Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Классика



 

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW.I-U.RU

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - НЕОНЕКЛАССИКА: ТРИ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ НАУКИ

 

В. В. Ильин

 

Каков денотат представляющих тему исследования общеупотребительных квалификаций? Отправляясь от преобладающей семантической традиции понимания классического как канонического применительно к вопросам науки, будем толковать его в качестве исходно-эталонного, что некогда, кристаллизовавшись в мыслительной сфере, пустило корни, набрало силу, да такую значительную, что приобрело статус мировоззренческой программы, на протяжении долгого времени играло роль гносеологического этимона. Сопоставительное с классическим типологическое неклассическое, очевидно, будет означать некое вновь становящееся, которое, порывая с классикой, дистанциируется от нее по массе базовых признаков. Аналогично неонеклассическое выступает условной собирательной характеристикой группы явлений, соответствующих основе “ново”, самый факт утверждения в духовности которых связан с новейшей и великой реакцией на неклассику. — ив смысле какого-то ее усиления, и в смысле ее преодоления.

Оцениваемые “не” и “неофеномены”, следовательно, суть постфеномены, однако ввиду самобытности, принципиальности единосущных черт своих никак не эпифеномены. Откуда и вытекает оправданность, правомерность аналитического рассечения столь органичного, внутренне цельного, пластичного комплекса, как познание, с обособлением в нем самодостаточных историко-культурных и эпистемических ландшафтов—классической, неклассической и неонеклассической науки.

I. Классика

Избегая “строгих”, но аскетически тощих дефиниций, в понятие “классическая наука” вложим смысл совершенно специфического состояния ищущего интеллекта, которое реализовалось как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурном ареале от Галилея до Пуанкаре. О деятельности каких бы ученых в данный отрезок времени (с XVII до XX столетия) речь ни вести, в их творческом методе обнаруживается нечто сущностно самотождественное, отличающее их поисковые усилия от усилий позднейших коллег-последователей.

Система познавательных ориентаций, правил и навыков, принятых классикой, несомненно, отличалась единством и однородностью. Исследовательские почерки Галилея и Бойля, Гука и Румфорда, Ньютона и Гюйгенса, Бюффона и Ламарка, Максвелла и Герца, Лавуазье и Берцелиуса, Гаусса и Кантора, Томсона и Лоренца действительно отмечает нечто общее, чему весьма явно может быть противопоставлено нечто общее, объединяющее, к примеру, стили исследования Бора и Гейзенберга, Берталанфи и Винера, Куранта и Бурбаки, Шредингера и Дирака, Брауэра и Геделя и т.д. И хотя ни один из названных корифеев классической науки не олицетворял и не репрезентировал ее единолично, и хотя каждый из них своей деятельностью объективно раздвигал ее пределы, стимулируя переход к науке неклассической, даже отвлекаясь от реальности таких исключений, как, скажем, Лобачевский и Больцман, Дарвин и Риман, Минковский и Мендель, Галуа и Гиббс, теоретическая парадигма которых в значительной мере не укладывалась в мыслительные императивы классической науки, — несмотря на это, все они были учеными-классиками, разделявшими и исповедовавшими единое научно-изыскательское кредо.

Эвристическое начало типических, многократно и подробно обсужденных особенностей теоретизирования (способ постановок проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования получаемых выводов, манера подачи, изложения результатов, формы фиксации и отстаивания утверждений) на классической фазе научного интеллекта составляли следующие концептуальные принципы.

Фундаментализм — допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много- и разнообразия незыблемый монолит центр-базис, имплицирующий производные от нега дистальные единицы знания.

Финализм — интенция на гомогенную, неопровержимую, самозамкнутую систему знания, фиксирующую истину в окончательном и завершенном виде.

Трансцендентализм. Мощная с богатейшими ветвлениями традиция, придерживающаяся феноменологической версии субъекта как всеобщего, внеисторического, внеопытного, “чистого” сознания. Отправной пункт рассуждений — абстрактное понятие познавания в его обезличенной, деперсонифицированной функции (мыследеятельностная машинерия).

Трансцендентализм — искусственный аналитический подход, крепится на сильных допущениях классической когитальной философии. В кругу этих допущений — отождествляемость, воспроизводимость, прозрачность актов сознания, их реставрируемость от звеньев исходных до завершающих. Здесь вводится образ усредненного, инвариантного, самоидентичного субъекта, равноопределимого для любой пространственно-временной точки. Последнее обслуживается категориями “каждого нормально мыслящего”, “каждого, обладающего разумом”, “каждого, чей мозг в порядке” (Спиноза, Кант, Гуссерль) и т. д. В итоге осмысливается не реально субъективное, а некая его схема, получающая проработку в терминах интуитивно очевидного. Для трансцендентализма характерно признание 1) изначальной прозрачности, безотносительности, “ненастроенности” сознания: сознание — полая ниша, наполняемая когитальной вещностью по стандартным методикам; 2) отождествимости субъектов по фактору когито — все способности души от природы у всех одинаковы: 3) реставрируемости процессов мыследеятельности до их исходного lucida intervalla — возможность такой рефлективной проработки сознания, которая гарантирует достижение базиса несомненности субъективного.

