|
|||
Самая плохая конституция несравненно лучше самой хорошей деспотии».Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Самая плохая конституция несравненно лучше самой хорошей деспотии». Автор считает, что принятие конституции означает более высокий этап развития государства как института власти, и с этим, несомненно, можно согласиться. Конституция – это основной закон государства, определяющий его форму власти, политический режим и государственное устройство. Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой правового государства, в котором закон одинаков и обязателен для всех. Какой бы несовершенной ни была конституция, она создает возможность сохранения правопорядка в обществе, обеспечивает его политическую стабильность. Соблюдение конституции подтверждает идею «общественного договора», выдвинутую французским философом XVIII века Жан-Жаком Руссо. Конституционный строй – основа стабильности и развития общества, обеспечения прав и свобод личности. Так, например, в современной Конституции РФ высшей ценностью провозглашены права и свободы человека. Деспотия – это государство с неограниченной властью одного человека (тирана, деспота, диктатора). Деспотии достаточно часто встречались в мировой истории – Римская империя, восточные деспотии, фашистские государства и т.д. В таком государстве источником власти является не воля народа, а воля деспота, в то же время основная масса населения бесправна. Каким бы хорошим ни был деспот, он всего лишь человек, подверженный многим факторам, его решения всегда носят субъективный характер и опираются на его собственные принципы, взгляды, интеллект и т.д. Самый хороший тиран может ошибаться, поддаваться эмоциям, принимать неверные решения. Не случайно в русском языке есть поговорка «Ум хорошо, а два лучше». Типичный пример таких решений – политика Ивана Грозного. Начало его царствования в середине XVI века сопровождалось реформами, разработанными кругом лиц – Избранной Радой. Эти реформы носили прогрессивный характер и способствовали укреплению государства. Затем последовал роспуск Рады, переход к единовластию и политика опричнины, нанесшая стране огромный вред. Человечество прошло долгий путь от деспотии к конституционному государству. Бывали периоды, когда деспот игнорировал принятую конституцию, как, например, Сталин игнорировал Конституцию 1936г., провозглашавшую СССР демократическим государством. Но все же конституция дает определенные гарантии сохранения демократического режима, политической и социальной стабильности общества. В этом и состоит ее важнейшее историческое значение.
|
|||
|