Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинарское занятие №8. Этапы развития культуры



Семинарское занятие №8

Этапы развития культуры

1. Русская культура на рубеже XIX-XX вв.: поиск новых ценностей

Конец ХIХ – начало ХХ веков стал переломной эпохой во всех сферах социальной, политической и духовной жизни страны. Бурная политическая жизнь, противоречивые социально-экономические процессы привнесли в общественное и художественное
сознание новые черты и особенности. Это был период острейших социальных конфликтов, резкого обострения идеологической борьбы, в том числе и в искусстве.

ХХ век, начавшийся для России войнами, поставил под сомнение многие общепризнанные ценности. Первая русская революция в 1905 г. привела страну на грань национальной катастрофы. Попытки преодолеть ее, найти пути выхода из создавшейся ситуации, разработка различных проектов и программ, немедленно реализуемых на практике, осмысление ее и отражение этого осмысления творческой интеллигенцией до сих пор остаются в поле внимания
историков, философов, ученых.
Экономическое развитие России рубежа веков, ставшей на путь буржуазной модернизации, имело свою специфику. Широкое применение новейших достижений научно-технического прогресса изменило темп и уклад жизни, весь облик огромной страны.
Период конца ХIХ – начала ХХ веков вошел в историю русской культуры под названием "серебряного века".Серебряный век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, прошедшего и настоящего, озаряемого грядущим. Это время отказа от "социального" человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно философский Ренессанс. Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

Особенностью культурного развития рубежа ХIХ–ХХ веков является еще большая, чем в предшествующий период, демократизация,
резкий рост интереса к знаниям, образованию у самых широких народных масс, огромное внимание общественности к вопросам просвещения. Рубеж столетий был ознаменован значительными достижениями в различных областях науки. Центрами консолидации научных сил страны продолжали оставаться Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские и международные съезды ученых.
На рубеже ХIХ–ХХ веков в мировой науке были сделаны важнейшие открытия. Русские ученые внесли свой вклад в исследование новейших проблем естествознания.

Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей", поисков новых форм. Характерными чертами художественной жизни начала века становятся одновременное существование различных направлений, течений, группировок, синтез искусств.

2. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности

Антиномия– в диалектическом смысле слова признание объективных противоречий, выражающих процесс развития - в данном случае - культуры. Каждой отдельной эпохе в развитии любой страны, в том числе и России, соответствует определенный тип культуры, обладающий конкретно-историческими характеристиками: социально-экономическими, идейно-политическими, художественно-эстетическими, нравственно-гуманистическими, ценностно-смысловыми. Феномен отечественной культуры советского времени занимает совершенно определенное место в истории России. Это - один из наиболее значительных и одновременно сложных, антиномичных, драматических и героических периодов в истории борьбы не только русского народа, но и всего многонационального народа СССР за идеалы Социальной Справедливости иСоциального Равенства. В этом заключены как исходный ценностно-смысловой пункт самого исторического периода, так и содержание, направленность русской национальной и всей советской многонациональной культуры, их значимость, поучительность, драматизм и даже трагизм отдельных сторон процесса социокультурного развития. В настоящее время к советской культуре среди ученых, не говоря о политиках и обывателях, нет однозначного отношения. Одни относятся к ней отрицательно, именуя ее "тоталитарной" , "вриокультурой", и даже полагают, что в советское время "над культурой нависла Варфоломеевская ночь» . В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Ряд художников (М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

3. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: состояние и тенденции

Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции а сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы "сверху". Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8-12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения, и ценности многих художественных произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка. Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира. Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене. Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила, популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.