Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Др.Индия. Др.Китай. Софисты. Сократ. Платон (5-6 вв. до н.э.). Идеал.справ. гос-во – полис, в нем 3 начала (как в природе, чел.душе) – совещательное (правители), защитное (воины), деловое (производители) – сосл.разделение труда. Аристотель (4 в. до н.э.).



6.Др.Индия

До 5 в. н.э. – везде господ-т юснатурализм: природа=чел.об-во, мифологич.сознание, прав.учения тесно пересек-ся с этикой и философией

Даже 2 века н.э.высококул.цив-я –идеи религии, каст.строй, традиц-ть. Каста – опр.нац-ть со своими традициями, занявш.опр.место в структуре об-во, завоев. кшатриями

Сложились джайнизм (ныне нет), индуизм, брахманизм, буддизм (поныне). В основе религ. идеи Риты и Дхармы. Рита – общ.з-н вселенной, з-н движения, благодаря нему все соверш-ся. Дхарма – рус.аналогов нет: з-н, судьба, нрав-ть, добро, индивид.кодекс, бог (связано с тем, что это мононорма)

С уст-м каст.строя – религия брахманизм: идеи отраж. в Артхашастре (трактат брахмана Каутильо)треб-я к об-ву, гос-ву, царю. Гос-во – союз 7 элементов: царь, армия, нас-е, крепость, казна, страна, союзники. Царь – ставленник богов, из числа кшатриев, но д. подчиняться советнику-брахману. Армия д.б. наемное, союзники – доброжелат. Недостатки брахманизма: дхарма отн-но каждой касты (шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы). Низш.касты не м. достичь кармы – не м.осв-ся

Будда (трактат Кипитака) – реформа: идея осв-я всех каст, осв-е ч-ка от страданий, причина кот. – мир.желания (религ.рав-во, не затрагивая обществ.строя), любой ч-к м. достичь кармы, мотивация к соотв.поведению: н. стать монахом, запрет причинять вред всему живому, созерцание, прекр-ть актив.деят-ть, т.к. в рез-те нее кто-то гибнет – прерывать реинкарнацию м. только монахи. Идеи ненасилия – в гос-ве д.б. уменьшены сред-ва принужд., отказ от тюрем, восп-е прест-в трудом.

7.Др.Китай

До 5 в. н.э. – везде господ-т юснатурализм: природа=чел.об-во, мифологич.сознание, прав.учения тесно пересек-ся с этикой и филолосфией

Учение о небе. небо – судьба, вершительница, появ. в период династии Инь, заимств. дин.Джоу

В самые др.времена – демократич.идеи. Династия монархов назн-ся небом, если народ недоволен – дог-р прекращался, вл. перех. др. династии

6 в. до – длител.народ. волнения в рез-те неумел.упр-я . Появ. религ.-этич.учения, гл.цель – выйти из кризиса. Конфуций (б. чиновником) – идеи нравственности, стор-к патриарх.теор. происх.г. Гос-во – всадник, управ. лошадью. Гл.треб-е к гос-ву- умение упр-ть, добродетель чиновников – добродетель и человеколюбие, д. наставл. прост. людей своим примером, д.б. ученым, сов-ть ток добрые поступки. Треб-е к повед.подданых – Дэ (добродетель, справ-ть), Фа (ритуал, мораль), Ли (з-н). З-в мало, осн.часть отн-й рег-ся моралью. Преодоление смуты – Дже-мин (переименование) – каждый ч-к заним-ся не своим делом, н. присвоить кажд. свое занятие. Консерватив.учение, не соотв. развитию, т.к. предлаг. верн-ся назад

Даосизм (учитель Лао Дзы) – тоже консерв. 1й пример юснатурализма. Основа- учение о Дао (путь, судьба). Судьба – естеств.з-н. Чел.-об-во разв-ся по природ.зак-м. Причина смут – несоблюдение Дао. За анархизм, безвластие, гос-во н. лишь для субъект.обособления народа. За эволюционизм об-ва, кот. гос-во не д. препятствовать. Выступать против Дао, познать Дао нельзя: если мудрец вечером познает Дао, то утром его не станет.

Леггизм (автор Шан-Ян) – 1ые появл. тип правопоним. юр. позитивизм. Гос-во –вершина разв. об-ва. Только гос-во м. обеспечить порядок, сред-во обесп. порядка – закон Ли, кот. изд-ся императором на основе разумности, никакие индвид.инт-сы не учит-ся. Основа порядка – всеобщ.дисц-на. Метод обесп-я дисц. – дында (нак-е). З-н д. разв-ся в соотв. с об-м → постоянно д. провод-ся кодификация, стаб-ть гос-ва. Гл.орудие в гос-ве – армия, противопоставл. армии и народа. Армия д.б. сильнее народа, а не наоборот (хаос). Имп-р жестко контролирует губернаторов, кот. отчит-ся за порядок на своей террит.

