|
|||
Воспитатель Карпенко О.В.. Цикл познавательных занятий для старших дошкольников, направленных на формирование здорового образа жизниСтр 1 из 2Следующая ⇒ Воспитатель Карпенко О.В. Цикл познавательных занятий для старших дошкольников, направленных на формирование здорового образа жизни "Волшебное зеркало"Занятие № 1
Программное содержание: прививать детям любовь к себе, своему телу и своему организму, создать обстановку психологического комфорта. Оборудование: корзина с зеркалами, камешки желтого цвета (на каждого ребенка), костюм сказочницы, фортепиано, магнитофон, кукла Солнышко, большой мяч, карта звездного неба. Ход занятия
Воспитатель: (в костюме Сказочницы). Знаю, что вы любите сказки. Сегодня я расскажу новую сказку. (Снимает ткань с карты звездного неба). Однажды Солнце собрало все планеты и все звезды на космический совет. Почему? Они узнали, что на Земле дети и их родители много и часто болеют, и решили помочь людям. Солнце сказало: "Давайте, превратим главные силы природы в волшебных мальчиков и девочек. Назовем их юными учителями здоровья и отправим на Землю. Пусть они научат людей заботиться о себе", звезды одобрительно замигали. Солнце продолжало: "Первым юным учителем здоровья будет Солнышко, оно научит детей любить себя и других людей". Закончилась сказка, но… Наступило утро. Вы пришли в детский сад, а у вас гость. (Вносит в группу, надетую на руку куклу Солнышко). Солнышко: Здравствуйте, дети! Меня зовут Солнышко. Я желтого цвета и все состою из солнечных лучиков. Я проникло к вам через стекло, И вот я у вас в гостях. Вас тут так много и я хочу с вами познакомиться. Давайте поиграем!
Проводится психогимнастика "Ласковушка": Дети и воспитатель бросают мяч друг другу, называют ласковым именем того, кому кидают мяч. Солнышко: Вот я и познакомилось с вами. Я радо, что вы по-доброму относитесь друг к другу. Хотите, я покажу вам самое дорогое, что есть на свете? Я принесло волшебные зеркала. (Воспитатель раздает детям из корзины зеркала). Посмотрите в них, и вы увидите…себя. Вы и есть самое дорогое, что есть на свете. А чтобы вы не забыли этой мудрости, давайте выучим волшебные слова, которые вы будете говорить перед зеркалом. Дети смотрят в зеркала и сначала говорят, а затем под аккомпанемент фортепиано поют: Свет мой, зеркальце, скажи правду, путь мне укажи: Кто на свете всех дороже, всех милее и пригоже? Вижу в зеркальце ответ: "Пред тобою меркнет свет! Каждый встречный и прохожий - для себя он всех дороже" Любим мы и пап и мам, но дороже всех я сам! Солнышко: Вот вы и узнали, что каждый из вас есть самое дорогое на свете. Ну а теперь, до свидания. Спешу к другим мальчикам и девочкам. Воспитатель: Ушло Солнышко, но оставило нам желтые камешки (раздает детям). В следующий раз, когда захотим увидеть Солнышко, возьмем в руки желтый камешек, сожмем его в руке и, Солнышко вновь придет к нам в гости.
Занятие № 2 "Я - это кто?" (1 часть)
Программное содержание: учить детей любить себя и окружающих. Дать детям представление, что человек - живое существо. Учить находить сходство и различие между ребенком и куклой. Формировать представление о развитии и изменении человека в течение жизни. Воспитывать чувство привязанности к своей семье, своему роду, друзьям.
Оборудование: корзина с зеркалами, кукла Солнышко, куклы, мяч, фото человека в разные периоды жизни от рождения до старости. Иллюстрации: "Кто как появился на свет: цыпленок из яйца, бабочка из кокона…" Фото семьи.
Ход занятия Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Возьмите желтые камешки, сожмите их в ладошке, зажмурьте глаза и… Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я радо, что вы захотели меня увидеть. Предлагаю вам взять зеркала и посмотреть в них. Каждый из вас видит себя - самое дорогое, что есть на свете. А теперь давайте споем те слова, которые мы выучили с вами в прошлый раз дети поют. Солнышко: Ребята, я часто заглядываю в комнаты к детям. И вот как-то раз я рано утром пробралось в группу и услышало разговор кукол. Они говорили о том, что не хотят жить в кукольном мире, а хотят жить среди людей. Давайте позовем кукол и спросим, так ли это? Куклы: Да-да, мы хотим жить в мире людей. Солнышко: Куклы очень похожи на людей. Но чтобы человек рос и развивался, ему нужно дышать, питаться, двигаться, разговаривать. У кукол есть ноги, но ходить они не могут. Есть руки, но самостоятельно двигаться они не могут, питаться им не нужно. Кукла внутри пустая, а у человека есть органы. Воспитатель: Дети, вы знаете, как куклы появляются на свет? Дети: Их изготавливают на фабрике игрушек. Значит, они неживые. Воспитатель: Давайте посмотрим, как появляются на свет живые существа (рассматривают иллюстрации).
