Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



Основная часть

Уже в 2018 году, по результатам опроса, проведенного BCG, РФ вошла в топ 10 стран, где гражданами активно применятся цифровые сервисы госуслуг. Опрос 14 500 человек в 30 странах показал, что в России 47% респондентов пользуются цифровыми государственными сервисами хотя бы раз в неделю, из них 11% опрошенных – раз в день и чаще. Причем доля россиян, использующих цифровые сервисы государства, за последние два года выросла на 42% – это 3-й показатель в мире по темпам роста после Австралии и Швеции. В среднем за последние два года россияне пользовались 9 цифровыми сервисами государства каждую неделю [2].

Однако не обходится и без сложностей, так, по мнению Михаила Петрова, достаточно проблематично «раскачать коллектив на применение новой технологии». Для этого были разработаны программы по обучению сотрудников. В качестве пилотных проектов были выбраны роботизация, аналитика, прототип «озера данных», образование персонала.

Проект «Цифровая зрелость», запущенный в 2020 году, предусматривает аудит департаментов Счетной палаты (предполагается автоматическая генерация отчетов по проверке).

Пандемия коронавируса поставила под угрозу реализацию многих проектов— государствам пришлось в короткие сроки менять разработанные стратегии управления. И здесь цифровые сервисы пришли на помощь. Пандемия ускорила разработанные ранее информационные технологии, которые смогли поставили экономику, да и всю жизнь общества на «цифровые рельсы». В это время взаимодействие граждан и государства как никогда стало особенно важным, а без цифровых сервисов это было бы невозможно. Внедренные ранее оцифрованные сервисы в государственном секторе позволили не просто не потерять контакт, а укрепить отношения в государстве.

Система госорганов продемонстрировала свою мобильность: решения принимались быстро, а действия были эффективными. Весной во время пандемии появились новые сервисы государственной поддержки как для граждан, так и бизнеса. Фокус внимания в первую очередь был направлен на отношения государства с гражданами [5]. Скачок спроса на дистанционные «рабочие места», цифровой документооборот в межведомственных отношениях также предстояло решить в ускоренном темпе.

Более 80% опрошенных дали положительный отзыв о пользовании электронного сервиса.«Облегчают ли электронные государственные сервисы (Госуслуги, mos.ru, ФНС и другие) получение государственных услуг, упрощают ли взаимодействие с государственными органами или нет?»

Таблица 1—результаты опроса о пользовании государственными сервисами.

%

Скорее да

Скорее нет 

Источник: составлено автором на основе НАФИ

Здесь также стоит отметить, что даже наиболее консервативная часть населения выразила свое одобрение от пользования новых сервисов во время пандемии (выполнена корреляция по возрасту).

Таблица 2—результаты опроса о пользовании государственными сервисами по возрастам.

 

18–34 года 35–54 года  55 лет или старше

Скорее да

Скорее нет 

Источник: составлено автором на основе НАФИ

Так, в начале апреля 2020 года на московском портале «Мои документы» можно было получить только одну услугу — регистрацию смерти. В течение месяца были созданы инструкции по получению услуг в новых условиях, и к началу мая доступны уже 90 цифровых услуг. Среди них: автоматическое продление инвалидности, дистанционная регистрация в центре занятости, помощь для туристов, которые не могут вернуться на родину (на портале ведется сбор сведений о гражданах, нуждающихся в помощи, и организация помощи. Те, кто вернулся из-за границы, могут оформить электронный больничный). Были разработаны так называемые «суперсрвисы» — это новый тип электронных госуслуг, сгруппированных по жизненным обстоятельствам. Они позволят гражданам обойтись без личного посещения организаций. С одной стороны государство развивает сферу инноваций, с другой—препятствовует распространению инфекции.

По проведенном НАФИ исследованию в августе 2020 года 51% опрошенных пользовался на самоизоляции порталом “Госуслуги” (для оформления пропусков, для подачи заявлений на выплаты и др.)

Рисунок 1— Результаты опроса о пользовании порталом «Госуслуги»

Источник: составлено автором на основе НАФИ .

За 2020 год граждане стали «проактивными»: некоторые государственные услуги стали предоставлять автоматически—без фактического обращения пользователя. Так, по достижении 45-летнего возраста гражданину предлагается заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта, а после регистрации рождения ребенка автоматически происходит запись в детский сад. Разработкой новых сервисов занимается Минкомсвязь совместно с представителями бизнеса, экспертами. Планируется внедрить 25 видов услуг, которые упростят оформление документов в разных жизненных ситуациях.

Выплаты на детей также производились на портале Госуслуг, однако сервис был не справился с зашкаливающим спросом и на некоторое время стал не доступен (за 20 часов работы было направлено более 2 млн электронных заявлений). Нагрузка в 10 раз превысила средние показатели за апрель. 12 мая на портал обратились 17 млн человек [6]. По словам Олега Полетаева, директора по коммуникациям АНО «Цифровая экономика»: «Аудитория портала Госуслуг за время карантина утроилась: с 3 млн посетителей в сутки до почти 9 млн» [7]. Также при начислении выплат возник такой нюанс, который может создать проблемы в некоторых семьях — получить выплаты на ребенка может любой из родителей, поэтому есть теоретическая возможность, что пособие получит не тот, кто живет с ребенком и обеспечивает его, а тот, кто первым подал запрос (например, неплательщик алиментов, который никак не участвует в жизни ребенка). Возникновение подобных проблем — тоже следствие цифровизации.

