Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Брак и Монашество



Брак и Монашество

 

Манихей. Хорошо, Вы правы. Однако, брак остается земным институтом. Монашество зовет нас к более высококу таинству, которое благодатнее и превыше всех ценностей этой жизни.

Православный. Несомненно. Но мы говорим о пользе брака, а не более высоком добре монашиства. Помните: монашество не делается выше унижением брака. Как раз наоборот: монашество возвеличено, потому что оно даже лучше, чем добро брака. Поскольку, как сказал преп. Серафим Саровский: «Брак хорош, а девственность очень, очень хороша».

Манихей. Брак менее хорош, потому что имеет примесь греха.

Православный. Нет! Иначе, брачная служба была бы поводом скорее для горя, чем радости! Поскольку, как причастие может праздноваться по тому, что является неизбежно греховным? «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звеp class="MsoNormal" style="margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align: justify;text-justify:inter-ideograph;line-height:normal">Православный. Я уже согласился, что одна из целей брака состоит в том, чтобы избежать внебрачной связи. Но это только одна цель. И я думаю, что дары Бога распределены по намного более глубоким и таинственным причинам, чем просто большая или меньшая сексуальная умеренность того или иного человека. Как быть с теми из монахов, кто впал во внебрачную связь, но покаялись и позже стали святыми? Мы должны заключить, что им в действительности сначала нужно было жениться?

Манихей. Не обязательно. Возможно, все искушения женатой жизни - каждодневные заботы, забота о детях - подавила бы их рвение к Богу. Cв. Павел приводит это как одну из главных причин превосходства монашества над браком (I Кор. 7.34).

Православный. Да, действительно, это именно то, что я и хочу сказать! Фактически, я полагаю, что это - главная причина. Главная причина, почему монашество превосходит брак это то, что оно создает лучшие условия для борьбы со страстями, меньшее количество отвлечений всех сортов. Это вовсе не вопрос сексуальности, и тем более не предполагаемой "греховности" сексуальных отношений в браке.

Манихей. И все же даже женатые призываются воздержаться от сексуальных отношений если возможно. Так апостол пишет: «время уже коротко; так-что имеющие жен должны быть как не имеющие;... и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.» (I Кор. 7.29,31). 

Православный. Апостол говорит здесь об освобождении от материальных ценностей сего мира, а не полном сексуальном воздержании. Так свт. Григорий Палама, немедленно после цитирования этого стиха, пишет: «Это, я думаю, тяжелее выполнить чем хранить девственность. Поскольку опыт показывает, что полное воздержание легче, чем самоконтроль в еде и напитках».[36][47]

Манихей. Мой друг отец Г. говорит, что человек может уйти от своей жены ради воздержания, даже без ее согласия. Одна из новелл Юстиниана разрешает это.

Православный. Есть и другая новелла Юстиниана, которая говорит, что любое постановление Церкви, которое противоречит Канонам Церкви - ipsofactо незаконно. Св. Каноны специально запрещают клирику «изгонять свою жену под видом благоговения» (5 Апостольское правило). «Дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословленный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: яко Бог сочета, человек да не разлучает. И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно. Такожде: привязался еси жене, не ищи разрешения» (6 Вселенский Собор, Канон 13).

Манихей. Но я знаю о случаях в житиях святых, в которых святой оставлял жену без ее разрешения.

Православный. Есть исключения из каждого правила. Но правило должно все же быть нормой, и никому не дозволено отрицать норму, установленную Богом. Это утверждение прекрасно иллюстрирует недавно найденное житие монаха-мученика Нектана Хартландского (+ 500). Отец св. Нектана Брихан, был местным князем, он оставил свою жену, чтобы предаться в Ирландии аскетической жизни. После нескольких лет подвижничества он вернулся на родину, и там, найдя свою жену живой и невредимой, «хотя сам ничего такого не предполагал», он стал жить с нею и родил несколько сыновей и дочерей – «по одному ребенку за каждый год своего незаконного воздержания». Брихан признал свой грех, и сказал: «Вот, Бог покарал меня за тщетное намерение поступить против Его воли».[37][48] Брихан и его дети, которые все стали монахами-миссионерами на юго-западе Англии, почитаются святыми Британской Церкви - таков счастливый конец этой истории, его бы не было, если бы Брихан продолжил свое незаконное воздержание до конца жизни.