Моизм (учитель Мо Дзы). Эклектич.т-я: соед. 3 предыдущ. Сторонник договор.т. происх-я гос-ва. Первоначально люди жили хаотично, воевали – решили сохр-ть челов-во – объедин. в гос-во. Путем общ.дог-ра избр. династию, наделили ее пр., но упр-ть не наказанием, а мотивацией, ритуалами. Хорошо то гос-во, кот. есть, но действие кот. не ощущается. Основа взаимоотн-й людей – любовь, доброжелательность, преданность. Имп-р любит подданных, и подданные любят имп-ра. Пр. выше нравственности, выраж-ся в силе зак-в

8.Софисты

считали, что упр-ть гос-м м. каждый

софос – мудрость. 1е ф.учение Европы – 5 в.до. знание = добродетель (арете), кот. м .научить

преподавание – проф., дает з/п, наука – 2е место, наука – удел многих, полит.восп-е молодежи

софисты – субъект.идеалисты, интеллектуальные демократы, релятивисты(знание относительно, Протогор – зн.субъекивно, мера всех вещей – ч-к), скептики(позн-е истины проблематично)

софисты – старшие (Протогор, Гиппий, Антифон – демократы, респуюликанцы), младшие (Фрасимах, Калликл – против демократии, аристократы)

Понятия ГиП, з-ны явл. договорными, созд-е гос-ва сопровожд.дог-м

О взглядах софистов узнаем из трудов Платона, Аристотеля

Протогор (государственник): миф о Прометее – миф о созд.гос-ва (Зевс животным дал, людям ничего не дал), люди причастны к дике (справ-ть), но с добродетелью не рожд., ее н.воспит-ть; полит.добродетель д.б. достоянием всех – необх-ть гос.воспит.каждого гр-на; сущ-т естеств.(фюсис) и позитив. (номос) пр. Справ-ть связ-ся с правом позитив., люди сами уст-т порядки, кот. счит.справедливым, справ-ть – подчин-е существующим законам и наказание тех, кто их преступает. Идеал.право – критерий, идеал позит.пр. У разн.народов – различ.нормы пр., т.е. единых пред-й о зак-ти в мире нет., мерило справ-ти, ценностей – сам полис, гос-во само решает, что справ-во – всякий закон справедлив, явл.прав. Естеств.з-н – догос.сост-е, кот. не хуже гос.

Калликл и Фрасимах проповедуют имморализм в политике. Калликл критикует афин.демократию: толпа не д.созд.з-ны, з-ны д.писать выдающиеся люди. Фрасимах: справ-ть – то, что угодно сильнейшим, з-ны – то, что полезно властям. Политик д.обмануть народ в целях стабильности всего об-ва, авторитар.концепция з-на. Калликл: з-ны издают не сильные, а слабые (демос), чтобы ограничить вл.сильных (аристократию)

Калликл, Фрасимах, Протогор рассужд. о справ-ти формально-юр-ки – справ. опр-ся действ.з-ми. Мысли о полит.борьбе, власть дает преимущества в достиж.выгоды властителей, и она этим польз-ся

             

 

9.Сократ

критиковал софистов, против аристократизма софистики, считал, что упр-ть гос-м может только философ («знающий»)

объектив.идеализм, чтобы построить идеал.реал.мир – необх-мо познать понятия реал.предметов, эти понятия явл. идеями и тесно взаимосвязаны

Полисное право – проекция ест. права. Эффект.гос-во – гос-во, осн. на разумности и зак-ти. Лучшие – аристократич.респ-ки (Крит, Спарта) – правление «знающих», разумных, аристократов, т.е. принцип компетентности правления (д.б. и арист., и монарх, и демокр). Критика Афин – крайняя демокр., особо резко критиковал тиранию

ФП – царство и тирания, аристократия и олигархия, правил.демокр. и непр.демокр.

Зак-ть – подчиняться зак-м своего гос-ва, все з-ны взаимозависимы, т.к. обусл. божественным первоисточником. Перед зак-м и правители, и подданные равны – договор.отн-е полиса и гр-на, но стороны не равны, гос-во явл. родителем, воспитателем, повелителем для граждан

 

10.Платон (5-6 вв. до н.э.)

происх.из знатного афин.рода,основал знаменит.Академию

объект.идеалист – единый Бог, дух.начало

диалог «Гос-во» - полит.утопия (затем изм. взгляды, понял, что невозм.)

критика афин.демократии

истин.бытие – идеи, истин.познание (позн.идей) доступно только фил-м

Идеал.гос.устройство – аристократич. (цар.вл. или неск-ко правителей)

Идеал.справ. гос-во – полис, в нем 3 начала (как в природе, чел.душе) – совещательное (правители), защитное (воины), деловое (производители) – сосл.разделение труда

Справ-ть в том, чтобы каждый занимался своим делом + иерархия в об-ве

Полис – общее поселение, удовлетв. общ.потребности

Жизнь орг-ся на принципах солидарности, рав-ва, единомыслия, коллетивизма. Никто не д.облад. ч.с., в идеал.гос-ве нет бедных или богатых, семья, быт рег-ся гос-м, общность жен и детей, Ж = М в правах и возможностях, хотя Ж и не м.б. философом

