Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средства. Методические приемы



Средства

Доз-ка

Методические приемы

по организации по обучению
I И.п. – о.с. 1 – руки вперед ладонями книзу; 2 – руки в стороны ладонями кверху; 3 – руки вверх, наклон головы назад; 4 – дугами наружу руки вниз. 9 раз Комплекс проводить при фронтальной форме организации занимающихся. Выполнить перестроение уступами на 6-3-на месте. Следить за точностью положения рук. Добиваться, чтобы пальцы кистей были сомкнуты. Постепенно увеличивать темп. Следить за выполнением под счет. Последние 3 повторения выполнить с закрытыми глазами.
II

 

Запись ОРУ в соответствии с устоявшимися правилами дает следующие преимущества:

1.Компактность записи.

2.Облегчение взаимопонимания специалистов.

Однако следует учитывать, что при объяснении упражнений в ходе работы с неспециалистами злоупотреблять терминологией неуместно. Для достижения взаимопонимания можно использовать дополнительные пояснения, адаптировать специальную терминологию к уровню восприятия занимающихся.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

 

Процесс составления ОРУ с полным основанием можно назвать конструированием. Преподаватель, подобно конструктору, выбирает из огромного количества возможных движений (заготовок) нужные для решения конкрет­ных педагогических задач и компонует их рациональным образом в целостное упражнение. Представим в общих чертах ход этого процесса.

Исходная база конструирования упражнений – анатомически возможные движения в суставах: сгибания и разгибания, отведения и приведения, пронация и супинация, вращения. Движения отдельных частей тела ограничены, а их сочетания практически безграничны.

В основе конструкторской деятельности преподавателя по составлению упражнений должна быть цель (для конкретного ОРУ – качественное воздействие с требуемой направленностью на заданные мышечные группы). Эта цель, как правило, должна сопровождаться сопутствующими задачами: формировать и совершенствовать двигательную функцию, удовлетворять эстетические потребности человека (красота движений, эмоциональность).

Непосредственное конструирование упражнения можно представить в следующей последовательности.

1.Определение исходного положения. Исходное положение – это стержень, на который нанизываются движения. Оно определяет взаимное расположение звеньев тела, а от этого зависят направление, амплитуда, степень мышечных усилий при выполнении движения.

Рассмотрим три разновидности исходных положений:

а) так называемые «изолирующие» положения, содействующие закреплению тех частей тела, которые не должны принимать участия в движении. Например, сед верхом на скамейке почти исключает движения в тазобедренных суставах, что выгодно для «изолированных» поворотов туловища.

б) положения, изменяющие форму и величину опорной поверхности. Например, одно и то же движение – наклон – можно выполнить из стойки, стойки ноги врозь, стойки на коленях, из седа, из упоров, из висов стоя. Изменение опорной поверхности изменяет направленность и величину мышечных усилий при выполнении движений.

в) положения, изменяющие величину плеча силы тяжести той или иной части тела – различные положения рук, удлиняющие плечо силы тяжести и тем самым увеличивающие степень напряжения мышц. Так, например, поднимать туловище из положения «лежа на спине» в сед в положении «руки вверх» труднее, чем используя руки, поставленные на пояс.

2. Определение движений. Движения можно подразделить на:

а) изолированные – движения одной частью тела при фиксации остальных (рис. 58). Например:

Рис. 58

 

Простейшие ОРУ строятся на одном изолированном движении.

б) сочетание изолированных движений – последовательные движения разными частями тела (рис. 59). Например:

 

Рис. 59

 

в) совмещенные движения – одновременные движения несколькими частями тела (рис. 60). Например:

Рис. 60

 

г) сочетание совмещенных движений – последовательное выполнение различных совмещений (рис. 61). Например:

Рис. 61

 

3.Уточнение распределения движений по счетам. Распределять движения в ОРУ принято на 4 или 8 счетов для удобства их выполнения с музыкальным сопровождением. На последний счет упражнения целесообразно принять исходное положение, иначе упражнение будет неудобно повторять.

4.Уточнение характера движений (напряженно, расслабленно, плавно, резко), темпа выполнения, ритма и амплитуды движений.

 

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ

 

ОРУ редко применяются изолированно. Поэтому преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы ОРУ. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплекс, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации дви­жений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т.п. Второе, что нужно знать при подборе упражнений – контингент занимающихся, их возраст и уровень подготовленности.

Зная, для чего и для кого составить комплекс, остается решить еще два вопроса: какие упражнения включить и в какой последовательности. Ответить на эти вопросы можно просто: включать наиболее эффективные упражнения, в физиологически рациональной последовательности. Но для реального воплощения этих ответов требуются обширные теоретические знания и личный двигательный опыт. Нужно владеть большим объемом упражнений и творчески подходить к их использованию.

Рассмотрим общие методические рекомендации по составлению разминочных комплексов в уроках основной гимнастики:

1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока.

2.Содержание упражнений должно соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся.

3.Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями.

4.Упражнения должны следовать одно за другим в соответствии с принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включать комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.

5.Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работавших мышц.

6. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

К конкретной последовательности упражнений в комплексах существуют разные подходы:

1.Проработка мышечно-связочного аппарата сверху вниз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовый пояс, ноги).

2.Аналогичная проработка, но снизу вверх.

3.Переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти – стопы, локти – колени, плечи – таз, позвоночник).

4.Работа по типу серий «руки – ноги – туловище» (3-5 серий), каждый раз изменяя направленность воздействия.

5.Строгое следование «типовой схеме» с конкретным перечнем направленности воздействия упражнений.

Такое разнообразие подходов свидетельствует, с одной стороны, об очень широких возможностях ОРУ, а с другой – о недостаточной изученности воздействия комплексов различных видов построения на решение конкретных педагогических задач.

Следует признать целесообразность 1-го, 2-го и особенно 3-го подходов в случаях, когда в рамках решения гигиенических задач проводится так называемая суставная гимнастика, целью которой является тщательная проработка всех суставов. А при проведении разминки в уроках основной гимнастики, когда требуется решение сразу многих педагогических задач за короткое время, следует придерживаться 4-го и 5-го вариантов. К выполнению комплексов ОРУ приступают после предварительной общей функциональной разминки с включением разновидностей ходьбы и бега.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.