Манихей. Вы обещали больше не цитировать из жития Кельтских святых!

Православный. Да, простите меня …

Манихей. Так что давайте вернемся к настоящему Преданию … Сам Бог говорит: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидет отца своего и матери а притом , и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук 14.26).

Православный. Однако, Блаженный Феофилакт интерпретирует этот стих следующим образом: «Человеколюбец не учит ненавидеть человека, и Он не рекомендует покончить наши собственные жизни. Но Он желает, чтобы его истинные ученики ненавидели их собственную семью, если она удерживает его от почитания Бога и препятствует исполнению добрых дел. Если они не препятствуют нам в этих вещах, тогда Он учит нам чтить их до нашего последнего дыхания».[38][49]

Манихей. Однако, Вы должны признать: самый высокий уровень святости недосягаем для женатых людей.

Православный. Я могу согласиться, что женатый человек не может надеяться достигать всех венцов, по простой причине, что есть специальный венец девственности. Церковь учит, что за великий подвиг монашества следует особое вознаграждение. Как пишет архиепископ Феофан Полтавский: «с блаженством девства не может сравниться ничего, ни на небе, ни на земле ...»[39][50]

Манихей. Так что Вы соглашаетесь со мной …

Православный. Не совсем. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в царствии небесном и вкусишь всех благ».[40][51] И снова: «Если кто либо женится, с такими представлениями, он будет только немного ниже монашествуещего; женатый, но немного ниже не состоящего в браке.»[41][52]

Манихей. Вопрос в том, что значит «умеренно»? Мой друг отец Г. утверждает, что «умеренно» значит «девственно», поскольку смысл и цель христианского брака ни в чем не отличается от цели и смысла безбрачной жизни.

Православный. Я думаю, что Вы должны уделить больше внимания фактическим словам Святых Отцов, и меньше их интерпретациям Вашим другом. Но что же в действительности говорит святитель? «Возможно, очень возможно и имеющим жен быть добродетельными, если пожелают. Каким образом? Если они, имея жен будут яко же неимущии, если не будут радоваться стяжаниям, если будут пользоваться мiром, как не пользующиеся (1 Кор. 7.29-31). Если же некоторые находили в браке препятствие, то пусть они знают, что не брак служит препятствием, а произволение, злоупотребление браком, подобно как не вино производит пианство, но злое произволение и неумение его употреблять. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в царствии небесном и вкусишь всех благ, которых да сподобимся и все мы благодатию и человеколюбием Гопода нашего Иисуса Христа».

Решающим здесь является сравнение между вином и супружеской близостью. Подобно тому, как возможно пить вино умеренно, не напиваясь, также возможны и умеренные супружеские отношения в браке, так что это не будет служить препятствием в духовной жизни. Ясно, что о совершенном воздержании от супружеской близости речи нет, в самом деле, не говорит же святитель о том, что пить вина нельзя совсем, поскольку и в малых дозах оно ведет к опьянению. Напротив, вся суть сравнения в том, что в винопитии, так же, как и в супружеских отношениях, малая, «умеренная» доза не вредна. Ибо, как пишет Златоуст, комментируя слова Ап. Павла «проданные под грех»: «Желание - это не грех, но когда оно становится недозволенным и разрывает связи законного брака и направляется даже на чужих жен, оно становится прелюбодейным, - не из-за самого желания, но из-за недостатка сдержанности».[42][53] Таким образом, нет доказательства того, что свт. Иоанн Златоуст имел в виду под «умеренностью» в браке совершенное воздержание.

Манихей. Хорошо. Но большинство святых были монахами.

Православный. Если Вы учитываете и всех мучеников, тогда я несколько не уверен, что монахи - большинство. Однако, я согласился бы, что наиболее известные святые, включая таких величайших как Пресвятая Богородица и св. Иоанн Креститель, были девственники или монахи. И это - ясное свидетельство общего превосходства монашества над браком как Христианской дороги жизни. Но это то, чего я никогда не оспаривал. Я оспариваю Ваше утверждение, что брак обязательно включает в себя грех из-за элемента сексуальных отношений. И что брак сам по себе препятствует человеку достич самых высоких уровней святости.

