Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 23. Водоканал. Планируемые образовательные результаты



Урок 23. Водоканал

Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с системой водоснабжения города; дать представление о значении воды в жизни человека и растений, о способах очистки воды и ее экономного расходования; учить анализировать информацию, составлять рассказ, определять количество расходуемой воды; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи
Образовательные ресурсы · Интернет-ресурсы: http://ysa34.ru/article/ancientry.php http://dmc.kubannet.ru/index.fials/Mor_klass/Voda.htm http://s-e-ekizian.narod2.ru/proektnaya_deyatelnost_uchaschihsya/pitevaya_voda/
Наглядно-демонстрационный материал · мультимедийная презентация по теме; образцы изделий, грунт, бутылка с водой. · Видеоряд: http://forexaw.com/TERMs/Industry/Technology/img225235_1-1_SHipot-mdash_podzemnyiy_istochnik_vodosnabzheniya.jpg http://stroyrudom.ru/images/drevnij-vodoprovod-2033.jpg http://www.euroaqua.com.ua/images/china.gif http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/Pont_du_gard.jpg http://polypipe.info//plugins/content/joomthumbnail/upload_images/296_102_69a.jpg http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=70251923-02-72 http://www.i-stroy.ru/fiber/3166
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; воронка, салфетка или кусочек ткани, картон, нож канцелярский, циркуль

Продолжение табл.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: познакомятся с системой водоснабжения города; узнают о способах очистки воды и ее экономного расходования; научатся анализировать информацию, составлять рассказ, определять количество расходуемой воды.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах экономного расходования воды; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания о значении воды, составлять небольшие рассказы, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою.

Личностные: сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов
от загрязнения

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формы организации совзаимодей- ствия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и моти-

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Жизнь на планете Земля невозможна без воды. Как же организовано водоснабжение в наших городах? Узнаем об этом на уроке

Слушают учителя Фронтальная Личностные:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Устные ответы
               

Продолжение табл.

  вационная подготовка к усвоению материала       Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу  
II. Изучение нового материала Словесно-ил- люстративный рассказ с элементами беседы «Из истории водоснабжения». Просмотр мультимедийной презентации – Нужна вода? Открой кран, и она потечет. Кажется, все так просто. На самом деле система водоснабжения имеет долгую историю. Трудно представить Древний Египет или Израиль без цветущих садов, Грецию без бассейнов, Рим без бань и фонтанов. Но все это было бы невозможно без организованного водоснабжения. Что же называется системой водоснабжения? Комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для получения воды из природных источников, ее очистки и подачи потребителям, называют системой водоснабжения.Наиболее древние водопроводные сооружения обнаружены при раскопках в XX столетии: на берегах рек Тигра и Ефрата в Месопотамии; Нила в Египте; Инда в Индии; Хуанхэ в Китае. Римляне строили многочисленные акведуки (водостоки) для доставки воды к городам. Непрерывная подача проточных вод требовалась в общественные бани, туалеты, фонтаны и императорские дворцы и дома горожан. Вода направлялась из семи водопроводов. На протяжении 500 лет в Риме было построено 11 акведуков общей протяженностью 350 километров. Из них только 47 километров были наземными. Смотрят презентацию, слушают учителя; анализируют информацию Фронтальная Личностные:проявляют познавательный интерес к предмету. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют слушать учителя, задавать вопросы для уточнения информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы

Продолжение табл.

    По последним исследованиям ученых, и у жителей Майя вполне могли быть фонтаны и туалеты. Несмотря на простую конструкцию их жилищ, поражают познания жителей в области канализации и водоснабжения. В нескольких местах центральной части Мексики найдены древние керамические трубы. После падения римской империи в эпоху Средневековья наступила эпоха застоя, в том числе и в развитии санитарной техники. Города находились в антисанитарном состоянии, эпидемии уносили тысячи жертв. Начальные сведения об устройстве централизованных городских водопроводов в Европе относятся к XII веку: в конце XII века построен первый самотечный водопровод в Париже; в XIII веке начинается централизованное водоснабжение Лондона; в XV веке строятся водопроводы в немецких городах; в Японии первый водопровод построен в 1590 году в Эдосити (Токио) – акведук длиной 79 км и распределительная сеть из деревянных труб. Использование деревянных труб было довольно распространенным явлением в истории водоснабжения. В конце XIX – начале ХХ века они производились на промышленной основе. Не стала исключением и Канада, леса которой могли поставлять достаточно подходящего дерева для изготовления труб. Деревянные трубы были востребованы и нормально работали. Хотя фабрики прекратили свою деятельность в тридцатые годы ХХ века, водоводы из ее деревянных труб продолжали работать и в шестидесятые годы, через пять десятилетий        

Продолжение табл.

