Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Российская литература и искусство на переломе веков и тысячелетий



4. Российская литература и искусство на переломе веков и тысячелетий

Суть каждого исторического времени, с одной стороны, ярче и точнее всего отражают литература и искусство, а с другой, они сами творят новый мир с его ценностями и смыслами, формируют социокультурный генотип человека.

Состояние российской литературы и искусства характеризуется высокой степенью сложности и противоречивости.

  • Во-первых, это обусловлено самой природой культуры, которую нельзя свести к узкой сфере общественной жизни или совокупности институтов культурной деятельности и результатов художественно-культурного производства, тем более к сегменту рынка, хотя она существует и в такой интернет-прикладной форме. Все эти проявления культуры как человеческой природы и как способа осуществления человеческого в человеке в конкретных социальных и пространственно-временных параметрах и составляют реальное бытие культуры. Его качественные особенности, противоречия и тенденции развития обусловливают становление (или разрушение) человеческого начала во всех сферах жизнедеятельности людей.
  • Во-вторых, нельзя не отметить пока еще далеко не преодоленные препоны на пути социокультурного анализа литературы и искусства: недостаточную научную разработанность его методологии, отсутствие репрезентативной системности проводимых исследований и слишком малый массив научной, особенно социологической информации для объемной квалификации состояния и тенденций развития культуры и искусства в условиях слома одной общественной системы и драматического создания другой.
  • В-третьих, надо признать, что в «бурном потоке» огромных социально-экономических, политических, внутренних и международных перемен подлинная картина происходящего в культуре, особенно художественной, покрыта мраком не только для рядового читателя, зрителя, но и для самого художника. А потому она отличается невероятной сложностью для исследования. В этих условиях культурологические обобщения и выводы лучше всего делать на экспертных оценках самих деятелей культуры и искусства, непосредственно включенных в современный художественный процесс.

Базируясь именно на них, мы и попробуем дать свой ответ – пусть его корректирует каждый несогласный, а главное – время – лучший судья деяний людей и их самих.

последние двадцать лет отечественные литература и искусство не дали ничего достойного тех великих потрясений и острейших, поистине судьбоносных проблем в жизни великого народа, которые случились на переломе двух веков и тысячелетий… Именно поэтому так важно и интересно понять, почему так случилось, что литература и искусство «разбились вдребезги», столкнувшись с реальной действительностью данной эпохи? Тем более общественные предпосылки к новым культурным высотам были... Разве можно отрицать, например, оправданность и творческую продуктив­ность отмены цензуры, обретения художником творческой свободы, исчезновение «железного занавеса» между отечественной и мировой культурой, возвращения в круг чтения литературы русского зарубежья, замалчивае­мых прежде советских и русских писателей, демон­страции снятых с полки фильмов, обращения худож­ников к «белым пятнам» нашей истории, «закрытым» темам человеческих отношений и т.д.? Только ра­дость даже у далекого от искусства человека может вызвать, например, тот факт, что в Москве с 1990-х гг. работает более 200 театров – от Большого до под­вальных, по стране их число еще больше. Формой поддержки и развития этого искусства стали популярные общероссийские (и международные) фестивали «Золотая маска», «Чеховский фестиваль», региональные – «Театр без границ» (г. Магнитогорск) и др. Разве не вселяет оптимизм в жителя «читающей России», что в стране появилось не менее 30 тысяч издательств, около 300 тысяч газет и журналов? За последние 20 лет принципиально обновлена технологическая база книгоиздания в стране. Кинозрители должны бы радоваться тому, что ныне в РФ примерно 250 киностудий, примерно столько же фильмов лет 25 назад выпускали ежегодно все киностудии страны…

Однако, несмотря на эти впечатляющие позитив­ные сдвиги, общий вывод со страниц прессы и в творческих кругах все чаще звучит пессимистически: происходит явное вырождение творческого потен­циала российской литературы и искусства; в художе­ственной культуре доминируют разрушительные тен­денции, губительные последствия которых мы пока еще недостаточно осознаем… Свобода слова как высшее проявление демократии обратилось несвободой духа. Весьма авторитетный критик И. Золотусский в эссе «Интеллигенция: смена вех» поднял вопрос о повальном грехе постсоветской интеллигенции — непонимании того, что свобода, какой-то десяток лет назад «нежданно-негаданно» свалившаяся на нас, есть в действительности не наращивание прав, а прирост обязанностей. Нас не то что даже не поняли бы интеллигенты старого времени, пишет он в очерке: они, увидев нас, смутились бы. «Пожалели бы нас за наш бедный – советский – антисоветский – идеал, который и продиктовал нам столь тощее представление о свободе». Многие деятели искусства и литературы вынуждены констатировать, что и искусства как такового, и текущей литературы просто нет (критик Ж. Голенко, поэт Ю. Кублановский), киноискусство доразвивалось до «саморазрушения»3, положение нынешней драматургии точнее всего определить как драматическое, происходящее на эстраде (как надо говорить теперь – в шоу-бизнесе) известный певец Александр Градский охарактеризовал как «интеллектуальную и творческую катастрофу»…