Физкультминутка: Точка, точка, запятая - вот и рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек. Голова большая, круглая такая Но еще ребенок, хоть и без пеленок.
Воспитатель: Кукол изготавливает мастер такими, какими их придумал художник. А ребенок появляется на свет похожим, на кого-нибудь из своих родных. На кого похож ребенок тот, что смотрит из пеленок. Ручкой пухлой нам грозит, лобик морщит и кричит? На кого похож малыш, удивительный крепыш? Глазки, бровки - как у мамы, носик, профиль - как у папы, Весь характером в сестренку, а одет он в распашонку.
Воспитатель: Ребенок может быть похож не только на маму или папу, а даже на бабушку, дедушку, прабабушку и прадедушку. А вы на кого похожи? (Ответы детей) У каждого из вас есть семья. Давайте, перечислим всех членов семьи (дети перечисляют, воспитатель выставляет иллюстрации). У всех людей есть имена. Имена бывают короткие и полные: например, Алеша и Алексей. Взрослых людей называют по имени-отчеству: например, Алексей Сергеевич. Солнышко предлагает детям назвать свое полное и короткое имя. Воспитатель: В течение жизни у человека меняется не только имя, но и внешний облик (дети рассматривают фотографии людей в детстве, юности, зрелом возрасте). Солнышко: Ну, а теперь, дети, мне пора уходить. Надо спешить к другим ребятам. До свидания! Воспитатель: Вот и ушло Солнышко. А нам надо написать письмо, чтобы куклы передали его своим друзьям. В письме обобщаются знания, полученные на занятии (можно нарисовать человека, или ребенка со своей семьей, или ребенка с куклой по желанию детей).
Занятие № 3 "Я - это кто?" (2 часть) Программное содержание: прививать у детей любовь к себе и окружающим. Закрепить понятие, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. Дать краткие сведения об организме и взаимодействии организмов между собой. Учить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Оборудование: Игра - лото "Живая и неживая природа", схематическое изображение человека и дерева. Схематическое изображение внутренних органов. Иллюстрации мужчин и женщин, девочек и мальчиков, разных видов деревьев. Заготовки для аппликации (большой белый лист с голубым кругом, элементы живой и неживой природы), клей, кисти.
Ход занятия Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Тогда давайте его позовем (дети берут в руки желтые камешки и сжимают их). Солнышко: Здравствуйте, ребята! А вот и я. Я очень радо встрече с вами. Вы все живете на одной большой планете Земля. Земля - общий дом для детей и взрослых, птиц и рыб, животных и растений. Одни проклевываются на свет из яйца, другие появляются на свет из тела матери. У одних тело покрыто перьями, у других - чешуей, у третьих - толстой прочной шкурой. Все живые существа относятся к живой природе. К живой природе относятся и растения, т.к. они питаются, растут, дышат. Проводится игра - лото "Живая и неживая природа". После игры выставляется иллюстрация человека и дерева. Дети и воспитатель рассматривают и показывают части. У дерева: корни, ствол, ветви, крона. У человека: ноги, руки, туловище, голова. Выставляются иллюстрации разных видов деревьев. Солнышко: На первый взгляд все деревья похожи друг на друга, но если приглядеться повнимательней, то можно заметить, что каждое из них обладает своим неповторимым обликом. А теперь подойдите к зеркалу (дети встают перед большим зеркалом) Каждый из вас видит себя - самое дорогое, что есть на свете. Посмотрите, одинаковые ли вы все? (нет, разные) Правильно, люди тоже отличаются друг от друга. Высокие и низкие, далекие и близкие, Гиганты, гномы, малыши, слабые и крепыши. Блондины, брюнеты, шатены и всякие аборигены. И папы, и мамы, и дети- роднее их нет на свете. Посмотрите, Саша от Вити отличается цветом волос, Никита от Сережи ростом. Люди отличаются друг от друга цветом кожи. Мальчики и девочки тоже отличаются друг от друга. Рассматривают иллюстрации.
