Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции конфликта»



3. «Функции конфликта»

Функции конфликта

конструктивные деструктивные
конфликт служит источником развития личности, ее самосовершенствования негативное воздействие на психическое состояние его участников; психологическое (а порой и физическое) травмирование оппонентов
выявляет источник разногласий, противоречий, что позволяет найти способы их устранения стресс, повышающий вероятность соматических и психических заболеваний
снимает психологическую напряженность, избавляет субъектов конфликта от фрустрации снижение эффективности деятельности участников конфликта
способствует сплочению группы, укрепляет неформальные отношения в коллективе рушение формальных и неформальных отношений
выявляет, «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистически е ценности членов школьного социума. психологический дискомфорт в общении и совместной деятельности, что, безусловно, не способствует преодолению противоречий, имеющихся в субъектно-субъектных отношениях

4.Причины педагогических конфликтов:

Н. Б. Мельник называет целый ряд противоречий, возникающих в образовательном процессе:

• Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью образования и личными целями участников педагогического процесса, между общей целью образования и частными методическими целями, между личными целями учащихся-воспитанников и задачами коллективной деятельности.

• Противоречия между уровнем теоретической подготовки педагога и его практическими умениями.

• Противоречия между задачами образования (воспитания, обучения, развития) и используемыми методами, приемами, формами и средствами педагогической деятельности.

• Противоречия между содержанием образования и представлением заказчиков образования об образованности.

• Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся.

• Противоречия между возможностями учащихся (их «зоной ближайшего развития») и задачами урока.

• Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения.

• Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности.

• Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения.

• Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся.

• Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребенка.

· Низкий уровень правовой культуры участников педагогического процесса

· Противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к ее удовлетворению

· Проблема содержательного и методического несовершенства учебно-воспитательного процесса

· Низкий уровень коммуникативной культуры учителей

· Психологическая некомпетентность педагогов

 

М. М. Рыбаковой предложена следующая классификация причин педагогических конфликтов:

 

· Конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект).

 

· Конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса.

 

· Конфликты в области межличностных отношений (т. е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально-психологическими, социально-психологическими).

С. Ю. Темина конкретизирует объективные и субъективные причины педагогических конфликтов.

К объективным причинам относятся:

• Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

• Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

• Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).

 • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

 • Зависимость ученика от учителя.

• Необходимость оценивания учащихся учителем.

• Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

• Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

 • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

• Социальная нестабильность и др.

К субъективным причинам относятся:

 • Психологическая несовместимость учителя и ученика.

• Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т. д.).

• Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

 • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

• Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

 • Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

• Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

 • Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

 • Вынужденная бездеятельность ученика.

• Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

 • Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.