Цель гос-ва – единство и единомыслие членов об-ва

Воплощение идеал.гос-ва возможно, но т.к. чел.натура портится то происх. цикл форм гос-ва (то, к чему об-во стремится, то его и губит)

1.аристократия (идеал) – 2.тимократия (появ. ч.с., расслоение, ведение войн) – 3.олигархия (к вл. приходят богатые) – 4.демократия (бедные соверш. переворот, демокр.не имеет должного упр-я, уравнивание равных и неравных) – 5.тирания (чрезмер.св-да демокр. превращ. в рабство, наих.ФП)

д-г «Политика»

Политика – цар.искусство, правитель д. облад. истинным знанием, уметь упр-ть людьми, приницп зак-ти играет вспомогат.роль – можно править и без них

д-г «Законы» - 2ой проект идеал.гос-ва

2 вид гос.устройства – 1.верх-во правителей 2.верх-во справедливых законов. Справедливое = законное. Ч.с.есть, но огранич-ся, чтобы не б. роскоши или излиш.бедности; гос-во д. снабдить кажд.гр-на рабами, рабы не им. полит.прав, а заним. ремеслом, ослаблен контроль над семьей, но восп-е детей остается гос.делом. На 1м месте уже не мудрость правителей, а законы

11.Аристотель (4 в. до н.э.)

«Политика», «Афин.полития», «Этика»

преподавал в Академии Платона, воспитывал Ал.Македон.

поддерж. Платона, объект.идеалист

Политика тесно связ. с этикой, нравственностью

Справедливость– 1.уравнивающая (арифмет.рав-во – гпсделки, возмещ.ущерба, нак-е) и 2.распределяющая (геометр.рав-во – деление общ.благ по достоинству, пропорц. взносу кажд.члена)

Полит.справ-ть возм. только между равными и свободными, принадлеж. к одному об-ву и имеющих цель – самоудовлетворение. Напр-р, отн-я госп-на и раба – сем.отн-я, гос-во имх. только из отн-й рав-ва и св-ды. Гр-не – те, кто участ. в законосовещ. и суд.вл. Любой переворот в гос-ве – следствие искажения принципа полит.справ-ти. Гос-во – продукт естеств.развития (как семья, селение), высш.форма общения людей. Отвергал договор.хар-р возник.гос-ва. Цель гос-ва -достижение общего блага

Ч-к по сути полит.существо

Критика Платона: семья и ч.с. – основа гос-ва. Чрезмер.общность ( как у Платона – общность им-ва, жен, детей) приводит к уничтож.гос-ва. Семья и ч.с. естественна, в природе ч-ка. За рабство, оно необх., рабы – преступники или неэллины

Делил все формы гос-ва на правил. (имеют в виду общую пользу) (мон-я, арист-я, полития) и неправил. (только лич. благо (тирания – наих., олиг-я, демокр. – вл. принадл. демосу, а не з-ну, хотя одобряет ценз.демокр.)

Идеал.гос-во – гос-во «золот.середины» - Полития = олигархия + демократия – гос-во, сост. из средних людей (умеренные нравы, сред.достаток)

Против войн – война противна идее права

Справедливое = правовое, право – полит.справ-ть (в неправил. ФГ – права нет), з-н д.соотв. праву

Право делится на естественное и волеустановленное

Правление д. осн-ся на правлении з-на, а не людей, люди подвержены аффектам, чувствам, а закон разумен

 

12.Эллинизм

послед.треть 4го-перв.пол.3го в.

политич.пассивность греков, полисы стали подданными безгранич.империи, данная ситуация отражена в ф. – 2 школы

1.Мудрствующие в саду (родон-к – Эпикур).договор.т-я

Природа – самодостаточ.организм, разв. по своим зак-м, без вмеш.богов. Боги – часть природы и подчин-ся зак-м природы. Ч-к – также часть природы, сам опр-т свою жизнь, исходя из принципа удовольствия. Высшее благо – счастье ч-ка, кот. он достигает, умело выбирая наслаждение. Кажд.сам решает что такое добро и зло, опр-т свою судьбу. В то же время, обладая абсолют.своб-й, несет отв-ть за себя и все об-во. Чтобы обесп-ть постоян., а не преходящ. удовольствие н. поступать разумно, справедливо. Справ-ть условна, зависит от индивида, времени, места. Отсюда и зак-во, преслед. удовольствие, меняется в завис-ти от места и времени. Ч-к не д.принимать актив.участия в полит.жизни: «живи незаметно». Люди всегда стремятся к общей пользе – вступая в дог-р, устан. з-ны. Право – продукт общ.дог-ра, чтобы не чинить друг друга вреда. З-ны, действия властей д.соотв.естеств.справ-ти. Против роскоши, заравенство

2.Стоя (1.др.стоицизм – Зенон, Хрисипп; 2.сред.стоицизм – Паннекий, Поседоний; 3.рим.ст-м)

