Запись ОРУ в соответствии с устоявшимися правилами дает следующие преимущества:
1.Компактность записи.
2.Облегчение взаимопонимания специалистов.
Однако следует учитывать, что при объяснении упражнений в ходе работы с неспециалистами злоупотреблять терминологией неуместно. Для достижения взаимопонимания можно использовать дополнительные пояснения, адаптировать специальную терминологию к уровню восприятия занимающихся.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Процесс составления ОРУ с полным основанием можно назвать конструированием. Преподаватель, подобно конструктору, выбирает из огромного количества возможных движений (заготовок) нужные для решения конкретных педагогических задач и компонует их рациональным образом в целостное упражнение. Представим в общих чертах ход этого процесса.
Исходная база конструирования упражнений – анатомически возможные движения в суставах: сгибания и разгибания, отведения и приведения, пронация и супинация, вращения. Движения отдельных частей тела ограничены, а их сочетания практически безграничны.
В основе конструкторской деятельности преподавателя по составлению упражнений должна быть цель (для конкретного ОРУ – качественное воздействие с требуемой направленностью на заданные мышечные группы). Эта цель, как правило, должна сопровождаться сопутствующими задачами: формировать и совершенствовать двигательную функцию, удовлетворять эстетические потребности человека (красота движений, эмоциональность).
Непосредственное конструирование упражнения можно представить в следующей последовательности.
1.Определение исходного положения. Исходное положение – это стержень, на который нанизываются движения. Оно определяет взаимное расположение звеньев тела, а от этого зависят направление, амплитуда, степень мышечных усилий при выполнении движения.
Рассмотрим три разновидности исходных положений:
а) так называемые «изолирующие» положения, содействующие закреплению тех частей тела, которые не должны принимать участия в движении. Например, сед верхом на скамейке почти исключает движения в тазобедренных суставах, что выгодно для «изолированных» поворотов туловища.
б) положения, изменяющие форму и величину опорной поверхности. Например, одно и то же движение – наклон – можно выполнить из стойки, стойки ноги врозь, стойки на коленях, из седа, из упоров, из висов стоя. Изменение опорной поверхности изменяет направленность и величину мышечных усилий при выполнении движений.
в) положения, изменяющие величину плеча силы тяжести той или иной части тела – различные положения рук, удлиняющие плечо силы тяжести и тем самым увеличивающие степень напряжения мышц. Так, например, поднимать туловище из положения «лежа на спине» в сед в положении «руки вверх» труднее, чем используя руки, поставленные на пояс.
2. Определение движений. Движения можно подразделить на:
а) изолированные – движения одной частью тела при фиксации остальных (рис. 58). Например:
Рис. 58
Простейшие ОРУ строятся на одном изолированном движении.
б) сочетание изолированных движений – последовательные движения разными частями тела (рис. 59). Например:
Рис. 59
в) совмещенные движения – одновременные движения несколькими частями тела (рис. 60). Например:
Рис. 60
г) сочетание совмещенных движений – последовательное выполнение различных совмещений (рис. 61). Например:
Рис. 61
3.Уточнение распределения движений по счетам. Распределять движения в ОРУ принято на 4 или 8 счетов для удобства их выполнения с музыкальным сопровождением. На последний счет упражнения целесообразно принять исходное положение, иначе упражнение будет неудобно повторять.
4.Уточнение характера движений (напряженно, расслабленно, плавно, резко), темпа выполнения, ритма и амплитуды движений.
СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ
ОРУ редко применяются изолированно. Поэтому преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы ОРУ. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплекс, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т.п. Второе, что нужно знать при подборе упражнений – контингент занимающихся, их возраст и уровень подготовленности.
Зная, для чего и для кого составить комплекс, остается решить еще два вопроса: какие упражнения включить и в какой последовательности. Ответить на эти вопросы можно просто: включать наиболее эффективные упражнения, в физиологически рациональной последовательности. Но для реального воплощения этих ответов требуются обширные теоретические знания и личный двигательный опыт. Нужно владеть большим объемом упражнений и творчески подходить к их использованию.
Рассмотрим общие методические рекомендации по составлению разминочных комплексов в уроках основной гимнастики:
1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока.
2.Содержание упражнений должно соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся.
3.Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями.
4.Упражнения должны следовать одно за другим в соответствии с принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включать комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.
5.Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работавших мышц.
6. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.
К конкретной последовательности упражнений в комплексах существуют разные подходы:
1.Проработка мышечно-связочного аппарата сверху вниз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовый пояс, ноги).
2.Аналогичная проработка, но снизу вверх.
3.Переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти – стопы, локти – колени, плечи – таз, позвоночник).
4.Работа по типу серий «руки – ноги – туловище» (3-5 серий), каждый раз изменяя направленность воздействия.
5.Строгое следование «типовой схеме» с конкретным перечнем направленности воздействия упражнений.
Такое разнообразие подходов свидетельствует, с одной стороны, об очень широких возможностях ОРУ, а с другой – о недостаточной изученности воздействия комплексов различных видов построения на решение конкретных педагогических задач.
Следует признать целесообразность 1-го, 2-го и особенно 3-го подходов в случаях, когда в рамках решения гигиенических задач проводится так называемая суставная гимнастика, целью которой является тщательная проработка всех суставов. А при проведении разминки в уроках основной гимнастики, когда требуется решение сразу многих педагогических задач за короткое время, следует придерживаться 4-го и 5-го вариантов. К выполнению комплексов ОРУ приступают после предварительной общей функциональной разминки с включением разновидностей ходьбы и бега.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|