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, до лужайки добежали. На лужайке, на лужайке мы попрыгали, как зайки. Стоп, немного отдохнем, и домой пешком пойдем. Воспитатель: Дерево покрыто корой, а человек - кожей. Внутри каждого из нас есть органы (показ органов человека на таблице). Каждый орган выполняет свою работу. Все органы вместе называются организмом. Если у человека не будет какого-то органа, то он не сможет жить, потому что организм - это единое целое. Пока все органы человека дружно работают - человек здоров. Чтобы быть всегда здоровым, нужно правильно питаться, закаляться, больше двигаться. Человек очень тесно связан с природой. Если долго гулять в сырую холодную погоду, то можно простудиться и заболеть. А если на улице хорошая погода, светит солнце, то и у людей хорошее настроение. Вот и все, что я хотел вам сегодня рассказать. А теперь, дети, мне пора в гости к другим девочкам и мальчикам. До свидания! Воспитатель: Солнышко ушло. А мы с вами давайте, выполним коллективную аппликацию. На большом листе с изображением Земли наклеим частички живой и неживой природы. Ты станешь славным человеком, Найдешь заветную мечту, Ведь ты возьмешь с собой в дорогу Свою сестренку - доброту. Мне быть всегда бы с тобой рядом! А ты расти, а ты взрослей, Как тебя люблю я, Так же люби людей, люби людей.
Занятие № 4 Части тела человека Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к себе, своему телу и организму, продолжать знакомить с частями тела человека. Оборудование: кукла Солнышко, плакат с изображением человеческого тела, внутренних органов, корзинка с зеркалами. Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте позовем к нам в гости Солнышко. Возьмите желтые камушки, сожмите их в ладошке, зажмурьте глаза и… Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я радо, что вы захотели меня увидеть. Сегодня я вам расскажу, из каких частей состоит тело человека. Подойдите к большому зеркалу и посмотрите внимательно на себя, какие части есть у вашего тела. А теперь давайте посмотрим на этот плакат. Дети рассматривают плакат с изображением человеческого тела, называют части: голову, ноги и руки. Ответьте на вопросы: Зачем человеку руки? ( работать, рисовать, лепить и т.д.) Для чего человеку ноги? (ходить, бегать, прыгать) Для чего человеку голова? (думать, говорить, смотреть) А из чего состоит туловище? Воспитатель подзывает ребенка и показывает: вот грудь, живот, спина. Воспитатель: Все части тела нам необходимы: руками мы едим, рисуем, выполняем разную работу, с помощью ног мы можем передвигаться. Голова нужна нам, чтобы думать, на лице у нас есть глаза, чтобы видеть, уши - слышать, нос - дышать и ощущать запахи. И туловище нам необходимо, т.к. внутри него находятся органы: сердце, легкие, желудок, кишечник (показывает на таблице). Видите, как много органов внутри человека. И каждый выполняет свою работу: сердце, как насос, посылает кровь вовсе части тела, в желудке перерабатывается пища, легкими мы дышим. Узнать о том, как мы устроены внутри, для чего нужны все органы , поможет нам наука, которая называется анатомия. Вопросы к детям: -Какие органы есть внутри тела? -Какая наука изучает строение тела человека? Солнышко: Молодцы, ребята, я вижу, что вам интересно узнать новое о своем теле. А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка: Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Солнышко: А теперь отгадайте загадки: На земле он всех умней, Потому, что всех сильней (человек). ************* Всю жизнь ходят в догонку, А обогнать друг друга не могут (ноги). ************ Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором (пальцы). ************* Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит (нос). ************ День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук (сердце). Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили название частей тела. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы организм человека был всегда здоровым и все части тела работали хорошо? (Заниматься физкультурой, больше гулять на свежем воздухе, закаляться). Правильно, о том, как ухаживать за своим телом, поддерживать его всегда в хорошей форме мы с вами узнаем на нашей следующей встрече. До свидания! Будьте здоровы!