Манихей. Я думаю Вы обнаружите, что женатые святые были святыми не из-за их брака, а несмотря на него. Они либо прекращали брачные отношения, и были поэтому очищены от сексуального прегрешения, или они перенесли муку, которая очищает все грехи.

Православный. Мученица Фомаис Александрийская была замучена за свою верность мужу, с кем, насколько мы знаем, она вела нормальную супружескую жизнь. Преп. Даниил Скитский рекомендовал, чтобы монахи, страдающие от сексуальных искушений молились к ней об облегчении, что, казалось бы, указывает на то, что ее достоинство, состоит как раз в отказе уступить сексуальному греху. Ее мученическая смерть не «очистила сексуальный грех», но была кульминацией ее успешной борьбы против сексуального греха. Снова, возмите еще более яркий пример: Царь-мученик Николай и Царица-мученица Александра. Каждый, кто читал дневники этих святых, знает, что их любовь была далеко не платонической. Тем не менее, никто не скажет, что эта их любовь, будучи «падшей», была препятствием для их святости. Напротив, как пишет о. Сергий Фурманов: «Семья Царя была «иконой семьи». Святая царственная чета, основавшая счастье своей семьи на любви, которая ничем не омрачалась в течение 24 лет супружества, показывает дорогу молодым людям, которой они с молитвой к Господу должны идти, выбирая себе спутника жизни.»[43][54]

Манихей. Я думаю, что здесь имеется ввиду то, что брак Царя-мученика не был омрачен и тенью неверности. Я согласен, что верность в браке это достоинство, хотя и отрицательного характера.

Православный. Совсем не отрицательного. Алексей Хомяков сказал: «Для мужа его жена не одна из многих женщин, но жена; и ее супруг для нее не один из многих мужчин, но муж. Для них обоих все остальные люди не имеют пола.»[44][55] На мой взгляд это является высоким идеалом.

Манихей. Однако, преданность - не то же самое что и целомудрие; поскольку целомудрие обязательно подразумевает полное воздержание. Целомудрие в браке возможно только для женатых пар, которые живут как брат и сестра, подобно Адаму и Еве в Раю. Поскольку они были «женаты», и все же не имели никаких сексуальных отношений.

Православный. Как мне кажется, Вы концентрируетесь слишком много на сексуальном акте как таковом. Я уже указал, что отношения Адама и Евы в Раю были бы сексуальны, даже если это не вовлекало в сексуальный акт. 

Манихей. Я доказываю то, что целомудрие в строгом смысле невозможно там, где сексуальные реакции стимулируются преднамеренно. А когда пара решает заниматься любовью, они преднамеренно стимулируют некоторые сексуальные реакции. Именно поэтому я верю что отец Григoрий оправдано использует термин «блуд под венцом».

Православный. В «одной-плоти» не может уже быть блуда, и сама идея «блуда под венцом» должна быть категорически отвергнута, как противоречивое выражение. Ибо русское слово для прелюбодения «блуд» преполагает идею блуждания, «блуждание похоти» (Прем. 4.12), а «блуждать» по отношению к «своей плоти» совершенно невозможно.

Манихей. Хорошо, давайте не использовать слово «блуд». Давайте говорить вместо этого «похоть». Вы можете отрицать, что похоть стимулируется в браке?

Православный. Похоть присутствует во всех падших людях – как женатых так и монахах. С одной стороны, похоти может быть больше в монашество чем браке, потому что монашествующий не имеет сексуального высвобождения, обеспечеваемого браком, и при воздержание от сексуальных действий может еще больше мучиться сексуальными мыслями и желаниями. Сам Бог сказал: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5.28) - заповедь, которая применима, конечно, как к монашествующим так и женатым людям. В этом смысле похоть может быть больше стимулируется в монашестве, чем в браке. Откуда следуют слова апостола: «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7.9). Фактически, св. Павел рекомендует предпочтение монашества браку не потому, что оно меньше стимулирует похоть, а потому, что содержит меньшее количество мирских забот (1 Кор. 7.32-33). 

