|
|||
Урок—интервьюСтр 1 из 3Следующая ⇒
Куликова И., Буркалина Я. ПРИЁМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ Урок «пресс-конференция» (или «интервью») Интервью - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Пресс-конференция — это мероприятие для журналистов, приуроченное к определенному информационному поводу. Многие с грустью замечают, что современные дети с катастрофической скоростью утрачивают навыки общения. Чтобы хотя бы отчасти исправить сложившуюся ситуацию, предпринимаются попытки вернуть устную речь в школу. Интервью — один из способов приступить к решению проблемы, причем в той или иной форме этот прием может использоваться на любом уроке в любом классе. Урок пресс-конференция (или урок-интервью) проводится в виде ролевой игры, предполагает наличие определенных ролей и инсценировку беседы «членов делегаций» (артистов, продюсеров, ученых и т.п.) при помощи «ведущего» с «журналистами-критиками», «аналитиками», представляющими различные СМИ. Данный тип ролевой игры – это точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Урок пресс-конференция имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем. Перед участниками конференции ставится определенная задача, дается роль. В ходе подготовки к уроку ученики изучают материал о способах и стилях проведения настоящих пресс-конференций; ищут биографические сведения о героях пресс-конференции, готовят вопросы и ответные реплики за своего «персонажа». Учитель помогает подбирать и составлять вопросы, продумывать план беседы, выстраивать устное выступление, подмечать главное, анализировать и систематизировать материал. При проведении урока пресс-конференции часть класса превращается в представителей прессы – сотрудников различных газет (важно, чтобы каждый ученик смог принять участие в процессе урока: рекомендуется подготовить свои вопросы заранее, а после с учителем определить наиболее проблемные вопросы и темы для обсуждения; задействованы должны быть все учащиеся); другая – в героя или героев встречи. «Представители прессы» задают подготовленные ими вопросы, а герой отвечает на них, опираясь на имеющиеся у него знания о своем «персонаже». Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается её тема (для гостей) и общий круг вопросов, которые будут рассмотрены. Затем – представление специалистов и прессы. «Продюсер» (например) готовит небольшую информацию и в новостном формате представляет её аудитории, журналисты задают вопросы ему и герою, ведущий регулирует ход конференции. Вопрос обычно начинается словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос...» или «В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее явление...». Ход урока оформляется соответствующим антуражем (бутафорские микрофоны, столы, ручки, блокноты, бэйджи с названием СМИ для корреспондентов, карточки на столе героев пресс-конференции с указанием имени, званий и т.п). В конце ведущий подводит итоги. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь, стремление к творческому поиску, они помогают становлению собственной точки зрения, развитию умений аргументировать свои слова и быть тактичным, дипломатичным. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. Формы приема интервью могут быть разные. Чаще всего используются три:
Рассмотрим все эти формы. Урок—интервью Это одна из форм урока-конференции. Замысел создателей этого вида урока основан на том, что обычно ученики не чувствуют себя включенными в урок, так как учитель отвечает на вопросы, которых они не задавали (и которые их, возможно, не интересуют). А на таком уроке учитель отвечает именно на заданные вопросы. В начале урока-интервью после этапа вызова учитель кратко излагает тему, умышленно не раскрывая ее полностью, а лишь намекая на некоторые сведения. Он может изложить тему очень конспективно или упустить несколько важных сведений.. Затем ребята индивидуально или в составе малых групп придумывают вопросы по теме. Можно регламентировать количество разных типов вопросов (например, 5 уточняющих и 2 открытых). Помощники учителя из числа сильных учеников (интервьюеры) собирают листы с вопросами и зачитывают их учителю, не повторяя одинаковые, или выводят изображение на интерактивную доску. Интервьюеры должны быть готовы исключить из списка бессмысленные вопросы и – главное – дополнить список другими важными вопросами, чтобы все аспекты темы были освещены. Если и интервьюеры забыли о чем-то спросить, указать нужный вопрос придется самому учителю. Учитель помечает те вопросы, на которые он даст ответ (и затем отвечает на них). Указывает, на какие вопросы наука пока ответить не может или ответ пока не будет понятен школьникам (к этому можно будет вернуться позже). Остальные вопросы остаются детям на домашнюю самостоятельную работу. На следующем уроке принимаются ответы на них у самих школьников. Еще значительнее эффект от такого урока будет в том случае, если была использована технология "Перевернутый класс" и дети получили на дом презентации учителя с кратким изложением темы, ссылки на Интернет-ресурсы по теме или печатные материалы. Тогда у каждого ученика есть время осмыслить информацию и подготовить более глубокие вопросы, которые он может задать на уроке-интервью учителю. Виды вопросов в этом случае можно регламентировать.
|
|||
|