Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАМЕЧАНИЯ. на проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Считаю, что данный законопроект подлежит существенным изменениям и доработке. Ряд



ЗАМЕЧАНИЯ

на проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

В настоящее время на сайте regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»(ID проекта 02/04/11-20/00110705). Законопроект находится на этапе общественных обсуждений.

Считаю, что данный законопроект подлежит существенным изменениям и доработке. Ряд положений законопроекта не соответствует действующему федеральному законодательству и принципу правовой определенности. Также законопроект не учитывает остро назревшую необходимость в регулировании наиболее значимых общественных отношений в области обращения с отходами производства и потребления, что, на наш взгляд, приведет к нарушению прав населения на благоприятную окружающую среду.

 

1. Изменение понятия “сбор отходов” может привести к путанице в понятиях, определяющих виды обращения с отходами, и негативным последствиям как для лиц, осуществляющих накопление отходов, так и для окружающей среды.

Законопроектом расширено понятие “сбор отходов” - определяется более широкий круг лиц, который может осуществлять данный вид деятельности. В соответствии с данным понятием сбор может осуществлять абсолютно любое лицо, у которого в дальнейшем есть цель передать отходы на обработку, утилизацию, обезвреживание. При этом законодателем исключена из данного понятия такая цель приема отходов как “размещение отходов”. Отчасти данное понятие возвращено к его предыдущей версии, действующей до 31.12.2017 года. Однако не понятен практический смысл такого нововведения (или вернее частичного возврата к старой редакции 89-ФЗ). Кроме того, данное понятие не отвечает принципу правовой определенности и вносит путаницу в понятийный аппарат.

В ныне действующей редакции есть четкое разграничение: накопление отходов - это временное складирование отходов с целью их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; сбор отходов - это прием отходов именно теми организациями, которые непосредственно осуществляют их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. При этом понятие “накопление отходов” является весьма широким и включает в себя и складирование своих собственных отходов в местах накопления отходов образователями отходов, в том числе физическими лицами, и прием отходов на контейнерной площадке путем установки контейнеров для их складирования, и временное складирование уже раздельно накопленных отходов - в терминологии законопроекта “вторичных материальных ресурсов” компаниями-заготовителями на складах с целью последующей передачи их на обработку и (или) утилизацию.

Предлагаемая редакция закона стирает различия между понятиями “накопление отходов” и “сбор отходов”. Деятельность по накоплению отходов не подлежит лицензированию. Деятельность по сбору отходов I-IV класса подлежит лицензированию. Именно в том числе с целью освобождения от лицензирования той деятельности, где необходимости в лицензировании нет, Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ данные понятия были разграничены. Однако данный законопроект не содержит никаких изменений в регулировании лицензирования деятельности по обращению с отходами. А это означает, что из-за путаницы понятий снова могут предъявляться излишние требования к тем, кто накапливает отходы с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, а за неисполнение таких требований может следовать серьезная ответственность.

То, что круг тех, кто может осуществлять сбор отходов расширен, а из целей приема исключено их размещение, вряд ли приведет к тому, что отходы перестанут захораниваться, а скорее может привести к возникновению дополнительных организационных трудностей и как следствие к снижению уровня надлежащего обращения с отходами I-IV классов опасности. В то же время остался за рамками правового регулирования прием отходов с целью их размещения, в том числе операторами, которые осуществляют захоронение отходов. Получается, что деятельность по приему отходов с целью их обработки, утилизации и обезвреживания может подлежать лицензированию (например, установление накопителя для батареек, прием отработанной оргтехники), а деятельность по приему отходов с целью последующего их захоронения, в том числе организациями, осуществляющими деятельность по захоронению - нет.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, по сути понятие “сбора отходов” приведено в соответствие с «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (далее - ОКВЭД). Действительно, есть расхождения в понятии “сбор отходов” в действующих нормах 89-ФЗ и ОКВЭД. Так, согласно ОКВЭД, группировка “сбор отходов” 38.1 включает в том числе сбор бытовых отходов и отходов с предприятий посредством урн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д. Однако представляется странным, что федеральное законодательство приводится в соответствие с нормативным правовым актом куда более низкого уровня в иерархии нормативных правовых актов (ОКВЭД утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Если уж и приводить в соответствие данные понятия в указанных нормативных правовых актах, то, наоборот - ОКВЭД должен приводится в соответствии с 89-ФЗ.       

Необходимо учитывать, что ОКВЭД в первую очередь создан для формирования официальной статистической информации. Также указание кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ И ЕГРИП может влиять на налоговые правоотношения, правоотношения по уплате страховых взносов, а также на предоставление мер гос. поддержки субъектам предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности в соответствии с ОКВЭД. Однако предлагаемое в законопроекте понятие “сбора отходов” не может повлиять на такие отношения, приведение указанного понятия в соответствии с ОКВЭД не имеет правового значения.

Считаю, что необходимо стимулировать лиц, ответственных за организацию накопления отходов, а также региональных операторов по обращению с ТКО, организовывать именно раздельное накопление отходов с целью передачи отходов на переработку. Однако расширение понятия “сбор отходов” в силу отсутствия в нем правовой определенности такому стимулированию не может способствовать.

     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.