Имперсональность субъективная отрешенность знания как следствие погружения последнего в область безличного объективно сущего, чуждого индуцируемых познающим субъектом аксиологических измерений, Ценности и сопряженные с ними оценки не доказываются и не опровергаются. Они — сущности инонаучные, сцепленные с фоном личности, внедрение которого в знание влечет деформацию его объективности. На этом основании науке, избегающей субъективных пристрастий, вменяется тематизировать естественное, натуралистическое” фиксировать мир в терминах надличностных, пропущенных через призму выхолащивающей ценностное связки “причина (действие) — следствие (эффект)”. Так складывается своеобразная идеология вещности, легализующая установку на свободу науки от ценности, вытесняемой из знания в другие отсеки духовного производства.

Абсолютизм субъект как асоциальный, аисторичный, средне-типический познаватель, отрешенное воплощение интеллектуальных способностей обладает талантом непосредственного умосозерцания истин, данных как извечные, неизменные, непроблематизируемые регистрации беспристрастного обстояния дел. Догматическая доктрина непогрешимых методов познания (индуктивизм, дедуктивизм, интуитивизм)—всесторонне определимых, прозрачных, безупречных способов выявления истины — находила закрепление в методологическом сознании, отправлявшемся в обосновании науки от той тезы, что “по каждому вопросу существует лишь одна истина, и тот, кто ее находит, знает об этом вопросе все, что можно о нем знать”[1].

Наивный реализм — онтологизация познавательной рефлексии: постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания действительности, восприятие содержания мыслительных отображений реальности как атрибутивного самой реальности.

Субстанциальность— элиминация из контекста науки параметров исследователя (натурализация познания), рефлексии способов (средства, условия) рефлексии субъектом объекта обслуживалась и дополнялась далеко идущей интенцией на рассмотрение природы как непосредственно от века данного, всегда равного себе, неразвивающегося целого, вращающегося в одних и тех же вечных, ограниченных, самоидентичных кругах и имеющего единую праоснову. Эта интенция конкретизировалась рядом специфических для классики исследовательских стратегем, где выделяются статизм, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых-классиков главным образом нацеливались на установление и определение простых элементов сложных структур (принцип аддитивности) при явном, нарочитом абстрагировании от комплексных функционально-генетических связей, какие существуют внутри этих структур как динамических целостностей. Интерпретация явлений реальности по этой причине была в полной мере свободной от понятия их изменчивости, преобразуемости, историчности и т. п. Достаточно сослаться в этой связи на столь показательные для классики принципы, однозначно и емко передающие ее идейные устремления, как принципы постоянства — постулат константности массы (Ньютон), критерий постоянства состава химического соединения (Пруст), положение о количественной и качественной неизменяемости органических видов после их божественного сотворения (Линней) и т. д.

Динамизм— установка на жестко детерминистическое (аподиктически-однозначное) толкование событий, исключение случайности, неопределенности, многозначности — показателей неполноты знания — как из самого мира, так и из аппарата его описания; ставка на нетерпимый к дополнительности, альтернативности, вариабельности, эквивалентности агрессивно-воинствующий монотеоретизм, навевающий тенденциозную авторитарно-консервативную идеологию всеведения (исчерпывающе полное, вполне адекватное знание не как императив, а как реальность).

Гносеологическая утопия внутренне самоочевидного, принудительно необходимого, во всех частях доопределенного, неопровержимого знания, некритически смешивавшая должное с сущим, желаемое с действительным и неизменно (без малого триста лет) питавшая классику потерпела фиаско. Фронтальную коррозию, а вслед за тем банкротство классического понятия знания обусловили объективные всеохватные изменения и в самой науке — упрочение неевклидовых геометрий, небулевых алгебр, квантово-релятивистской стратегии, аксиоматической программы конструкции оснований фундаментальных теорий, — и в метанаучном сознании — капитальные ограничительные результаты Геделя, Тарского, Черча, Коэна, Левенгейма, Сколема в логике и математике, а также Эйнштейна, Бриджмена, Бора, Гейзенберга в естествознании. В результате указанных и идущих в створе с ними радикальных мировоззренческих трансформаций, требовавших пересмотра классического идеала и образа науки, индуцируемых ими приемов и принципов осмысления действительности, оформляется противополагаемая классической неклассическая доктрина науки, опирающаяся на существенно иные (во многом контрарные) предпосылки и допущения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.