Осн-ль – Зенон, сначала примыкал к киникам (циникам: высш.благо в полном равнодушии, апатии к внеш.благам (Диоген – бочка)). Ч-к – существо общительное, м. сущ-ть только в об-ве, об-во несет субъект.удовлетв-е, об-во такое, какие потребности преобладают. В об-ве больше низких людей, с мат.потреб-ми. Разум.люди в мень-ве и огранич. в св-де. Об-во разв-ся в соотв. с судьбой , т.е. причинно-следств.связью событий. Судьба – естеств.з-н, естеств.право, всеобщ.з-н, им. божеств.смысл. Идти против судьбы – страдать, утратить смысл жизни, необх.отказ-ся от актив.действий и тем самым обспеч.стабил. разв-е, жить сообращно природе, в соотв.с разумом.Мудрецы обязаны подчин-ся толпе, но лишь телесно. Душа д.занимся созерцанием, пассивностью, индивидуализмом, собств.спокойствием – концепция мудреца в толпе. Мудрец поним. сущ-ть з-на, гос-ва, инд. и общ.блага, но исп-т знание только для своей защиты от толпы. ГиП сущ-т по воле природы, а не людей. Обществ.жизнь – естеств., а не договор.начало

Сред.стоицизм (Панетий, Поседоний)концепция актив.мудреца, мудрец заним. воспит-м, образов-м об-ва с целью достиж.общ.блага

Полит.идеал стоиков – мировое гос-во (космополис)

Всеобщая дух.св-да, но не отмена физ.рабства

13.Полибий

грек, но историк Рим.респ-ки, со стороны описал свое видение Рима, показал закономер-ти ист. – разв-ся вместе с судьбой. Род-ся в Македонии, был захв. в плен Римом (влияние стоицизма), макс.объективен в исложении истории, занимался прогнозированием будущего, гос-во достигает успеха, если выбрало правил.форму организации власти

ист-я – пример цикличности развития гос-ва, круговорот форм гос-ва (закономерен и необх-м). Естеств.состояние (без ГиП) –пр-п «побеждает сильнейший». Слабые люди собрались и передали власть монарху – первая правил.ФП – монархия затем его дети получ. все даром, им не важно общ.благо,а только индивид., использ. безнравств.метлды – доносительноство, предательство - Тирания, Аристократия – Олигархия, Демократия – Охлократия (прост.ФП) – люди устают, появ. лидер, опять Монархия, т.е. 3 правил и 3 неправил ФП. Круговорот связан с тем, что ценности меняются. Считал Рим состоявшимся космополисом (мир.гос-м). Наилуч.ФП – смеш. (т.е. рим. республика – консулы (цар.вл), народ.собр-е (демокр) сенат (аристокр)), созд-е системы взаимосдерживания

В любом гос-ве важн.роль обычаев, зак-в, нравов народа: необх. те, кот. вносят благонравие и умер-ть в част.жизнт, а в гос. –кротость и справ-ть. От преемственности обычаев, зак-в обесп-ся бескризисное существ-е

14. Цицерон (1 в.до н.э.)

древнерим.оратор и полит.деятель

«О гос-ве», «О законах»

Гос-во (respublica) – общее дело, дело народа

Гос-во (гражд.община) выражает общие интересы (характерно для древнегреч.конц-й), создает общий правопорядок (юридизация понятия гос-ва)

Гос-во возн. естественно, требование природы, у ч-ка врожд.потребность жить вместе, как и Аристотель отвергал договор.хар-р возник. гос-ва, однако закрепл. дог-м

ГиП носят божеств.хар-р – разумны, справедливы. Т.к. люди от природы разумны, то им доступно постижение божеств.начал, т.е. ГиП

Важн.ф-я гос-ва – охрана ч.с., оправдывал рабство

В завис-ти от числа правящих выделял 3 простые правил. (в основе право)ФП – 1.цар.вл. (предпочтительнее), 2.аристократия 3.демократия. Простые ФП несовершенны, но прочны и терпимы. И 3 простые неправил.ФП – 1.тирания 2.олигархия 3.охлократия Наилуч. ФП смешанная (Рим.респ)

Прав.теория Цицерона – хар-но обращение к природе, разуму. В основе права – присущие природе справ-ть, разум, законообразность, порядок. Именно природа носитель ест.права, подлинный ист-к права. Право бывает ест. (природное, богоданное) и позитивное (человеч.). Ест.пр. – критерий справ-ти позит.права, ест.пр. возн. раньше пис.закона, раньше гос-ва

Под действие позит.закона д. подпадать все – от прост.граждан до магистрата

15.Рим.стоики

3й этап стоицизма, самый бессмертный

Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – влияние древнегреч.стои (Зенон)

расцвет в период кризиса рим.гос-ти (1-2 вв), идеи фатализма, покорности судьбе, полит.пассивности

