Животное в кругу друзей
Животное в кругу друзей
Этот рисунок наиболее выразительно и подробно выполняют многие этические типы, особенно творческие этики (СЭЭ, СЭИ, ИЭЭ, ИЭИ). Логики часто уделяют ему меньше внимания, чем остальным, общение формальное (бесстрастное) или в рисунке чувствуется напряжение. Часть из них склонна схематизировать изображение друзей, изображая "друзей" в виде абстрактных единиц (масок, точек, гвоздиков, пяти стихийных элементов).
У типов с ведущей структурной логиков (ЛИИ, ЛСИ) друзья вообще обычно ничем друг от друга не отличаются, понятие об индивидуальных различиях в рисунке не отражено.
Сенсоры-логики любят изображать конкретную обстановку, интерьер (застолье, турпоход и т.п.) Правда, за праздничным столом гости могут сидеть по линеечке и по стойке смирно, или за столом никого нет ("друзья вышли покурить"). (Рис. 20)
|
Рис. 20 СЛЭ "В кругу друзей"
| Приятные эмоции и тесная дистанция в общении из логических типов более всего свойственны ЛИЭ. Неприятные (недоверие, враждебность) - логикам-негативистам: СЛЭ, ИЛИ, ЛИИ. Выражается как пустые, без зрачка, глаза, различного рода защиты в рисунке. Правда, авторы типа ИЛИ в своих рисунках решают проблему просто: многие компании изображены среди пустых и не совсем бутылок и стаканов.
Этики в среднем отображают на рисунке "круга друзей" положительные чувства (в рисунках много улыбок, цветов), часто общение на близкой дистанции. Особенно тесный телесный контакт, объятие - у СЭИ. Часто у "этических" животных увеличиваются уши, открывается рот (повышенная разговорчивость в компании). У типов с сильной этикой эмоций показаны более разнообразные выражения морд "друзей". (Рис. 21)
|
Рис. 21ЭСЭ "Животное в кругу друзей"
| Как уже было отмечено ранее, в этом рисунке отражается также признак аристократы-демократы (например, у ИЭЭ все в кепках и водят хоровод, а один - без кепки и изгнан из компании).
Различия, связанные с сенсорикой и интуицией, более заметны по всей серии рисунков: например, интуиция времени в положении ведущей или творческой функции определяет высокую степень образности рисунка, наличие символических изображений. Часто встречаются растительные и водные мотивы. Обычно это не реальные растения, а нечто вроде узора, фона для рисунка, отображение эмоционального состояния.
Интуиция возможностей в положении ведущей или творческой функции проявляется в наличии дополнительных органов (усиков, антенн), а также в оригинальности образа. Рисунок может представлять собой игру нескольких смыслов или воплощенную метафору. Пример: "животное за работой" - девушка-журналистка (ИЛЭ) изображает тигра, который отрывает голову кукле нового русского. Происходит этот рисунок от журналистского выражения "потрошить клиента", при этом он несет и иной смысл. В положении 4-й функции этот аспект проявляется в выборе реального и хорошо знакомого животного, к которому "приставляется" какая-нибудь деталь от других животных. Характерно, что ЭСИ, ЛСИ, СЛЭ чаще других отказывались от тестирования, что, вероятно, связано с боязнью неожиданностей, страхом как-то по-новому себя проявить, неуверенностью в своих творческих возможностях.
Помимо вышеперечисленных особенностей, существуют также черты и персонажи, свойственные рисункам каждого типа в отдельности. Обычно они проявляются уже в первом рисунке. Первое животное - это "я для других", образ человека в социуме или своеобразная самопрезентация (каким я себя вижу и стараюсь показать другим). В ряде случаев, это "социальное Я" может резко отличаться от последующих изображений. Обычно это означает, что по ряду причин человек вынужден скрывать многие существенные стороны своей личности от своего окружения, раскрываясь в одиночестве или в узком кругу. В таком случае излюбленный "типный" персонаж ("тотемное животное") может фигурировать в одном из последующих рисунков серии.
Наиболее яркие предпочтения у ИЭЭ, при этом они носят выраженный гендерный характер. Женский персонаж - это чебурашка или подобное ему существо: то есть ушастое, глазастое, улыбающееся, контактное, направленное на зрителя, подчеркнуто безобидное (тело полностью открыто, лапки в стороны), небольшое, довольно антропоморфное и инфантильное. У мужчин чебурашке соответствует "свинка" или "львенок", столь же глазастый и улыбчивый, но чуть более агрессивный. Рисунки часто делаются очень быстро, одним росчерком. (Рис. 22)
|
Рис. 22 ИЭЭ "Несуществующее животное"
| Персонажи ИЛЭ похожи на рисунки ИЭЭ, однако обозначить эти существа труднее. Это всякого рода глазастые "шушурики", "мумрики", "домовые". Вариант, встреченный у ИЛЭ и ИЭЭ - дракон, ящер с раскинутыми крыльями. (Рис. 23)
|
Рис. 23 ИЛЭ "Несуществующее животное"
| Рисунок, характерный для ЛИИ и ИЛЭ ("логический") - антропоморфное существо с увеличенной головой или вообще без туловища. Для рисунков ЛИИ наиболее характерны схематичность и минимализм. Оригинальный образ создается при минимуме изобразительных средств и деталей (иногда это несколько черточек).
