ЭКСТРАВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА
| Сенсорика
| Интуиция
| Опора
| Прочная связь с землей, надежные конечности, устойчивая поза (стоит, сидит или лежит)
| Животное "висит" в воздухе; поза неустойчивая, конечности слишком тонкие или не дорисованы до конца
| Реалистичность
| Более реалистичны, часто похожи на известных, существующих животных.Чаще встречаются предметы быта (чашки, ложки, стулья и т.п.), реальные обстоятельства жизни
| Сказочные, мультяшные, литературные персонажи; целостные образы (всякого рода "шушурики" и "мумрики")1. Реже - чистая фантазия и символы в рисунках (только у интуитов)
| Телесность
| Чаще имеют плотное телосложение, соразмерное туловище и конечности. Многие рисуют брюшко, пупок.
| Туловище часто условное или аморфное, имеет несоразмерные части; встречаются странные гибриды (нежизнеспособные в нашем мире)
| "Несуществующее животное
|
Рис.1 ЭСЭ
|
Рис.2 ЛИИ
|
| Логика
| Этика
| Детали
| Функциональные детали и органы, инструменты2.
| Украшающие детали (завитушки, цветы, усики, челочки и т.п.)
| Линии
| Больше прямых линий, встречаются явные геометрические формы (круг, прямоугольник, спираль). Игра с симметрией и асимметрией3.
| Больше изогнутых, плавных или волнистых линий
| Эмоции
| Нейтральное или однообразное выражение морды/лица (если улыбка, то одинаковая на всех рисунках). Негативные эмоции могут передаваться через изменение формы тела (круг стал квадратом или овалом).
| Разнообразные выражения морд и лиц, особенно у типов с сильной экстравертной этикой (СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ). Слезы, улыбки, гримасы.
| Надписи в рисунках
| Четкая нумерация, пояснительные стрелки, надписи "инструкция" и т.п.
| "Ага, страшно?", "лапочка", "милашка", "мир, дружба"; путаница в рисунках или нумерации.
| "Несуществующее животное"
|
Рис.3 ЛСИ
|
Рис.4 СЭИ
| Предпочтения
| Самое довольное животное с минимумом защит и тревоги - за работой; максимум защит, тревожность - в кругу друзей.
| Наиболее радостное или приятное животное в кругу друзей; отрицательные эмоции, тревожность, защиты и зачернения - за работой.
|
| Интроверсия
| Экстраверсия
| Куда обращено
| Возможно любое положение (анфас, в профиль, спиной к зрителю)
| Положение анфас или в профиль, спиной не встречается4.
| Поза
| Чаще закрытая; если рисуют слишком открытую позу, то в рисунке обычно напряжение или защиты
| Чаще открытая или нейтральная
| Выступы
| Мало выступов за контур фигуры
| Много выступов за контур фигуры5.
| Скорость
| Более низкая скорость выполнения, меньший объем за то же время.
| Быстрота выполнения и/или больший объем за то же время.
|
| Рациональность
| Иррациональность
| Контур, линия
| Контур четко прорисован, линии одинарные. Впечатление завершенности рисунка (NB: но исправления в рисунках встречаются).
| Контур не замкнут или прорисован нечетко. Чаще встречаются двойные, смазанные или нечеткие линии. Впечатление незаконченности рисунка.
|
| Аристократы
| Демократы
| Соц. роль или статус
| Могут отображать свой реальный статус, профессию или социальную роль в любом из рисунков, всерьез или как автопародию.
| Только профессиональные аналогии, и только в "животном за работой".
| В кругу друзей
| Одно из животных прорисовано лучше остальных, либо в чем-то их превосходит (например, сидит в кресле); и/или друзья изображены условно (крестиком, кружком, формой круга); или есть группа и изгой.
| Дистанция может быть близкой или далекой, но это сообщество равных. Практически не встречаются особенности, характерные для аристократов6.
|
|
Рис.5ЭИЭ
|
Рис.6 ИЛИ
|
| Негативисты
| Позитивисты
| Глаза
| Пустые глаза без зрачка в одном или нескольких рисунков (примерно в половине случаев).
| Пустые глаза не встречаются.
|
| Динамики
| Статики
| Движение
| Передано движение: позой, а иногда и дополнительно (вихревые потоки и т.п.)Особенно у экстравертов-рационалов
| Поза статичная. Особенно "застывшие" позы у интровертов-рационалов.