Таким образом оба состояния, должным образом используемые, служат уменьшению похоти и увеличению целомудрия и истинной любови. Цель их обоих - целомудрие, и целомудрие может быть достигнуто обоими. Я сравнил бы целомудрие со встречей на вершине горы. Монашество более короткий, но более трудный путь на вершину, с реальной опасностью падения в пропасть. Это требует большей борьбы с сексуальными искушениями, но может дать более быструю победу над ними и большую награду соответствующую большей борьбе. Брак это более длинный и, соответственно, более легкий путь. Однако, опасность отвлечься по пути или быть поглощенным земными заботами и поэтому отказаться от пути на вершину, является огромной.

Манихей. Однако, воздержание всегда лучше, чем наслаждение.

Православный. Не обязательно. Брак это взаимоотношение «одна-плоть», и поэтому полное воздержание противоречит его характеру и цели. Вот почему Ап. Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7.5).

Манихей. Но отец Г. говорит, что, согласно свт. Иоанну Златоусту, Павлово «не уклоняйтесь» является лишь смягченной для нежных ушей формой «уклоняйтесь».

Православный. Снова Ваш отец Г… Не достаточно ли ясно значение слов апостола? Почему апостол должен говорить «не уклоняйтесь» если он подразумевал «уклоняйтесь»?!

Нам надо вспоминать, что благодать брака в рамках отношений «одна-плоть» очищает и преображает страсти. Ибо брак - это не разрешенный в малых дозах грех для того, чтобы предовратить больший. Напротив, брак - это таинство, сообщающее благодать; и как таковое оно изменяет то, к чему относится, если только брак этот христианский и является частью христианской жизни как целого. Он изменяет два тела в одно, похоть в целомудрие – не сразу, конечно, а постепенно.

В этом контексте следует вспомнить слова архиепископа Феофана Полтавского: «Люди в последнее время забыли, что благодать Божия преподается в таинстве брака. Следует всегда помнить об этой благодати, возгревать ее и жить в ее духе. Тогда любовь мужа к жене и жены к мужу будет чистой, глубокой и станет для них источником радости.»[45][56]

Манихей. Звучит хорошо. Но Христианство - не романтизм. И мне все же, кажется, что в Вас есть доля романтизма, тенденция прославить сексуальную страсть в романтичной манере, что является настолько распространенным в нашей цивилизации.

Православный. Я так же против такого романтизма, как и Вы. За исключением того «романтизма», который может быть найден в самих Священных Писаниях.

Манихей. Что Вы имеете ввиду? Я не нахожу ничего в Священных писаниях. Именно поэтому я с подозрением отношусь к вашим цитатам из Святых Отцов. Я надеюсь, что Вы не собираетесь делать грубейшую ошибку интерпретации Песни Песен в буквальном значении! Вы знаете, Святые Отцы интерпретировали это как аллегорию вполне духовной любви души к Богу.

Православный. Я знаю. Я подразумевал другую цитату из Соломона: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебе во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5.18-19).

Манихей. Я думаю, что Святые Отцы также интерпретировали бы этот проход в аллегорической форме.

Православный. Я так не думаю. Вот что написал свт. Григорий Богослов, явно обращаясь к этой цитате:«Для мужа и жены брачный венец - это дверь на засове, сохраняющая целомудрие и умеряющая желание. Это печать естественного влечения. У них есть любимый жеребенок, радующий сердце прыжками, и глоток из своего собственного источника, из которого не пьют чужие, который не истекает наружу, и не берет начало где-то извне. Целиком единые во плоти, согласные в духе по любви, они обостряют друг в друге сходное стремление к благочестию.»[46][57]

Манихей. Как мне кажется, согласно вашей логике, брак должен быть настолько чувственен насколько возможно!