"Серийные" изображенияИЛИ невозможно перепутать ни с кем другим: основной вид изображения - это животное с замкнутым контуром, каплевидное или грушевидное, с увеличенной задней частью. Часто лишено органов чувств или представляет собой некое абстрактное образование. В отличие от ЛИИ, линии очень плавные, антропоморфность отсутствует. Другой вид изображения - это тщательно прорисованное существо с множеством мелких, одинаковых деталей, обычно в чешуе, коре, панцире. Обычно выглядит очень реалистично, даже если изображает персонажа фильма ужасов. И в одной и в другой серии встречаются хтонические существа (подводные, подземные), обитатели космоса, ожившие торты, амбисфены и т.п. (Рис. 24)
|
Рис. 24 ИЛИ "Несуществующее животное"
| Любимое животное ЛИЭ - слон (вероятно, из-за наличия "третьей руки" - хобота). Есть и другие персонажи, для которых обычны дополнительные конечности, несущие функциональную нагрузку (могут ходить, бегать, плавать, ползать). Рисунки очень подробные, много деталей в самом персонаже и его окружении. Если нет возможности или желания создать подобный шедевр, ЛИЭ ограничиваются условно-схематичными изображениями, которые выполнены весьма небрежно. (Рис. 25)
|
Рис. 25 ЛИЭ "Несуществующее животное"
| Рисунки ЭИИ близки к ИЭЭ, ЛИИ, ЭСИ. Отличительные признаки - робость, неуверенность, зажатость позы. Только для животных ЭИИ и ЭСИ характерно наличие "горбиков", выступов на спине. Излюбленный образ ЭИИ - скорее улитка, чем верблюд (верблюд несет запас для себя, а улитка "тянет на себе дом" - опять зримое воплощение метафоры). (Рис. 26)
|
Рис. 26 ЭИИ "Несуществующее животное"
| Персонаж ИЭИ - "домовенок Кузя" или маленький "снеговичок", с выразительной миной на лице. Часто рисуют шарфики или гривки на шее. Практически не используются прямые линии, даже углы везде скругленные. Кроме этого, встречаются геральдические животные, сказочные образы, живые растения (дерево с лицом и т.п.) Характерна неустойчивость (животное скачет, идет вверх по касательной). Или же опоре уделяется особое внимание: оно как будто цепляется за невидимую опору когтями, пальцами, краями одежды, боясь ее потерять. Еще один излюбленный персонаж - "летающая корова". (Рис. 27)
|
Рис. 27 ИЭИ "Несуществующее животное"
| Наиболее образные и фантастические существа из всех интуитивных типов встречаются у ЭИЭ. Характерна богатая фантазия в сочетании с театральностью: изображаются маски, улыбающиеся и одновременно пугающие существа, что-то вроде джинна из бутылки. Встречаются механистичные антропоморфные образы, с обилием геометрических форм (часто неправильных, алогичных), сконструированные из отдельных деталей, угловатые (например, башня с лицами на каждом этаже). Многие существа в нашем мире нежизнеспособны. В большинстве рисунков, от монстров до мультяшного зайчика, внимание притягивают глаза (их слишком много, они особенно тщательно прорисованы и т.п.). (Рис. 28)
|
Рис. 28 ЭИЭ "Несуществующее животное"
| Можно заметить, что по стилю, по характеру линии, по разнообразной эмоциональности, очень похожи рисунки СЭИ и ИЭИ. Та же мягкость, изогнутость, плавность, эмоциональная выразительность. Излюбленный персонаж СЭИ - существо с плотной тушкой и длинной изогнутой шеей, обычно с вуалью, челкой, пушистыми ушками и т.п. Обычно эти существа стоят на всех четырех лапах или лежат. (Рис. 29)
|
Рис. 29 СЭИ "Несуществующее животное"
| Многие звери ЭСЭ антропоморфные, хорошо изображены органы чувств, обычна широкая улыбка и наличие украшающих деталей. Во многих рисунках встречается еда в самом разнообразном свете. Животные обычно очень пушистые и округлые, а будучи не в настроении (за работой или в гневе), лысеют и худеют.
