Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока.. I.Организационный момент.. II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.



 

Тема: Логические паузы и их использование

Цель:познакомить детей с тем, что устную речь можно представить какречевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными;познакомить детей со способами выделения логически важныхслов; научить пользоваться этими способами в своей речи.

Ход урока.

I.Организационный момент.

– Дорогие ребята! Мне очень хочется увидеть ваши улыбки. Улыбнёмся, я –вам, а вы –мне! Как приятно видеть ваши улыбающиеся лица!

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Работа в учебнике.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памяти.

Л.Н. Толстой

 (Прочтение высказывания учителем.)

- Что вы заметили особенного в прочтении?

– Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки,которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Речевой поток прерывается паузами. А между этими паузами – речевой отрезок.

- Паузы – перерывы в звучании, отделяющие друг от друга речевые отрезки. Паузы бывают короткие (/) и длинные(//).

- Откройте учебник на с. 32 и посмотрите, как схематично изображают паузы и речевые отрезки. Рассмотрите  условные обозначения.

- Как схематически обозначается речевой отрезок? Как обозначается короткая пауза, длинная пауза, пауза в конце предложения? Как обозначается речевой поток?

Задание 45.

- Прочитайте отрывок так, как будто вы не читаете, а рассказываете. Обратите внимание на темп, тембр, тон. (прочтение отрывка несколькими учениками)

- Какое слово повторяется? Как ты думаешь, чем он вызван?(Повтор слов говорит о том, что автор рассказа ищет более яркое слово, чтобы описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе.)

- Определите сколько в данном речевом потоке речевых отрезков? (7)

- Сколько длинных пауз, сколько коротких? (длинных пауз – 4, коротких – 2)

– Теперь прочитаем этот отрывок ещё раз с учетом всехрекомендаций.

Беседа.

– Слышали ли вы выражение «логическое ударение»?

– Что оно значит?

– Кто может показать это ударение на примере?

– Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно?

– Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.