Занятие № 5 "Кожа, её строение и значение"
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к себе, своему телу и организму, формировать представление о коже, о ее значении, как защите организма от инфекции, выяснить, что от чистоты кожи зависит здоровье человека. Активизировать словарь детей. Оборудование: кукла Солнышко, зеркала, схема строения кожи. Бумага на каждого ребенка для схематического изображения кожи, цветные карандаши, лупы, желтые камушки. Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы хотели бы вновь увидеть Солнышко? Тогда давайте возьмем в руки желтые камушки и сожмем их. Солнышко: Здравствуйте, ребята. Вот я и опять у вас в гостях. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по организму человека. Мы с вами побываем на необычной планете. Это планета - загадка для нас. Я думаю, вам будет интересно. О прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, какие части тела вы знаете (дети перечисляют). Молодцы, теперь можно отправляться в путь. А куда, нам подскажут зеркала. Посмотрите внимательно на себя в зеркало и скажите, чем покрыто ваше тело? Правильно, кожей. Кожа - наша природная одежда и защита. Дерево защищено корой, фрукт - кожурой, а у животных тело защищает шерсть (показ картинок). Кожа надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, она не пропускает воду, бережет нас от жары и холода, не даст перегреваться внутренним органам. А теперь, ребята, возьмите лупы и рассмотрите кожу разных участков тела. Что вы заметили? Чем покрыта кожа? (волосками и порами - углублениями) Через поры в организм поступает воздух, который так необходим каждой клеточке. Так же через поры выделяется пот. Наша кожа, как пирог состоит из нескольких слоев (показ таблицы). Первый слой - тонкий наружный - эпидермис. Второй слой - внутренний - собственно кожа. Наружный слой наиболее развит на ладонях и подошве. Он выполняет защитную функцию, он не пропускает воду, газы, твердые частицы. Во внутреннем слое находятся кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, волосяные сумки. Давайте нарисуем строение кожи (дети рисуют).
Физкультминутка:
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре - руки вниз. Воспитатель: Кожа помогает нам ощущать холод, тепло, боль. Провести опыты: Легкое пощипывание кожи. Поглаживание. Определение температуры воды в стакане. Мы ощущаем приятные и неприятные прикосновения (предложить детям привести примеры разных ощущений). Проводится игра "Узнай на ощупь" (карточки с наклеенной наждачной бумагой, бархатной бумагой, ватой, мехом, крупой, спичками, ракушками, тканью и т.д.) Солнышко: За кожей нужно бережно ухаживать, беречь и содержать её в чистоте, но об этом мы поговорим в другой раз. До свидания! Будьте здоровы!
Занятие № 6 "Гигиена кожи"
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к себе, своему телу и организму, гигиенические навыки, активизировать словарь детей. Оборудование: кукла Солнышко, иллюстрации: ребенок под солнцем, ребенок под душем, ребенок одевается. Картинки с изображением одежды в зависимости от времен года. Желтые камушки, таблица " Предметы гигиены", посылка от Мойдодыра.
Ход занятия
Воспитатель: На прошлом занятии Солнышко рассказало нам о строении и свойствах кожи и обещало нам в следующий раз продолжить свой рассказ. Так давайте же его снова позовем к нам. Возьмите желтые камешки и сожмите их в ладони. Солнышко: А вот и я. Здравствуйте! Давайте вспомним, для чего человеку кожа? (-кожа защищает организм, она не пропускает воду, защищает от воды и холода). А чтобы кожа могла выполнять все эти функции ее надо содержать в чистоте. Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко. Поэтому следует выполнять гигиенические правила: Мыть руки перед едой, чтобы микробы не попали к нам в организм. Умываться утром, после сна, днем, когда придем с улицы и вечером, когда будем ложиться спать, тогда наши поры, которых очень много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным, оно будет крепким и здоровым. Посмотрите, пожалуйста, на свои ногти. У всех ли они чистые, нет ли под ними грязи? Чистота ногтей тоже очень важна. Ведь в грязи под ногтями содержатся бактерии, от которых можно заболеть. Содержи ногти в чистоте. Подстригай не реже 1 раза в 10 дней. Уши мойте не реже 1 раза в неделю. А теперь достаньте свои зеркальца и посмотрите, что у вас растет на голове. Волосы. У всех ли они аккуратно причесаны, чистые ли? Обратите внимание, что у всех людей разный цвет волос. Длина волос тоже разная. У мальчиков волосы коротко подстрижены, а у девочек длинные. Волосы тоже надо содержать в порядке, чтобы они были здоровыми, густыми. Волосы надо ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю волосы надо мыть.
Все предметы гигиены можно разделить на 2 группы: те, которыми можешь пользоваться только ты (расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка) - показать на таблице. те, которыми могут пользоваться все члены семьи (зубная паста, шампунь, мыло) -показать на таблице.