Сенека (воспитатель имп-ра Нерона, покончил жизнь по приказу Нерона; сенатор) – сторонник систем., дедукт.мышления; идеи дух.свободы личности независимо от обществ.положения. Объектом рабства явл. лишь телесная оболочка личности раба, по природе же раб = рим.гр-ну. За отмену рабства. Люди нах-ся в неизбавном рабстве у судьбы, причина всех причин – божественная судьба. Вселенная – естественное гос-во, живущее по нормам естеств.пр. Это макрогос-во более ценно, чем любой земное гос-во, даже Рим.Империя. Характ-т природу ч-ка – разумное существо, надел. свободой воли, способен выбирать, опр-ть свое поведение, оцен-ть. Св-да – не произвол, а выбор межу добром и злом в кажд.конкр.случае. Св-да ч-ка – душ. св-да (оправд.рабства – это всего лишь юр.институт). Выбор между душ.богатством и тюрьмой страстей. Настоящее рабство (распут.люди, плохие, неразум.люди) – зависимость от самого себя, от страстей. Перед рожд-м ч-ка, перед созд-м гос-ва боги опр-т их судьбу, кот. явл естественным порядком, в силу кот. все в мире соверш-ся, его нельзя изменить, но м. жить в соотв. с ним, заранее готов-ся к ударам судьбы и обесп. себя счастьем при любых обст-х. Сенека повторяет концепцию мудрого ч-ка в духе сред. стоицизма: мудр.ч-к – не пассивен,он стремится преобраз-ть мир, сделать его разум., благоприят. Критерий преобразования – общее благо, явл. суммой индивид.благ (добродетель, умиротворение, честность). Процесс преобр. мира занимает длит.время, поэтому аристократия д. явл. носительницей идей стоицизма и постоянно воспитывать граждан. Сенека – сторонник всемир.гос-ва, т.е. об-ва, где кажд.ч-к явл.гр-м и труд-ся на общее благо. Форма гос-ва знач-я не имеет, главное – разумность граждан.

Эпиктет (был рабом, затем вольноотпущенником) – ч-к д. постоянно нравственно самосовершенствоваться, осуждал рабство, критиковал чрезмерное богатство рим.вельмож. Мудрый рабовладелец отн-ся к рабам так, как он хотел бы, как относились к нему, если бы он был рабом (похоже на нравств.императив Канта). Кажд.ч-к подчинен судьбе,а судьба – череда хаотич. и случ.событий, напр-х на испытание ч-ка. В об-ве преоблад. злые люди, поэтому злых событий больше. Выход в благе, т.е. знание о благе, боге. Это знания мудрого ч-ка, кот. раскр-т хар-р судьбы, позвол. выявить закономерности судьбы, подготовиться к ним. Знания нужны, чтобы ч-к жил в соотв. с судьбой, б. счастлив при любых обст-х. К.-л. телес.активность, стремл. к богатству, власти – лишь обст-во для беспокойства, поэтому лучше всего ничего не желать и ко всему быть готовым (ф.созерцание). Гл.ценность в жизни ч-ка – он сам, то, что он хочет получить от жизни. Единств.способ стать счаст-м – нравств.соверш-во. Делай только хорошее и ничто не б.беспокоить ч-ка. Гос-во также подчинено судьбе. Все д. идти своим путем, соответ-но с судьбой.

Марк Аврелий Августин (был императором, ист.обстановка – непрекращающиеся внутренние войны с варварами; практически всю жизнь провел в походах, о кот. пишет, что они бессмысленны, пишет о неизбеж.гибери Рим.имп., чувствует себя заложником сис-мы, обстановки, чувствует несп-ть упр-ть ситуацией) – судьба – независ. от ч-ка естеств.процесс. Судьба – это з-н, его н.знать. Само гос-во д. издавать з-ны, кот. соотв.судьбе. З-ны д. приним-ся всем чел.мир.сообществом, чтобы б. учтены в з-не пред-я об индивид.благе. Закон – общ.соглашение граждан. Об-во таково, что невозможно сделать правилз-н и обесп-ть себе счастл.жизнь, поэтому на данном этапе каждый сам рещает ?ы обеспеч. себе счастье, блаженства. Для этого нужно с добром отн-ся ко всем, не смотря на зло от других (жена – Аггриппина, супружеская неверность – имя нарицат.). Любые неудачи – «заслуга» самого ч-ка. Судьбу нельзя познать, но м. науч. жить в соотв.с судьбой. Гос-во д.уст-ть з-ны, одинаковые для всех.Разум – общий для всех людей, повелевает делать правильное и запрещает делать неправил. Дух целого требует общения, причем не хаотичного, а упорядоченного. В мире всегда сущ-т подчинение и соподчинение, но т.к. разум общий для всехлюдей, то д. сущ-ть всеобщее единомыслие.

16.Рим.юристы о праве

в Риме не сложилось своей философии, заимствование греч.ф. с расчетом на рационализм рим.хар-ра и соц.заказ по разработке теорий демократии и механизма защиты от узурпации власти. Главные задачи – юр-ки обосновать институты демократии, борьбу плебеев и патрициев, уважение предков – поэтому философия как индивид.учение не б., а появ. рационалистическая гос.картина об-ва.

