План практических занятий по дисциплине
План практических занятий по дисциплине
«Теория и практика инклюзивного образования»
для студентов группы МРОО 11, МРОО 12
№
| Наименование темы
| Вопросы
| 1.
| Тема 1. Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды
| 1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса.
3. Организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
4. Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса.
5. Преемственность дошкольного и школьного образования.
6. Принципы инклюзивной образовательной среды.
| 2.
| Тема 2. Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды
| 1. Кадровый состав инклюзивного образовательного учреждения (ИОУ). Междисциплинарная команда специалистов.
2. Модель учителя в инклюзивном образовании. Специальная профессиональная компетентность педагога.
3. Тьюторство. Должностные обязанности тьютора в ИОУ.
4. Психолог в ИОУ: должностные обязанности, требования к профессиональной компетентности.
|
| Тема 3. Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения, учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Теоретические основы построения системы сопровождения развития в образовании.
| 1. История становления системы индивидуального сопровождения развития детей в России.
2. Интегративный подход к проблеме становления и развития человека в истории отечественной психологии и педагогике.
3. Международный опыт построения служб и систем комплексного сопровождения развития ребенка.
4. Службы сопровождения в инклюзивном образовании.
5. Помощь учащимся, имеющим нарушения в развитии.
6. Помощь персоналу школ.
7. Помощь родителям детей с нарушением в развитии.
8. Уровни сопровождения: системный и индивидуальный. Службы системного сопровождения.
| 4.
| Тема 4. Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики
| 1. Задачи мониторинга в инклюзивном образовательном учреждении (ИОУ).
2. Требования к организации мониторинга в ИОУ.
3. Этапы мониторинга в ИОУ.
4. Цели инклюзивного образования и критерии их достижения.
Задание.
Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Один вариант на выбор студента. (с задержкой психического развития, с нарушенным зрением, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелым нарушением речи)
| 5.
| Тема 5. Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов
| 1. Методы и методики диагностики детского коллектива ИОУ.
2. Методы и методики диагностики профессиональной компетентности специалистов ИОУ.
3. Методы и методики диагностики личности учащихся с ОВЗ и с нормальным развитием.
4. Критерии и показатели результативности инклюзивного образования.
Задание.
Подготовьте аннотацию 1-2 статей (учебных пособий, монографий) по теме «Норма и отклонение развития человека».
|
Литература:
1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2002. – 156 с. – (Высшее образование).
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. –168 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Директ-Медиа, 2008. - Т. 5. - 804 с.
4. Мухамадиярова Г.Ф. Дефектология: учеб.пособие для студ., обучающихся по направлению подготовки "050400.62-Психолого-педагогическое образование"/ Г. Ф. Мухамадиярова, С. Г. Чипсанова; ред. Р.М. Салимова. - Стерлитамак: Изд-во СФ БашГУ, 2014. – 152с.
|