Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Звонкие и глухие согласные звуки



Тема: Звонкие и глухие согласные звуки

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

   

    Введение

 

Отгадайте загадки:

 

В одежде богатой, да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца. Крот.

У этого крошки

Столбики-ножки.

Глаза-поварёшки,

А ушки покуда

С кухонное блюдо. Слон

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе это зверь Рысь.

- Вот так лошадка! –

Воскликнул Андрейка, -

Словно большая

Тетрадка в линейку. Зебра

Понаблюдайте за словами-отгадками.  

В каждом слове первая буква обозначает согласный звук.

В слове крот первый звук [к]. Это глухой согласный звук . Он произносится с шумом.

В слове рысь первый звук [р]. Он произносится с голосом.

Значит, ~ это звонкийсогласный звук. ~

Дайте характеристику первым звукам в словах слон и зебра.

Назовите тему урока.

2. Актуализация знаний

Актуализация знаний

Вспомните! Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Согласные, которые произносятся с шумоми голосом, - звонкие согласные звуки.

Согласные, которые произносятся толькос шумом, - глухиесогласные звуки.

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.

Произнесите парные согласные звуки:

 

Б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с, д - т

И мягкие парные согласные звуки:

 

Б' - п', в'- ф', г' - к', з' - ~ с', д' - т'

В русском языке таких пар одиннадцать.

 

 

Если заменить в словах парный звонкийсогласный на парный глухой – получится новое слово:

Жар – шар, ~коза – коса,~ борт – порт,~ голос – колос, ~день – тень.                                  

 

Запишите пары этих слов. ~ Приведите свои примеры.

Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

 

Чистописание

Пропишите букву л и слоги-слияния ло, ле, лё, ли

На другой строчке запишите слова:

лошадь, лёд, леопард

Какое слово «лишнее»? ~

Обратите внимание! В конце этих слов произносятсязвуки [т]или [т'] .

А пишется буква д.

В данном случае звучание парного согласного на конце слова не совпадает с его обозначением буквой.

Поэтому такие слова надо проверять:

Лошадь – нет кого? лошади;

лёд – ледок;

леопард – леопарды

 

Объяснение материала

 

Среди родственных (однокоренных) слов найдите слова, в которых произношение и написание парных согласных не совпадает.

Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

Городок, загородный, город, городки.

В первой группе родственных слов произношениеи написание парных согласных не совпадает в словах: хлебна конце слова и в слове хлебцы в серединеслова перед глухимсогласным. В этих словах мы произносим и слышим звук [п], а пишем букву.

Во второй группе родственных слов произношениеи написание парных согласных не совпадает в словах: город и городки.

Глухой согласный звук [т] на письме обозначен буквой Д

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на концеслова или перед глухим согласным, надо проверять, подбирая проверочные слова:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.