Аргументы пессимистов трудно оспоримы: сбросив прежние идеологические и цензурные оковы, со­временный российский художник очутился в не­проходимых рыночных джунглях, где тяжело вы­жить, не то что добраться до художествен­ного Олимпа. «Белые пятна», исчезновению ко­торых в нашей советской истории радовались читатели и зрители, оказались залитыми сплошной черной краской, да еще в таком избытке, что заодно ее хватило и на всю остальную историю России. Шквал новых имен в искусстве привел к резкому падению профессионализма, кроме то­го, большинство модных писателей, художников и т.д. оказались, по выражению известного театрального критика Бориса Любимова, прежде всего «кузне­цами собственного счастья», пришедшими в творчество потому, что молот, необходимый для этого, показался им не слишком-то тяже­лым… Количество издательств и киностудий увеличивается, с необъяснимой закономерно­стью снижая качество производимых фильмов и содержание выпускаемых книг… Сегодня удручающая арт-статистика 1990-х годов сметена валом издаваемых книг, газет и журналов, каскадом новых радио и телеканалов, снятых телесериалов, каждый из которых по продолжительности превышает половину лент запасников Госфильмофонда, огромным количеством фильмов, дисков на электронных носителях. Это если даже не упоминать Интернет, в бесконечной виртуальной бездне которого присутствует столько художественной (впрочем, и не вполне художественной) информации, что проблема уже не в том, что прочитать, посмотреть, услышать, а как это успеть сделать…

Беспристрастная оценка происходящего требует признать исключи­тельно противоречивый характер изменений, которые еще, к тому же, не окончились – все мы явно нахо­димся в их бурлящем потоке.

5. Культура как национальная идея России в ХХI в.

В марте этого года в Иркутском национальном исследовательском техническом университете при сотрудничестве с Иркутской региональной общественной организацией «Рериховское культурное творческое объединение» и Иркутским отделением Международной Лиги Защиты Культуры прошла конференция под названием «Культура как национальная идея России». У человека со стороны появится улыбка: «Мол, авторы - мечтатели, живут в абстрактных понятиях их тема совсем не актуальна, когда проблем иных с всякими кризисами и так хватает». Но давайте разберёмся, что же такое Культура и на сколько она абстрактна… Когда ребёнка с малых лет учат говорить «спасибо», здороваться, проявлять иные примеры уважения к людям, мы можем сказать, что этому ребёнку прививают элементы Культуры. И после, со временем, когда «спасибо» становится не автоматически сказанным словом, а искренним выражением благодарности, человек наполняется высоким светлым чувством и, более того, тот, к кому эта благодарность проявлена, начинает ответствовать взаимностью. Таким образом, выстраивается сердечный мост взаимопонимания. Мы можем сказать, что в этом есть Культура, Культура взаимоотношений. Когда мать заботливо указывает на цветок в лесу, и ты вглядываясь наполняешься восторженным чувством от увиденной красоты. Тогда приходит понимание, что красотой наполнено всё вокруг. И любовь к природе становится неотъемлемой частью тебя. Да. И в этом тоже будет Культура.

Когда поход в музей, в храм искусств, перестаёт быть мучительной болью в ногах. Когда наше сердце начинает вибрировать на нечто высокое и сказочно-реальное в картинах. Тогда благодарность наполнит нас к тем, кто создавал эти произведения и к тем, кто с детства водил нас в музеи и прививал любовь к прекрасному. И в этом Культура будет непременным участником. Когда музыка задевает некие струны в нас, заставляя звучать восторженно на гармонию в ней, в этом будет наше понимание одной из граней Культуры. Когда в трудный момент твоей жизни, кто-то бескорыстно протягивает тебе руку помощи, тогда ты ощущаешь ту прекрасную Культуру в человеке, которая подвигла его тебе помочь. Когда бытовые проблемы уходят на второй план, от того, что мы осознали нечто более значимое и теперь можем вздохнуть полной грудью. Когда жизнь наша наполняется прекрасными звуками, образами, возможностями проявить своё сердечное участие в чём-либо прекрасном. Тогда мы можем сказать, что нечто утончённое и высокое вошло в нашу жизнь. И во внутренней тишине мы открываем для себя пространство сердца. Именно здесь рождается Культура. Сердечное участие всегда искренно, всегда, по личному убеждению, происходит. Не по приказу, не по долгу службы, не за деньги - тем и ценно. Подвиги героев, действующих бескорыстно «не во имя своё», всегда вдохновляли народное сознание и от малых лет каждого человека, когда тот ещё не обременён проблемами текущего часа. Они, действующие по зову сердца, становились примерами того, как надо жить. Они живые в истинном смысле. Наполнены жизнью, т.е. постоянным стремлением в область прекрасного будущего! Память о них хранит народ! Именно инициативой народной, общественной открывается наиболее значимое и близкое сердцу этого народа. Таким образом, мы можем отметить, что Культура является неотъемлемой частью народного сердца. Если мы будем смотреть не с позиции нужд одного лишь брюха, то поймём, что Культура – это основание жизни. Культура – воздух, напитывающий нас силами к благородным действиям. Культура – огонь подвига, зовущий в прекрасное будущее. Культура – вода, дающая жизнь всем лучшим начинаниям. Мы поймём, что сама жизнь с её постоянным стремлением в область более совершенного напитана Культурой. А нам лишь стоит выкарабкаться из скорлупы собственных страхов и предрассудков и ощутить её всеобъемлющий пульс, звучащий вокруг и в себе самом. Но как не просто это и с какими усилиями происходит хоть какое-то малое продвижение в этом направлении. И зачастую, помимо преодоления в себе мешающих элементов приходится преодолевать непонимание и противодействие из вне. Накануне конференции случилось следующее событие, заставившее посвятить ему круглый стол. 7 марта сотрудники силовых структур и сотрудники министерства культуры совершили беспрецедентное покушение на свободную общественную культуру. Из общественного музея имени Н.К. Рериха в Москве были силой безосновательно изъяты около 200 картин Рерихов. Была остановлена работа музея. Сотрудники музея были в жёсткой форме отстранены от своих обязанностей и удерживались около суток как заложники. Взломанная дверь музея, угрозы сотрудникам музея, пренебрежительное отношение к картинам, шедеврам мировой значимости - всё это происходило при участии органов правопорядка, а главное при участии работников министерства культуры. Картины были увезены в музей Востока, в тот музей, который претендует и на всё Наследие Рерихов в общественном музее и на здание этого музея. И опять человек со стороны скажет: «Какая разница, где эти картины выставлены?». Но надо будет ему сказать, что если мы уважаем творчество художника, мы будем стремиться понять глубже это творчество, понять то, на чём оно строилось. В данном случае творчество Рерихов строилось на философии космизма, философии Живой Этики.