 

  эксплуатации. Из истории развития водоснабжения в России известно, что в XII столетии на Ярославском дворище имелся самотечный водопровод, выполненный из дерева. А первый в Москве водопровод был сооружен еще в 1491 году по приказу великого князя Ивана Васильевича III. Водопровод обслуживал исключительно Кремль и предназначался на случай вражеского нашествия или, как указывала летопись, «осадного ради сидения». Источником воды был родник в подземелье Собакиной башни (ныне это угловая Арсенальная), от которой вода самотеком поступала по кирпичной трубе по направлению к Троицкой башне. Как видите, люди с давних пор осознавали, что без организации системы водоснабжения в городах не прожить        
Беседа «Значе- ние воды в жизни человека и ее экономное расходование» – Почему же нам не прожить без воды? Начнем с того, что наш организм в основном (на 2/3) состоит из воды. Вода помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может прожить без еды 30–50 дней, но без воды он не обойдётся и семи дней. Для чего еще нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, мыть посуду, стирать, мыть полы, окна, поливать цветы и т. д.) Кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения.) Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает очень большой теплоемкостью. Нагреваясь, вода поглощает тепло, а остывая, отдает его и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют те Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы Фронтальная Личностные:сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Устные ответы

Продолжение табл.

    молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках в виде пара. Нам кажется, что воды на Земле очень много, поэтому ее можно не экономить. И действительно, если мы посмотрим на глобус, то увидим, что водой занято 2/3 поверхности планеты. (Показывает глобус. голубым цветом изображены моря и океаны.) Еще вода хранится на Земле в виде льда. – А теперь давайте подумаем, вся ли вода годна для использования людьми? Можно ли пить морскую воду? Использовать ее для полива растений? Нет? А почему? Эта вода соленая. И вот такой воды на земле 97 % и только 3 % пресной воды. – Посмотрите на два сосуда, в которые налита вода. Количество воды в них показывает соотношение соленой и пресной воды на Земле. Использовать мы можем только пресную воду. Так много ли на нашей планете воды? Хватит ли её всем? Да, к сожалению, пресной воды не так уж много и ее уже не хватает. А мы очень часто неуважительно относимся к воде: неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоём, загрязняя его. Теперь мы все чаще говорим о необходимости экономии воды, охране ее от загрязнения. Даже в календаре появился Международный день воды – 22 марта. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?     Познавательные:умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу  

Продолжение табл.

  Мозговой штурм «Экономное расходование воды и защита ее от загрязнения» – Как же можно экономить воду? Давайте выработаем рекомендации по экономному расходованию воды. Рекомендации по экономному расходованию воды и ее защите от загрязнений: 1. Содержать сантехнику в исправном состоянии, вовремя устранять течь воды при закрытых кранах. Неисправный кран может давать утечку до 15 литров воды в день или почти 5500 литров в год. 2. Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране. Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день. 3. Закрывать кран, пока мы чистим зубы, бреемся или моем посуду, – это может сэкономить до 6 литров воды в минуту. 4. Хозяйкам как можно меньше использовать моющие средства для мытья посуды, так как для того, чтобы их смыть, расходуется большое количество воды. 5. Принимать душ вместо ванны, это существенно сократит потребление воды. 6. Мойку машин осуществлять только на станциях, предназначенных для мытья машин. 7. В теплицах использовать капельное орошение Слушают учителя; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют рекомендации Фронтальная Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения, делать выводы. Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей представление о способах экономного расходования воды. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока. Личностные:сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защи- Устные ответы

Продолжение табл.

          ту водоемов от загрязнения  
Работа с учебником (с. 97– 98): организация водоснабжения городов – А теперь рассмотрим, как решается вопрос водоснабжения городов в наше время. Для этого создаются специальные предприятия – водоканалы. Прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 97–98). – Перечислите по нарисованной в учебнике схеме основные технологические процессы, обеспечивающие водоснабжение городов. – Что означают понятия: фильтрация, дезинфекция, резервуар, ультрафиолетовые лучи? – Почему для проверки качества воды используют раков? Слушают учителя, рассматривают ил- люстрации; работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы Фронтальная Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока. Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, рассуждать, формулировать ответы на вопросы Устные ответы
Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Выполнение упражнений
III. Твор- ческая практическая Организация рабочего места Проверка организации рабочего места Организуют свое рабочее место Индивидуаль- ная Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить ра- Устные ответы

Продолжение табл.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.