|
ЭКСТРАВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА
Диагностирующий рисунок - "злое животное"
1 функция (ведущая):
Проявления агрессии в рисунках допускаются, не вызывают защитной реакции, тревоги. Признаки агрессии (зубы, когти, острые углы…) могут быть выражены сильно или слабо, однако в любом случае животное уверено в себе. Рисунки СЛЭ более сдержанны, на рисунках СЭЭ животные подпрыгивают, машут лапами. Для СЛЭ также характерно, что 1-е животное (нейтральное), выглядит более хищным и опасным, чем следующее. (Рис. 7)
|
Рис. 7 СЭЭ "Несуществующее животное"
| 2 функция (творческая):
Среди рисунков ЛСИ встречаются наиболее "агрессивные". Само животное хищное, признаков агрессии много и они тщательно прорисованы. Остальные рисунки ЛСИ похожи на рисунки СЛЭ. У ЭСИ само животное, как правило, хищное, но явных признаков гнева часто нет (характерна сдержанность). Однако нет и защит. Часто встречается усиленная жестикуляция (конечности длинные и направлены в самые разные стороны) и разговорная активность: открытый рот, виден язык, иногда зубы.
4 функция (ролевая):
Гнев скорее наигранный, чем истинный, преобладает стремление напугать, произвести впечатление на зрителя. Встречаются признаки аутоагрессии (углы, стрелки, направленные на себя или вниз) или бунт против вышестоящих (направлены вниз). Перевод информации на ЭГО - символический рисунок; у ИЭЭ выражение обиды, недоумения (рот скобочкой, губы трубочкой). (Рис. 8)
| Рис. 8 ИЭЭ "Злое животное"
| 3 функция (МНС):
В рисунках выраженная тревожность (прорисованная радужка, продавленный зрачок или контур). Ощущается внешнее давление - животное увеличивается до размеров листа или резко уменьшается. Признаков самой агрессии почти нет - в редких случаях появляется что-то вроде оскала, но смазанного и нечеткого (и обычно при этом присутствует и аутоагрессия). Часто нет конечностей, животное по сравнению с остальными кажется незаконченным. Зачернен или зашит рот (запрет на речь), лапы (запрет на действие). (Рис. 9)
|
Рис. 9 ЛИИ "Злое животное"
| -4 функция (суггестивная):
Агрессия обозначена слегка, но не запрещается, нет самокритики, сильной тревожности. Часто животное развернуто в профиль налево (гнев более воображаемый, чем реальный). Угроза выражается во взъерошенной шерсти, перьях - небольшое животное зрительно увеличивается в размерах, напружинивается (примерно как маленький котенок, который старается всех напугать). Особенно это характерно для ИЭИ. Перевод информации - символический рисунок, вместо своей агрессии изображают природные "катаклизмы" (хмурятся тучи, сверкают молнии, ветер гнет дерево). У ИЭИ выражены негативные эмоции - обида (рот "скобочкой"), недовольство (нахмуренные брови), страх (закрывают лапками тело). У животных ИЛИ выражение морды также скорее недовольное, чем злое (нахмуренные брови, лоб). (Рис. 10)
-3 функция (референтная):
Вместо явных признаков агрессии - перевод на 1-ю функцию: у ЛИЭ гнев часто выражается в действии: животное что-то бьет, ломает. У ЭИЭ часты признаки вербальной агрессии, которую стараются сдержать (открытый рот с зачернением).
-1 функция (ограничительная):
Для программных интровертных сенсоров - СЛИ и СЭИ - это задание скорее неприятно, и решают они свою сложную задачу по-разному. СЛИ часто изображают вместо злого животного нечто невообразимое, несусветное и выпадающее из остального ряда "нормальных" животных. Производимое впечатление: "это не я, совсем не я, я таким ужасным быть не могу". Наибольшие затруднения это задания вызывает у СЭИ: их животное в гневе деформируется, теряет часть тела, "кусок себя".
-2 функция (демонстрационная):
ЛСЭ придают своим зверям прямоугольные очертания (нечто квадратно-колючее), напряженные позы. Многие кажутся не злыми, а мрачными и суровыми. Для ЭСЭ обычна чисто вербальная агрессия: широко открытый рот, передан крик. Других признаков гнева может и не быть. Или животное теряет опору, взъерошивается, как бы "увеличивается в объеме". Ряд фигур направлен влево (в воображении позволяется больше, чем на деле).
|
Рис. 10 ИЭИ "Злое животное"
|
|