Гос-во использ. труды рим.юристов в своих целях

Рим.ф. явл. стоической (Ульпиан), рим.юриспр. явл. стоической

Осн.ф.метода – дедуктивно-аксиоматический т.е. они формально, логич.путем созд. ценности, базируясь на аксиомах Аристотеля и стоиков

Дуализм рим.права – цивильное и претор., естеств. и пр.народов. Ест.пр – все люди свободны, равны. При любых спорах рим.юристы обращ-ся к разумности

по преданию, начало светской рим.юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (украл у жрецов З12Т и опубликовал их) и Тиберий Корункания(1й гл.понтифик из плебеев, юриспруд. приобр. чисто свет.хар-р)

деят-ть рим.юристов вкл.: respondere (ответы на юр.?ы част.лиц)cavere (сообщ.нужных формул и помощь при заключ.сделок) agree (сообщений формул для ведения дела в суде)

Классики рим.юриспр. – Гай¸Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин

после Цицерона, в период расцвета рим.юриспр. – сместились оценки в отн-ии fas (нечто богоданное) и jus (все светское, человеческое, вкл.естеств.право, кот. Цицерон еще называл fas, и позитив.право (обыч.пр., лекс, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции императоров)

Ульпиан – деление права на публичное (то, кот. «отн-ся к положению Рим.гос-ва») и частное (то, «кот. отн-ся к пользу отд.лиц» - вкл. естеств.право (натурале), право народов (генциум), цивил.право (сивилл))

Рим.юристы различали равное и справедлив.право и пр, не отвеч. требованиям равной справедливости. Естеств.право – критерий справедливости прав.норм. Несправедлив.прав.норма не м.назыв-ся правом (Павел, Юлиан)

Закон – (общемир., человеч. – лекс) – не только с формал.стороны (универсальность, высш.юр.сила), но и с содержательной (соотв-е треб-м справ-ти)

Вслед за греками оправд-т рабство

В период принципата, домината – активно обосновывали законность и справ-ть законодат. притязаний императоров – полнота зак.вл. императоров – проф.юристы как толкователи, применители, правопреобразователи стали не нужны

17.Аврелий Августин (Августин Блаженный)

Раннее хр-во – труды патристики (отцов церкви)

Хр-во по ф.базе - религ.стоицизм

Христос не отрицал иудаизм, а реформировал его

Рационал.римляне не смогли понять хр-во (1й перевод Ветх.Завета Вульгатта): субъект.идеализм Христа превращается в объективный идеализм (Христос – внутр.наказание, внутр.перевоспитание; искаженное понимание – нарушение з-на влечет внеш.наказание, внеш.авторитет). Христос выразил сомнение в абсолютности блага, выраженного в з-не. Истинное хр-во не м.унифицировать поведение, нормы. Искаженная христ.доктрина возвращается к иудаизму, примату закона.

Аврелий Августин 4-5 вв «О граде божьем», «О свобод.воле», епископ Сев.Афр., получил традиц. антич.обр-е (Аристотель, Цицерон); явл. один из «отцов церкви»;учение Августина использ . в 5 в. католич.церковью для обоснования своих теократич.претензий, подчинения государей верхов-ву папы римского

Начиная с грехопадения (Адам и Ева) люди живут в 2х царствах, вселенная поделена на – 1.град земной – все соц., прав., гос.учреждения, явл. рез-м греховности ч-ка, в конце концов рухнет – конец челов-ва ; греховен, но обязан стремится к Богу 2.град божий – община праведников, след. божеств.установл-м, церковь – лишь преддверие града божьего

Ч-к обладает свободой воли: жить по-христиански (делать добро), или по-земному (удовлетворять свои потребности). В соотв. с этим все чел.об-во делится на неравные части: град божий (истин.хр-не: не делать зла, делать только добро)и земной град (плохо соблюдают хр.запрет).

Аврелий первый выступал за насильств.распространение хр-ва

ФП как и у Аристотеля – правил. и неправил. (критерий – соблюдение хр.норм)

Право как и у стоиков – естеств. (божественное, судьба, воля Бога) и позитивное

Любое преступление д.б. наказано без учета прощений (а ведь именно Христос говорил о прощении)

Гос-во возн. в ходе естеств.эволюции, предопределенной Богом. Адам и Ева – грехопадение – дьявольск.начало, кот.нужносдерживать – гос-во, право. Люди объедин. в гос-во для обеспеч. внутр.мира и внеш.безопас. путем закл. обществ.дог-ра, налог. друг на друга взаим.обязанностей. Обществ.дог-р – в интересах целого, а не части. В естеств.состоянии у людей соб-ть была общая, кажд. брал из общ.запаса то, что нужно, все излишки использ. для общ.благ и нужд. Так д.б. и в гос-ве. Им-во церкви д. использ. в общ.инт-х, ради общ.блага

не отрицал рабство – лучше б. рабом у ч-ка, чем рабом у похоти; тем не менее порабощение – грех для христианина; рабство явл. естеств. и неизбежнымвплоть до Суд.дня

Власть королей делегирована богом, цель вл. – обеспечение справ-ти, согласия

Форма гос-ва: соверш.не выдел. Делит формы г. по религ.-морал.признаку на правил.(там, где соблюд.право)и неправил. (несправедлив.арситократия – клика, несправ.царь – тиран). Любая правил форма м.б.терпима, если уваж. бога и ч-ка