Физкультминутка:
Раз - сомкнуться - разомкнуться, Два - нагнуться - потянуться, Три - в ладони три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Вы знаете, что кожа защищает нас от жары и холода. Но долгое пребывание на солнце может привести к беде. От солнца могут быть ожоги и солнечный удар. А если долго находиться на холоде. Не защищая кожу одеждой, рукавицами, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение. Дети, что помогает коже защитить нас от холода и жары? (Одежда). Одежда меняется в зависимости от сезона. Какую одежду надо носить летом и почему? Какую одежду следует носить зимой и почему? Провести дидактическую игру "Одежда по сезону" Солнышко: Ну, вот я вам и рассказал, как ухаживать за кожей. А теперь мне пора к другим ребятам. До свидания! Стук дверь. Воспитатель: Принесли посылку. Посмотрим от кого она. От Мойдодыра. (Вскрывает посылку, вынимает письмо и читает). Дорогие ребята! Я, Мойдодыр, прошу вас вступить в общество "Друзей чистоты". Членами этого общества могут быть те, кто дружит с мылом, мочалкой, зубной щеткой, зубной пастой. Кто желает быть членом этого общества, должен ответить на вопросы: Зачем надо умываться? Как надо умываться? Для чего надо регулярно стричь ногти? В посылке есть еще что-то? Да это же загадки. Кирпичик розовый, душистый Потри его и будешь чистым. (Мыло) **************** Ношу их много лет, а счету не знаю. Не сею, не сажаю, сами вырастают. (Волосы) *********** Зубов много, А ничего не ест. (Расческа) ************ Ускользает как живое, но не выпущу его я, Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло) ********* Резинка Акулинка пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Губка) Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, На полу не видно луж. Все ребята любят… (Душ) ************** Говорит дорожка - два вышитых конца. Помойся ты немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня. (Полотенце)
Воспитатель: Ну, вот ребята вы справились со всеми заданиями и можете считать себя членами общества "Друзья чистоты".
Занятие № 7 "Как возникают болезни"
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к себе, своему телу и организму, познакомить с причинами болезни организма и с правилами, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции. Оборудование: кукла Солнышко, камешки желтого цвета, микроскоп или рисунок микроскопа, иллюстрации, изображающие бактерии, зеркала.
Ход занятия Воспитатель: Ребята, вы хотите опять увидеть Солнышко? Давайте его позовем. Возьмите камешки, зажмите их в ладошке и закройте глаза. Солнышко: А вот и я! Здравствуйте ребята! Прошлый раз мы с вами говорили о гигиене кожи. Ответьте мне, пожалуйста "Зачем надо умываться?" Молодцы! А теперь посмотрите в зеркала и посмотрите в них. Там вы увидите себя - самое дорогое на свете для мам, пап, бабушек, дедушек, и т.д. Вы все здоровы. А для того, чтобы вы оставались здоровыми, вы должны знать, как возникают болезни и как от них уберечься. Слушайте меня внимательно. Люди издавна знали о существовании различных недугов. Иногда люди заболевали, заражаясь, друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые фрукты и овощи. Порой болезнь поражала жителей целого города или страны. Но никто не мог сказать, в чем ее причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. (Показать микроскоп или картинку). Заглянув в него, врачи, наконец, увидели мельчайшие организмы, которые вызывают у совершенно здоровых людей ту или иную болезнь. Их назвали микробами, бактериями и вирусами. (Показать иллюстрации). Попав в организм человека с пищей или с воздухом, эти невидимые враги мгновенно размножаются и отправляют его в кровь, вызывая то или иное заболевание. Большинство болезней - инфекционные, т.е. ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Часто переносчиками различных болезней становятся мухи. Есть микробы, которые живут и размножаются в воде. Некоторые инфекции, например, грипп, передаются по воздуху. Порой инфекцию, опасную для человека, в дом заносят с улицы домашние животные - собаки и кошки.
-Как же уберечься от инфекции? Не пить сырую воду. Не есть немытые фрукты и овощи. Почаще мыть руки с мылом. От многих инфекционных болезней лучше всего защищают прививки.
Если ты все-таки заболел, то надо выполнять следующие правила: Ляг в постель, укутайся одеялом; пей теплый чай с малиной, отвары лекарственных трав, морсы; если у тебя жар, положи на голову холодный компресс; полощи горло; при очень высокой температуре, нужно обтирать тело смесью воды, спирта и уксуса; чаще проветривай комнату; не принимай никакие лекарства самостоятельно; лекарства прописывает только врач. Если вы будете следовать этим правилам, то быстро оправитесь. Ну, а теперь мне пора к другим ребятам, я должен и им рассказать, откуда берутся болезни, и как от них уберечься. До свидания!
Физкультминутка.
Руки на пояс поставьте сначала. Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянулись мизинцем до пятки? Если сумели - все в полном порядке.
|
|||
|