|
||||
Методическая разработка «Праздник масленица»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методическая разработка «Праздник масленица» Методическая разработка «Праздник Масленица» Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи:
Оборудование: русские народные костюмы, карточки, аудиозаписи русских народных песен. Возраст: 5 класс.
Ход мероприятия (ученики 2 человека, одеты в русские народные костюмы) Педагог д/о:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о старинном славянском празднике проводов зимы - Масленице. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту. Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней. На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу. Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех. Так наши предки с радостью провожали зиму. Блины в Масленицу - самая главная русская еда. Хозяйки начинали их печь с понедельника. Как и в древние языческие времена, первым блином всегда поминали усопших. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюха не расколет». Тем более что масленичная неделя - последняя перед Великим постом, предваряющим Пасху. Каждый день масленицы назывался по - особому. Сейчас мы подробно расскажем вам о них. 1-й ученик: Понедельник называется встреча, в этот день дети выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах? (Ответы: не все коту Масленица, будет и Великий пост. Не житье, а масленица. Хоть с себя что заложить, а маслену проводить. Без блина не маслена. Без кота мышам масленица. Первый блин комом. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? Дело блин). 2-й ученик: Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Педагог д/о: давайте и мы с вами немного поиграем. Игра называется «Золотые ворота». Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. Золотые ворота После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». 1-й ученик: Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали: Месяц, ты месяц, Выгляни в окошко! Подуй на опару! Педагог д/о: А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят? 1-й ученик: Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Блины подавали с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д. Педагог д/о: А сейчас конкурс.
|
||||
|