|
||||||||||||||||
Функции конфликта» ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3. «Функции конфликта»
4.Причины педагогических конфликтов: Н. Б. Мельник называет целый ряд противоречий, возникающих в образовательном процессе: • Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью образования и личными целями участников педагогического процесса, между общей целью образования и частными методическими целями, между личными целями учащихся-воспитанников и задачами коллективной деятельности. • Противоречия между уровнем теоретической подготовки педагога и его практическими умениями. • Противоречия между задачами образования (воспитания, обучения, развития) и используемыми методами, приемами, формами и средствами педагогической деятельности. • Противоречия между содержанием образования и представлением заказчиков образования об образованности. • Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся. • Противоречия между возможностями учащихся (их «зоной ближайшего развития») и задачами урока. • Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения. • Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности. • Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения. • Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся. • Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребенка. · Низкий уровень правовой культуры участников педагогического процесса · Противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к ее удовлетворению · Проблема содержательного и методического несовершенства учебно-воспитательного процесса · Низкий уровень коммуникативной культуры учителей · Психологическая некомпетентность педагогов
М. М. Рыбаковой предложена следующая классификация причин педагогических конфликтов:
· Конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект).
· Конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса.
· Конфликты в области межличностных отношений (т. е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально-психологическими, социально-психологическими). С. Ю. Темина конкретизирует объективные и субъективные причины педагогических конфликтов. К объективным причинам относятся: • Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка. • Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). • Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.). • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»). • Зависимость ученика от учителя. • Необходимость оценивания учащихся учителем. • Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. • Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми. • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. • Социальная нестабильность и др. К субъективным причинам относятся: • Психологическая несовместимость учителя и ученика. • Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т. д.). • Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. • Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований. • Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей). • Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. • Чрезмерная загруженность учителя или ученика. • Вынужденная бездеятельность ученика. • Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. • Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
|
||||||||||||||||
|