Урок 24. Порт
Урок 24. Порт
Цели деятельности педагога
| Познакомить учащихся с работой порта, с профессиями людей, работающих в порту; рассказать об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; учить анализировать готовое изделие, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы, составлять рассказ для презентации изделия; воспитывать интерес к предмету
| Тип урока
| Освоение нового материала, решение практических задач
| Методы и формы обучения
| Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
| Основные понятия и термины
| Лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач; порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел
| Образовательные ресурсы
| · Интернет-ресурсы:
http://works.tarefer.ru/84/100138/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F0%F2
http://www.vladcity.com/diving/knot-sea/history-of-tying-knots
| Наглядно-демонстрационный материал
| · мультимедийная презентация по теме; образцы узлов; аудиозапись песни из мультфильма «В порту» (слова С. Козлова, музыка М. Минкова).
· Видеоряд:
http://www.ln.xinhuanet.com/ztjn/dws/xin_15309080816106098386108.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Djibouti_Port.JPG
http://www.anapa.info/autosized/1000x1000_r/13223912176668.jpg
http://www.engine-market.ua/lib/spaw2/uploads/images/ODESSA-SEA-PORT_3.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4521/130283026.4b/0_5f841_681ad524_XL
http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/012dyy85.jpg
http://www.vrsystems.ru/stati/images/sistemi_bezopasnosti_morskogo_ribnogo_porta.gif
| Продолжение табл.
| http://kaliningrad.rfn.ru/p/b_68851.jpg
http://de.academic.ru/pictures/dewiki/104/harbour_pilot_boarding.jpg
http://www.novosel.ru/i/427999.jpg
http://st.free-lance.ru/users/t-strelnikova/upload/f_4b92a8cbcadc6.jpg
http://www.kvaclub.ru/foto/tramway/tr06_38.jpg
| Оборудование
| учебник, рабочая тетрадь; веревка или шнур
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные умения: познакомятся с работой порта, профессиями людей, работающих в порту; узнают об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; научатся
анализировать готовое изделие, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду людей, работающих в порту; имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
| Продолжение табл.
Организационная структура урока
| Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и моти-
вационная подготовка к усвоению материала.
Сообщение темы урока
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Тихо звучит песня из мультфильма «В порту» (слова С. Козлова, музыка М. Минкова).
– А знаете ли вы, как называется место на берегу моря
или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания?
это порт. Сегодня вы познакомитесь с его работой и научитесь завязывать морские узлы
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| II. Повторение изученного материала
| Проверка домашнего задания
| организует проверку и обсуждение выполнения домашнего задания. Заслушивает сочиненные сказки
| Участвуют в коллективной беседе
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы
| Устные ответы
| III. Изучение нового материала
| Словесно-ил-
люстративный рассказ с элементами беседы «Порт».
Просмотр мультимедийной презентации
| – По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.
Транспортные порты предназначены для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой. Они могут быть разделены на порты торговые и пассажирские, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.).
Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания военно-морского флота.
Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия.
Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Для технического обслуживания и ремонта судов в портах используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеют-
| Слушают учителя, смотрят презентацию; анализируют ин-
формацию, отвечают на вопросы, выполняют задание
| Фронтальная
| Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.
Коммуникативные:
умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, устного ответа товарища, задавать вопросы и формулировать ответы на них.
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
| ся обособленные места – карантины – для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций. Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением – молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками. Знаете ли вы, в каких городах располагаются крупные морские и речные порты? Отметьте их на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5)
|
|
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
|
| Выполнение задания-теста «Работа в порту» (рабочая тетрадь,
с. 62)
| Организует работу над заданием 1, контролирует правильность выполнения
| Выполняют задание
| Индивидуаль-
ная
| Познавательные:логические – осуществляют поиск нужной информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы.
Регулятивные: умеют оцениватьработу по заданным критериям
| Выполнение задания-теста
| Работа с учебником (с. 103): как раз-
| – Рассмотрите слайды или рисунки в учебнике (с. 103) с изображением организации процесса разгрузки судов и расскажите о нем по вопросам:
– С помощью чего разгружаются суда?
– Похожи ли портовые краны на строительные?
| Слушают учителя, выполняют задание, описывают
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание устного ответа товарища;
| Устные ответы. Выполнение задания
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| | гружают суда
| – Куда перегружают грузы в порту?
| процесс разгрузки
|
| умеют задавать вопросы и формулировать ответы на них.
Познавательные:умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу
|
| Работа с учебником
(с. 102–
103): кто
работает в порту?
| – В порту работает очень много людей. И профессии у них самые разные. Там работают и водители, и машинисты, и крановщики. С этими профессиями вы уже знакомы. Давайте познакомимся с новыми профессиями.
прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 102–103).
Посмотрите слайды с изображением работающих людей и определите, какая у них профессия
| Слушают учителя, рассматривают слайды; анализируют информацию, делают выводы
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации
| Устные ответы
| Выполнение задания в рабочей тетради (с. 63)
| Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении заданий 2, 3
| Выполняют задания
| Индивидуаль-
ная
| Познавательные: умеют делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебных пособиях
| Выполнение заданий
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Физкультминутка
| Проводит физкультминутку
| Выполняют упражнения
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Выполнение упражнений
| | |