Рисунки же СЭЭ, как и рисунки ИЭЭ, ни с кем другим не спутаешь. Во-первых, их излюбленные персонажи - это всякого рода драконы, черти, тролли, Альфы, иначе говоря, нечисть (часто с крыльями). При этом наличие зубов, клыков, когтей не мешает радостным улыбкам, а морды у животных весьма симпатичные. Само животное крупное, четкое, хорошо прорисованное. (Рис. 30)
|
Рис. 30 СЭЭ "Несуществующее животное"
| Из всех этиков у ЭСИ самые малоэмоциональные животные; обычно зверь очень похож на существующее животное, причем хорошо известное (кошку, зайца, собаку). Часто опирается на длинный хвост или закрывается им. Чаще, чем представители других типов, вносят исправления в готовый рисунок. Животные, как у ЭИИ, иногда имеют горбики. (Рис. 31)
|
Рис. 31 ЭСИ "Несуществующее животное"
| Звери СЛИ крупные, пузатенькие, с прочной опорой (обычно четвероногие, сидят или лежат). Нажим обычно слабый. Характерно чувство юмора (в рисунке появляется какая-нибудь забавная деталь, или само изображение похоже на шарж).
Некоторые рисунки ЛСЭ похожи на рисунки СЛИ. Другие очень невыразительны ("колобки", геометрические фигуры). Животное, наиболее показательное для этого типа - птица с длинной шеей (высокая степень самоконтроля), при этом часто прорисован ряд одинаковых перышек и т.п.
Во многих рисунках ЛСИ присутствуют четко выраженные, иногда подчеркнутые надписями признаки агрессии: клыки, бивни, зубы, рога, как минимум есть обязательно парочка острых углов. Опора очень прочная, звери сидят или стоят на четырех лапах. Часто горизонтальное положение (как более устойчивое). Как и для ЛИИ, обычна большая (увеличенная по сравнению с телом) голова, вообще форма круга. Характерна для ЛСИ тяга к асимметрии и стремление соединять животное с неодушевленными предметами (чемодан на ножках, стрелки часов в глазах и т.п.). 7
РисунокСЛЭ обычно крупный, четкий, линии жирные. Так же как и для ЛСИ, ЛИИ, ИЛЭ, характерны "головастики" (увеличенный размер головы, соответственно - свидетельство сильной структурной логики). Первое животное может напоминать рисунок СЛИ, но производит впечатление большей уверенности, из-за более сильного нажима. (Кстати, вот почему так важно пользоваться карандашом - если рисунок сделан ручкой, эту разницу можно не заметить).
|
Рис. 32 ЛСЭ "Несуществующее жив
|
Часто достаточно двух из этих составляющих. Пример: по рисункам отчетливо видно, что они нарисованы человеком с сильной экстравертной этикой (очень эмоциональные, с тонкими нюансами эмоций и с большим количеством завитушек, украшений), при этом в "больном животном" сильная тревожность, враждебность, у животного, как говорят медики, "несовместимые с жизнью повреждения" - сенсорика ощущений в третьей функции. Даже не учитывая остальные признаки, можно предположить, что рисунки сделаны человеком типа ЭИЭ.
При сомнении в типе автора многое может дать метод сравнения рисунков. Расположив рядом два похожих по сюжету рисунка, мы сразу же видим и сходство, и ряд существенных отличий между ними. Оба рисунка сделаны статиками (движущийся хоровод напоминает "моментальную фотографию") и интуитами (в одном случае можно отметить нечеткие границы тел, некоторую "нежизнеспособность" персонажей; в другом - образно-символический ряд рисунка). В рисунке (1) животные явно "относятся к одному виду", их индивидуальность выражена через различные оттенки эмоциональных состояний (все улыбки, выражения лиц немного разные). Они рады общению, это заметно и по улыбкам, и по антропоморфности персонажей. При этом один ("плохой", "не наш") изгоняется из общего круга. В рисунке (2) живая гамма отношений заменена логической структурой - персонажи символизируют пять стихийных элементов, при этом они равноправны. Логично предположить, что первый рисунок сделан человеком типа ИЭЭ/ЭИЭ, второй - ИЛЭ/ЛИИ. Метод сравнения по всем рисункам позволяет сократить количество "спорных" случаев и имеющихся версий. (Рис. 33, 34)
|
| Рис. 33 ИЭЭ "Несуществующее животное в кругу друзей"
| Рис. 34 ИЛЭ "Несуществующее животное в кругу друзей"
|
Учитывая высокую эффективность и объективный характер данной методики, мы рекомендуем ее в качестве базисной для определения ТИМ. В случае, если серия рисунков не дает достаточной информации, версия может быть проверена методом интервью (как правило, возникает не более 2-3 версий). В дальнейшем планируется опубликование данной методики с иллюстрациями.
7. Соединение механических частей с животным трактуется обычно ни более ни менее как склонность к шизофрении. Однако же этот признак встречается только у логических типов (ИЛИ, ЛИЭ, СЛИ, ЛСИ) и по нашему мнению, отражает, с одной стороны, характер осмысления ими мира (организм - это машина, которая должна нормально функционировать), а с другой - это также и проявление фантазии (ведь не удивляют же нас подобные гибриды в литературе!)
|