Православный. Я никогда не говорил, что брак должен быть настолько чувственен насколько возможно. Но я полагаю, что нельзя принуждать женатую пару отказываться от наслаждения друг другом. Свт. Игнатий Богоносный пишет: «Скажите моим сестрам, чтобы они любили Господа и были довольны своими мужьями по плоти и по духу. Так же предпишите и моим братьям во имя Иисуса Христа «любить своих жен как Господь Иисус Христос любит Церковь»... Хорошо мужчинам и женщинам, вступающим в брак, делать это с благословения епископа, так чтобы брак был по Господу, а не по похоти.»[47][58] Здесь, очевидно, признается, что брак существует для удовлетворения определенных естественных нужд, как плоти, так и духа, но удовлетворение этих нужд происходит «не по похоти» (греч. epiqumia), а «по Господу», если это делается с благословения епископа, то есть по благодати Божией сообщаемой в таинстве брака. Таким образом, без стыдливости говорится о том, что в браке есть момент удовлетворения определенного желания, в противном случае после грехопадения мужчины и женщины стали бы искать этого удовлетворения вне брака, и тогда первая цель брака - избегание блуда, не была бы достигнута. Это не гедонизм, а реализм.

Манихей. Хорошо, я начинаю соглашаться с Вашей точкой зрения. Но я все же имею еще одно сомнение: как Вы интерпретируете Священное Писание: «Это те, кто не осквернились с женами; ибо они девственники» (Откр. 14.4)? Не подразумевает ли это, что те, кто - не девственники, осквернены?

Православный. Нет. Священные писания не могут противоречить друг другу. Мы уже видели, что Послание к Евреям 13.4, как интерпретируется Святыми Отцами, ясно указывает на то, что брак и сексуальные отношения в браке чисты. Так что цитата из Откровений, на которую Вы ссылаетесь, не может иметь значение противоречащее этому. Я думаю, что решение этой кажущейся проблемы просто. Для тех, кто дал клятву девственности сексуальные отношения с противоположным полом - осквернение, что также объясняет, почему некоторые монашеские тексты говорят о браке, как об осквернении. В контексте монашеской борьбы, это совершенно понятно и правильно. Но в более широком контексте Христианского богословия в целом, и для тех, кто не дал клятву девственности, нет никакого греха во вступлении в законный брак. Таким образом св. Григорий Богослов говорит тем кто готовится быть крещенными: «Если ты еще не сопрягся плотию, не страшись совершения, ты чист и по вступления в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель. Ибо брак не бесчестен не только потому, что девство честнее его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который чудодействует на браке, и Своим присутствием составляет честь супружеству»[48][59]

Бывший Манихей. Хорошо. Я убежден …

Православный. Слава Богу! … Итак, Отец, Вы нас обвенчаете?

Бывший Манихей. С превеликим удовольствием!

Православный. [Улыбаясь] Вы больше не против удовольствия?

Бывший Манихей. Не этого вида удовольствия! И я должен благодарить Вас за предоставление возможности мне впервые произнести молитву брачной службы с убеждением: «Боже святый, создавый от персти человека и от ребра его воссоздавый жену и соедени ему помощника по нему, за еже тако угодно бысть Твоему величеству, не единому быти человеку на земли: Сам и ныне, Владыко, низпосли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего и рабу Твою сию зане от Тебе сочетается муж и жена. Соедени их в единомудрии, венчай их в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие.»

 

Алексею и Ольге при случае их свадьбы.

 

1/14 марта, 2002 г.

 


[49][6] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Послание к Евреям, P.G. 63:281 (col. 210).

[50][7] Бл. Феофилакт, P.G. 125:756B (col. 389).

[51][8] Олег ВМ, «О любви. Как говорил министр-администратор», http://webforum.land.ru/mes.php? Id=2297293&fs=0&ord=1&1st=&board=12871&arhv=

[52][9] Oлег ВМ, “Уточнение”, http://webforum.land.ru/mes.php? Id=2315738&fs=0&ord=1&1&board=12871&1st=&arhv=

[53][11] Свт. Фотий, Беседы о Рождестве Богородице, 9.

[54][15] Свт. Гауденций, Слово 8, P.L. 20. Цит. По: M.F. Toal, Patristic Homilies on the Gospels, Cork: The Mercier Press, 1955, т. I, С. 313.

[55][16] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 20 к Послании к Ефесян.

[56][41] Преп. Исайя, На Страже Интелекта: Двадцать-Семь Текстов, 1.

[57][44] Свт. Григорий Палама, Триады, I, ii, 1.

