановочное время»), можно представить в виде суммы нескольких составляющих: t0 = tр + tпр + tу + tT, где tр - время реакции водителя, с; tпр - время между началом нажатия на тормозную педаль и началом действия тормозов, с; tу - время увеличения замедления, с; tT - время полного торможения, с. Сумму tnp+tyчасто называют временем срабатывания тормозного привода. Автомобиль в течение каждого из составляющих интервалов времени проходит определенный путь, и их сумма является остановочным путем (рис. 3): S0 = S1 + S2 + S3, м, где S1, S2, S3 - соответственно пути, пройденные автомобилем за время tр, tПр+tу, tт. За время tр водитель осознает необходимость торможения и переносит ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза. Время tр зависит от квалификации водителя, его -возраста, утомляемости и других субъективных факторов. Оно колеблется от 0,2 до 1,5 с и более. При расчетах обычно принимают tр = 0,8 с. Время tnp необходимо для выбирания зазоров и перемещения всех деталей привода (педали, поршней тормозных цилиндров или диафрагмы тормозных камер, тормозных колодок). Это время зависит от конструкции тормозного привода и его технического состояния.
|
|||
|