Отд.ч-к – не цель в себе и для себя, а только сред-во в осущ.божеств.порядка; причина вселенского зла – в свобод.воле, ее извращенности

Важнейш.рассматриваемая проблема – церковь и гос-во. Свет. и дух.вл. различны, независимы, но есть соприкосновения – гос-во защищ. церковь от ереси и варваров, ц. воспит-т народ в духе лояльности и гражданственности. Ц.вл. –высшая, т.к. дух.сфера выше мирской, но ничего по поводу прям.подчинения гос-ва церкви не гов-ся. Разработал принцип симфонии (согласия) г. и ц. организационно разделены, но в идей.отн-ии гос-во подчин-ся церкви

18.Фома Аквинский

Средневековье (5-15 вв), преобладание схоластического, религиозного мировоззрения. Католич.церковь не смогла создать Священную Рим.империю в виде католического гос-ва, поэтому ее идеология была направлена на удержание власти над христианами посредством их подчинения монархам. Гл.вопрос – соотношение церкви и государства. Христианская идеология основана на изучении Библии, но к ней имели доступ только священники.

Схоластика(синтез логики Аристотеля и католич.богословия) господствовала почти тысячелетие, за это время удалось обеспечить стабильность евр.народа, уст-ть кул.связи. Сыграла позитивную роль: заложила фундамент евр.консервативной идеологии. С 16 в. – гуманизм, религ.войны и реформация ослабили схоластическую идеологию.

13 в. крупнейший представитель схоластики (попытка рационал. док-ва иррационал.истин); воспринял идеи Аристотеля на благо церкви; основатель томизма (от его им.; символ религ.освещения существ.порядка), единственного учения католической церкви; сейчас неотомизм, оф.ф.католицизма, объявлен Рим.ц. святым. Был ученым, богословом, преподавал в Париже. При жизни не б. признана Ватиканом, но после смерти церковь признала его 5м отцом церкви, святым. Фома Аквинский б. энциклопедистом, знал очень много, обо всех явл-х. Фома Аквинский первый перевел Аристотеля и познакомил с ним Европу, Фома Акв. перенял у Аристотеля системный подход, воспринял многие понятия и классификацию.

Методология – схоластический метод (дедуктивный – от общ.к частному), общее – библия и наука, на их основании следует приходить к выводам для жизни. Не только обосновывал догматы, но и анализировал действит-ть как несоверш.проявл-е божеств.сути, его учение = хр.догматика (августин) + полит.идеи (аристотель)

Идея божеств.создания мира, разум д.б.подчинен вере

Разграничение понятий права и з-на. Закон– властное предписание, напр. на достижение блага. Виды законов: 1) вечный закон – з-н мироздания, благодаря нему все совершается, божеств.разум, управляет всем живым. Ч-к не д.его формулировать; 2) ест.з-н людей – его формулирует ч-к разумный, диктуется природой, исходя из понимания общ. и индивид.блага (похоже на мораль) з-ны общежития, стремл. к самосохр., продолж.рода, лежит в основе обычаев; Соб-ть – элемент естеств.пр., т.к. соб-ть = присвоение продуктов природы; явл.фундаментов позитив.права; 3) позитив.з-н – приним-ся гос-м, правителем на основе ест.з-на так, как его понимает. Созд-е мех-ма защиты, гос.принужд. Т.к. не все правители справедливы, сущ-т законы, наруш. личное благо, но способный обеспечить стабильность и поэтому подлеж. исполнению, а т. з-ны, наруш. божеств.з-ны, такого народ терпеть не д. (инициатива восст. д.б. от церкви); человеч.з-н созд-ся природой, ч-к лишь признает их, придает им четкую форму, санкцию, т.е. позитив.право созд-ся не ч-м, а природой; 4) для неразум.правителей, не способных познать ест.з-н, установлен божеств. и пис.з-н (Библия, решения соборов, дикретарии Пап). Все три вида зак-в (естеств., позитив., божеств.) д. ввести ч-ка в сферу действия вечного з-на. Человеч.з-н менее всего совершенен, если противореч. естеств. или божеств., то его м. не соблюд. Наруш-е любого з-на наказуемо

Право – шире, чем просто норма. Право – реализация справ-ти и порядка, самост. природ.явл-е. Выдел-ся ест.пр., пр.народов, позитив.право и божеств.право (как у Ульпиана)

Характеристика человека: ч-к – существо политическое, единство физического (удовлетворение потребностей) и духовного (общение с себе подобными, политическое общение в рамках семьи, селения, гос-ва). Ч-к – образ и подобие Бога, Божье создание. Впервые сформулировал философию св-ды: ч-к – разум. и волевое сущ-во, поэтому все, что хочет ч-к, - разумно и соответствует необходимости, т.е. свобода – познанная необх-ть. Власть – естественное св-во человека, гос-во возникло по патриархальной теории, ч-к от природы склонен жить в гос-ве.