 

‹‹ Back to All Articles

Sitemap

 


[1][1] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 12 на I Послание к Тимофею.

[2][2] Лурье, Призвание Авраама, СПб, 2000 г.

[3][3] В. Мосс, The Saints of Anglo-Saxon England, volume III, Seattle: St. Nectarios Press, 1997, p. 7.

[4][4] Donncha O hAodha, Bethu Brigte, Dublin Institute for Advanced Studies, 1978, 45, p. 32.

[5][5] St. Adomnan, Life of St. Columba, II, 42.

[6][10] Oлег ВМ, “Протокол разногласий”, http://webforum.land.ru/mes.php? Id=2308343&fs=0&ord=1&1&board=12871&1st=&arhv=

[7][12] Преп. Дамаскин, Изложение Православной Веры, II, 13.

[8][13] ЕпископФеофанЗатворник, The Spiritual Life, pp. 61-62.Обратный перевод с английского.

[9][14] Священномученик Иоанн, в Игумен Дамаскин (Орловский), Мученики, исповедники и подвижники благочествия Русской Правослвной Церкви ХХ столетия, Тверь: «Булат», 2000 г., т. 4, С. 247.

[10][17] Свт. Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие Иоанна, кн. 11, гл. 11.

[11][18] Церковь признает и другие причины развода, поскольку они производят defacto то же действие на брак, что и прелюбодеяние. Так Собор Русской Церкви (1917-18 годов) допустил развод по 10 причинам, таким, как апостазия, сифилис, сумасшествие и импотенция.

[12][19] Св.Григорий (Лебедев), Блaгoвecтиe Святогo Евaнгeлиcтa Марка, Moсква, 1991г., С. 106.

[13][20] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица: Предисловие к 15-му слову. По словам Бл. Августина (Город Божий, XIV, 26), Адам и Ева могли знать некоторую форму сексуального единства, без падшей похоти, в Раю. Однако, эта точка зрения не найдена у кого либо еще из Св. Отцов.

[14][21] Так св. Григорий пишет, что если бы мы не согрешили, то мы не имели бы нужды в браке для размножения; поскольку «какой бы ни был способ увеличения числа в ангельской природе… , это сработало бы и в случае человека, который был «создан немного ниже чем ангелы», для того чтобы увеличить количество людей до количества определенного его Создателем» (О Создании Человека, XVII, 2).

[15][22] Свт. Златоуст, Беседа 15 на Книгу Бытия , 11.

[16][23] "AddressoftheRightReverendTikhon", OrthodoxLife, т. 37, №.4, июль-август, 1987г., СС. 3-4 (обратный перевод с английского).

Профессор Панагиотис Трембелас говорит об этом так: муж и жена помогают друг другу, «проявляя взаимное терпение, укрепляя один другого, гармонизируя различные черты своих характеров с тем, чтобы любить и служить друг другу, чтобы разделять общие радости и печали, поддерживать друг друга в своей немощи, подавать руку помощи, когда это необходимо, всецело отдавая себя друг другу, неся вместе жизненный крест и ответственность за семью.» (Dogmatique de l'Eglise Orthodoxe Catholique, Chevetogne, vol. III, p. 351). Ср. слова Леди Намиер: «На Востоке брак и вся семейная жизнь выглядят как нечто подобное монашеству. И там, и там, стираются острые углы человеческого характера, подобно тому, как морские волны делают гладкими прибрежные камешки, ударяя их друг об друга» (TheListener, 12 декабря, 1957г.).

[17][24]Свт. Кирилл, Против Юлиана, 3, P.G. 76, 637.

[18][25] Свт. Григорий Палама, К Ксении, P.G. 150.1043-1088.

[19][26] В любом случае, даже в ее падшем состоянии любовь между мужщиной и женщиной являеться настолько же, если не намного больше, психологической чем физической. См. Митрополит Антоний (Храповицкий), Confession, Jordanville, 1996г., СС. 65-66. Антон Тер-Григорян справедливо отмечает: «дело не в разделении любви на физическую (падшую) и нефизическую (не падшую). Это разделение не верно, так как все уровни и проявления любви являются «сквозными».