Но именно эта философия является ненужной в представлении музея Востока о Рерихах. Впечатление от картин во многом зависит от того как сделана экспозиция, какой темой объединены картины. В общественном музее Н.К. Рериха есть зал, посвящённый Живой Этике, что является принципиально верным – основополагающей идее отведён один из главных залов. Так же мы будем стремиться уважать то будущее, которое завещал художник для своего творчества, ту форму, которая смогла бы максимально раскрыть потенциал Наследия. В нашем случае С.Н. Рерих ясно изъявил и задокументировал свою волю о том, что Наследие должно быть в общественном музее, который он создал сам, вне подчинения министерству культуры и музею Востока. Объясняя это тем, что в подчинении этим структурам деятельность музея не имела бы той широты и той активности. Его слова подтвердились относительно общественной формы музея успешной работой этого музея более 20 лет, многочисленными российскими и зарубежными наградами за деятельность этого музея. Его же слова подтвердились и относительно министерства культуры и музея Востока. То, что происходит последние несколько лет, беспрецедентные притеснения музея, и как апофеоз всего этого, события 7 марта, говорит, во-первых, о нескрываемой неприязни упомянутых выше двух структур, а точнее ряда чиновников в них, к общественному музею имени Н.К. Рериха; во-вторых, это говорит о непонимании ими сути Наследия Рерихов, имеющего мировое значение, на управление которым они претендуют. Характер их действий далёк от той атмосферы сотрудничества и миротворчества, которой наполнено Наследие. Также человеку со стороны нужно будет знать, что увезённые картины в музей Востока не обязательно будут выставлены для зрителя. Ведь во владении государственных структур находится большая коллекция картин Рерихов. Часть из них находится там вопреки воли С.Н. Рериха. Эти картины там уже очень продолжительное время. И томятся они в запасниках посмотреть их простой человек не может. То, как сотрудники общественного музея пытаются самоотверженно выполнить волю С.Н. Рериха, вызывает огромное уважение к ним. Действуют по совести! Противостоящие им, на общее обозрение показывают, кем являются на самом деле! Возвращаясь к конференции, нужно сказать, что участники во время обсуждения на круглом столе сложной ситуации с общественным музеем Н.К. Рериха в Москве единогласно приняли решение ввести в текст резолюции пункт о поддержке Международного Центра Рерихов и его общественного музея. В рамках конференции докладчики представили доклады по следующим направлениям: «Роль культуры в развитии человека и общества», «Культура - синтез искусства, науки и религии (философии)», «Пространство Культуры – будущее России», «Сибирь ХХI века в условиях культурного многообразия и взаимодействия». Всего было зачитано около 30 докладов. Учёные, преподаватели вузов, школ, педагоги и воспитатели детских садов, студенты и школьники - каждый в своей сфере отметил необходимость Культуры, не как абстрактного понятия, но как активной действующей силы, способной менять нашу жизнь к лучшему! Россия, наша Родина, пережившая многие испытания, взрастившая немало настоящих героев известных и неизвестных, достойна того, чтобы Культура в её истинном значении стала национальной идеей. Как дань памяти всем самоотверженным труженикам на общее благо! Как жизненная необходимость! Культура!

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.