Ценность гос-ва – власть. Власть – божественное свойство, выступать против власти – грех. Соц.восстания недопустимы. Гос-во обязано, а народ имеет естеств.право получать от гос-ва заботу об общем благе, соблюдение законов (в необх.случаях – восст-е возможно).

В гос-ве выделяется 3 аспекта: гос.власть, способ приобретения власти и ФП. ФП (как и у Аристотеля) делятся на правильные (соблюдение хр.заповедей) и неправильные. Лучш. – монархия (напоминает вл.Бога), но монархия м. стать тиранией, поэтому лучше смеш.форма с преобладанием монарх.элемента. Респ-ка слишком разнообразна, а значит недалека от греха

Существ-е гос-ва – естеств.з-н, ч-к в силу природы стремится к объединению, улучшению своей жизни через него. Семья в полн.мере не м.обесп. безопасн., порядка, полн.удовлетв. дух.и мат.потребн-й. Кроме эвол.развития, возможен и общ.дог-р. Цель гос-ва – общ.благо (Арист-ль), внес религ.момент – цель гос-ва – охрана веры, католич.церкви

Гос.вл. от Бога, но лишь в том смысле, что Бог – творец всего сущего, т.е. использ.власти м. противоречить божеств.установлениям. Гл.признак вл. – издание зак-в

Право на восст. – если правитель заставл. соблюд.несоверш.з-н – признак тирании, такие з-ны не д. соблюд., народ имеет пр.на восст., но любое выступл. против зак.властей – смертный грех; инициатива д. исх. от церкви

Рабство неизбежно, это наказание за людские грехи, справ-ть сосл.разделения

Ц. и гос-во – верх-во церкви, но в умер.пределах. Папство – весь христ.мир, Папа – наместник Бога. папство надел. светск.вл. Церк.вл- душа, свет.вл. – тело. Дух.вл. выше светск., мат. Грешников (ереси) след. отстранять от власти

Оправдание богатства церкви – только праведные м. распр-ть общее достояние (ц.им-во).Призывал к решит.борьбе с еретиками, жесток.борьба с вероотступниками, оправдывал необх-ть инквизиции

19.Средневек.ереси

Ересь – христ.учение, восставшее против католич.доктрины с целью ее реформирования

1 вид ересей – античные теории. Тринитарные споры (о природе Христа). До 4 в. Христос считался чел-м. Арианство: Христос хоть и с божеств.сущностью, но ч-к, ниже Бога.Донатисты: ортодоксально настроены, восхваляли «мучеников за веру», преследовали вероотступников, считали, что Христос предупреждал, что н. исправиться, иначе все попадут в ад.

352 г. – Никейский собор: христ.учения пришли к тому, что Бог – отец, Сын и Дух – 3 сущности в одном божестве. Разногласия прекратились. Войны против еретиков.

 

2 вид ересей. 9 в., юж.славяне, Балканы. Катары (очищение), павликаны (Византия), манихеи выступали за возврат к ранним хр.общинам, папа д.б. лишь проповедником истины, сторонники бедноты и обществ.труда, им-во и феодализация земель – зло. Христ.образ жизни – бедные люди. Чтобы попасть в рай н. работать каждый день, ум.труд негоден.

 

3 вид ересей. 12-13 вв. Альбигойцы и вальденсы (Франция), бюргерская ересь (Англия). Сильные ереси, против них появ. 1ые крест.походы (рыцари, не им.ч.с. и заним. разбоем). Папа – мошенник, выступали за труд.собственность. Мечтали о возврате к раннехр.общинам. Каждый христианин – священник. Авторитетом среди свящ.источников обладает только Библия.

 

4 вид ересей. 14 в. – крестьянско-плебейская (бедные люди) ересь в виде крестьянско-бюргерского восстания, повышенный радикадизм. Смешение языч. и хр.учений. Темная стороны чел.общности, личности, ч-к ходит между светлой (хр.) и темной стороной. Выступали против феодализма, католич. священников и немцев, кот. заполоняли Чехию (гусизм в Чехии). За уравнивание в имущ.сфере

 

20.Марсилий Падуанский

14 в., явл. светский мыслителем и сторонником эмпирики, свои суждения основывал на ист.фактах, пытается б. рационалистом, но получается, что он светский схоласт.

Сторонник Аристотеля: ч-к – существо общительное и политическое. Гос-во возн. естеств.путем, т.к. человеку от природы свойственно жить вместе.

Теория народовластия светского хар-ра. Народ (populus)– не любое множество людей, а только тех, кто отлич-ся богатством, знатностью и ответ-ю (теория сред.класса Аристотеля – знать, купцы, богатые горожане знают, что такое гос-во, их инт-сы пересек-ся с обществ.; им есть, что терять, поэтому только они м. приним. ответств.реш-я). Plebs не облад. гос.мышлением.

Лучшая ФП – электоральная монархия, народ выбирает монархию исходя из справ-ти, вручая ему только исполнит.власть. Монарх несет отв-ть перед народом, народ имеет пр. на восста<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.