[20][27] Сергей Верховский пишет: «Сон который Бог навел на Адама на хибру называеться tandermah. Это слово означает глубокий сон, в чатсности сон в вотором видят сны (см. Бытие, 15.12). В греческом языке этот сон называеться extasis и в русском языке иступление. Таким образом состояние Адама в этом сне может быть понимаемо не как состояние полной безчувственности, но скорее как состояние внутренного сверхчувственного напряжения, в которое он был введен чтобы, так сказать, встретит свою будущую жену. Не обясняет ли это как он смог узнать ее когда увидел ее впервые?» (“The Creation of Man – the Foundation of the Family in the Light of the Book of Genesis”, St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 1964г., т.8, №1, С.8).

[21][28] Велимирович, ПрологизОрхида (TheProloguefromOchrid), Birmingham: LazaricaPress, 1986г., т. IV, С. 241, 25 ноября.

[22][29] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам

[23][30] Свт. Златоуст, Третья Беседа о Браке; английский перевод С. П. Рот, (C.P.Roth), и Д. Андерсон (D. Anderson), St. JohnChrysostom. On Marriage and Family Life, Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1986г., С. 95.

[24][31] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам.

[25][32] Свт. Златоуст, Беседа 12 на Послание к Колоссянам, английский перевод Рот и Андерсон, там же, СС. 75- 76.

[26][33] «Таким образом, - пишет Владимир Лосский, - таинство единства и множества в человеке отражает таинство единства и множества в Боге: точно также, как личностный принцип в Боге требует, чтобы одна природа проявлялась в различии лиц, так и в человеке, который был сотворен по образу Божию. Человеческая природа не может принадлежать монаде. Она требует не одиночества, но общения, всецелого различия в любви. Тогда божественная заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» устанавливает определенную связь между сексуальностью и владением творения первой четой и таинственным превосхождением в Боге двоицы в Троице. Но этот райский «эрос» на столько же отличен от нашей падшей и похотливой сексуальности, на сколько царственное священство человека над творением должно было отличаться от нашего пожирания друг друга. Ибо Бог говорит определенно: «а всем зверям земным Я дал всю зелень травную в пищу». Не будем забывать, что рассказ о творении выражен в категориях падшего мира. Но ведь Падение изменило само значение слов. Сексуальность, это «умножение», которое Бог благословляет и заповедует, появляется в нашем мире, как неразрывно связанная с разделением и смертью. Это потому, что состояние человека претерпело, по крайней мере в его биологической реальности, катастрофическое изменение. Но человеческая любовь не была бы исполнена такой ностальгии по раю, если бы в ней не содержалась, какой-то внут RU">, 5. См. тоже свт. Григорий Богослов, цит. по: Преп. Максим Исповедник, Ambigua, P.G. 91, 1665D.

 

 

 

 

 

[32][42] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 5:26.

[33][43] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 15:59; cм. Слово 30:11,13.

[34][45] Свт. Григорий Палама, Триады, II, ii, 5.

[35][46] Свт. Григорий Палама, Триады, III, iii, 15.

[36][47] Свт. Григорий Паламаса, К Ксении.

[37][48] Gilbert Noble, The Saints of Cornwall, Oxford: Holywell Press, т. V, 1970г., СС. 65-66.

[38][49] Блаж. Феофилакт, Tолкование на Евангелие Святого Евангелиста Лука, 14.26.

[39][50] Архиепископ Феофан. Письма, Джорданвилл, 1976 г., С. 37.

[40][51] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 7 на Послание к Евреям, 4.

[41][52] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам.

[42][53] Свт. Златоуст, Беседа 13 на Послание к Римлянам, 1.

[43][54] Фурманов, Русский Пастырь, № 36, 2000, 1, С. 34.

[44][55] Хомяков, цит. в OrthodoxLife (Jordanville), ноябрь-декабрь, 1983г., С. 22.

[45][56] Архиепископ Феофан. Письма, там же, СС. 35-37.

[46][57] Свт. Григорий Богослов, Похвала девства, 11.263-75.

[47][58] Свт. Игнатий, К Поликарпу, 5.

[48][59] Свт. Григорий Богослов, Слово на Святое Крещение, 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.