|
|||
Тема: Звонкие и глухие согласные звукиСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: Звонкие и глухие согласные звуки Ход урока 1. Организационный момент. Введение в тему.
Введение
Отгадайте загадки:
В одежде богатой, да сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнца. Крот. У этого крошки Столбики-ножки. Глаза-поварёшки, А ушки покуда С кухонное блюдо. Слон Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе это зверь Рысь. - Вот так лошадка! – Воскликнул Андрейка, - Словно большая Тетрадка в линейку. Зебра Понаблюдайте за словами-отгадками. В каждом слове первая буква обозначает согласный звук. В слове крот первый звук [к]. Это глухой согласный звук . Он произносится с шумом. В слове рысь первый звук [р]. Он произносится с голосом. Значит, ~ это звонкийсогласный звук. ~ Дайте характеристику первым звукам в словах слон и зебра. Назовите тему урока. 2. Актуализация знаний Актуализация знаний Вспомните! Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся с шумоми голосом, - звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся толькос шумом, - глухиесогласные звуки. Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости. Произнесите парные согласные звуки:
Б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с, д - т И мягкие парные согласные звуки:
Б' - п', в'- ф', г' - к', з' - ~ с', д' - т' В русском языке таких пар одиннадцать.
Если заменить в словах парный звонкийсогласный на парный глухой – получится новое слово: Жар – шар, ~коза – коса,~ борт – порт,~ голос – колос, ~день – тень.
Запишите пары этих слов. ~ Приведите свои примеры. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Чистописание Пропишите букву л и слоги-слияния ло, ле, лё, ли На другой строчке запишите слова: лошадь, лёд, леопард Какое слово «лишнее»? ~ Обратите внимание! В конце этих слов произносятсязвуки [т]или [т'] . А пишется буква д. В данном случае звучание парного согласного на конце слова не совпадает с его обозначением буквой. Поэтому такие слова надо проверять: Лошадь – нет кого? лошади; лёд – ледок; леопард – леопарды
Объяснение материала
Среди родственных (однокоренных) слов найдите слова, в которых произношение и написание парных согласных не совпадает. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. Городок, загородный, город, городки. В первой группе родственных слов произношениеи написание парных согласных не совпадает в словах: хлеб – на конце слова и в слове хлебцы в серединеслова перед глухимсогласным. В этих словах мы произносим и слышим звук [п], а пишем букву. Во второй группе родственных слов произношениеи написание парных согласных не совпадает в словах: город и городки. Глухой согласный звук [т] на письме обозначен буквой Д Чтобы поменьше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих… Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на концеслова или перед глухим согласным, надо проверять, подбирая проверочные слова:
|
|||
|