За время карантина было совершено не мало нововведений. Необходимость мониторинга соблюдения гражданами карантина «вынудило» государство разработать приложение «Социальный мониторинг». Впервые апробированное в Москве, нововведение стало обязательным для болеющих COVID-19 и членов их семей, а также те граждане, которые обратились за медицинской помощью в связи с ОРЗ, ОРВИ, обострением сезонной аллергии и другими состояниями, сопровождающимися насморком, кашлем и повышением температуры [4]. Пользователям было необходимо сделать селфи, чтобы «уведомить» приложение о своем местоположении, т. к. вместе с фото передавалась информация о геолокации. Так как приложение присылало уведомление в неустановленное время, возникли некоторые нюансы. Во-первых, тем, кто не прислал фото вовремя, могли засчитать несоблюдение режима. Получается, что ответственным пользователям, не выходившим из дома, приходили штрафы. Во-вторых, уведомление могло прийти ночью и человек, по понятным причинам не мог своевременно отреагировать на него, что отсылает к первой проблеме [3].

В данный момент реализуется порядка 15 пилотных проектов по разработке аналитических панелей по национальным целям, незавершенному строительству, управлению отходами, анализу бедности, оперативному анализу исполнения федерального бюджета, анализу анти-COVID мероприятий и др.

Министерство экономического развития РФ в конце 2020 года опубликовало рейтинг субъектов по качеству предоставляемых государственных услуг. С некоторыми данными можно ознакомиться в

Таблица 3 — рейтинг субъектов по качеству предоставляемых государственных услуг.

Субъект РФ Баллы
Москва 87,81
Московская область 85,37
Тульская область 85,32
Забайкальский край 16,10
Республика Ингушетия 7,45
Республика Крым 6,39

Источник: составлено агентством «Regnum» на основе данных опроса

В качестве параметров оценивания были рассмотрены: возможность ознакомиться с полной и актуальной информацией о порядке получения услуг, удобство подачи заявления, информирование о статусе рассмотрения заявления в личном кабинете.

Внедрение цифровых технологий в секторе государственного управления являются большим прогрессом для всей машины. Эти технологии позволяют не только внедрить услуги нового типа, но и усовершенствовать само взаимодействие между органами государственной власти. Они ускоряют процесс принятия важных стратегических решений, позволяют более экономно и эффективно использовать бюджетные средства. Ведь теперь не нужно собирать огромные и затратные форумы и конференции, можно просто провести видеоконференцию. Например, президент России Владимир Владимирович Путин на протяжении года руководит множеством процессов онлайн [8]. Если распространить этот опыт по всей стране, применить его к процессам любых уровней, до самых низких, то можно существенно улучшить управление, снизить ролю бюрократии и формализма. Возможно, цифровые технологии позволят снизить уровень коррупции, что позволит более грамотно и полезно для общества как решать насущные проблемы, так и выходить из кризисных, шоковых ситуаций, как пандемия коронавируса.

Подводя итог, стоит отметить, что оцифрованные услуги послужили «подушкой безопасности» для государства в период пандемии. Теперь цифровизация стала не просто инструментом для минимизации издержек, трансакций, а средством «выживания» в коронакризисный период. Информационные технологии прекрасно справились с потребностью в минимизации физического контакта. Формирование информационной экосистемы на уровне всего государства сделало возможным привычную жизнь в новых условиях.

Список используемой литературы:

1. Ангелина Потеряйко. ИТ помогли цифровизовать документооборот и…сотрудников– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/3125044.html (дата обращения: 28.04.2021)

2. Более половины россиян пользовались госуслугами онлайн во время пандемии. Аналитический центр НАФИ– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzovalis-gosuslugami-onlayn-vo-vremya-pandemii/ (дата обращения: 30.04.2021)

3. Информационные технологии в государственном секторе. Серверное и сетевое оборудование для государственных учреждений и организаций– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.karma-group.ru/goverment/ (дата обращения: 28.04.2021)

4. Как в России поддерживают граждан в период COVID-19– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48314/ (дата обращения: 28.04.2021)

5. Льготы и господдержка в период коронавируса– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2020_04_15_coronovirus_benefits (дата обращения: 30.04.2021)

6. Портал госуслуг собрал все меры поддержки по COVID-19 в одном разделе– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/05/07/portal-gosuslug-sobral-vse-mery-podderzhki-po-covid-19-v-odnom-razdele.html (дата обращения: 29.04.2021)

7. Цифровая экономика 2024– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/696/О%20системе%20управления%20реализацией%20национальной%20программой.pdf (дата обращения: 30.04.2021)

8. Электронное управление 2020– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surl.li/ubmu (дата обращения: 30.04.2021).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.