|
|||
ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА С МАНИХЕЕМ О БРАКЕСтр 1 из 4Следующая ⇒ ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА С МАНИХЕЕМ О БРАКЕ Любовь и Похоть
Православный. Отче, я хочу чтобы Вы были первым кто узнал эту новость! Я хочу жениться! Манихей. На самом деле? Спаси и сохрани Вас Бог! Православный. Спасибо ... A Вы не собираетесь меня поздравить? Манихей. С чем? Православный. Ну... обычно людей поздравляют когда они женятся и желают им счастья. Манихей. «Обычно» - не всегда одно и тоже что правильно. Православный. Но Церковь все же радуется и молится о счастьепары, которая должна бракосочетаться. «И да прийдет на них радость»,говорит священник в брачной службе, «какую имела блаженная Елена, когда обрела честной Крест». Разве как священник Вы не желаете мне этого счастья? Манихей. Как священник я желаю Вам счастья креста, точно так, как сказано в молитве. Крестное счастье - это счастье Святого Духа, которое приходит через воздержание, самоотречение и распятие страстей и похотей плоти. Православный. И Вы не видите никакой возможности такого счастья и самоотречения в браке? Ведь «Святые Мученики» поются во время этой службы. Манихей. Нет, не вижу, если брак просто состояние в котором наслаждаются похотью плоти. Православный. И это все что Вы в этом видите? Вы не видете никакого добра в браке? Манихей. Нет. Я вижу добро в рождении детей, «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (I Тим. 2.15), как говорит апостол. И я вижу добро в предотвращении внебрачной связи (I Кор. 7.2). Однако, это по существу критерии Ветхого Завета. Земля уже перенаселена людьми; Мессия уже рожден, так что Еврейская надежда стать Его предками уже сбылась и потеряла свое значение; наше внимание должно быть скорее направлено на обращение людей к вере чем на рождение их большего количества. И в Церкви Нового Завета мы имеем новый идеал, идеал девственности: «то хорошо человеку, не касаться женщины» (I Кор. 7.1). И новую благодать - жить этим идеалом. Православный. Не хотите ли Вы сказать что христиане живущие в браке не живут по благодати Нового Завета? Манихей. Да, это так. Православный. Вы удивляете меня, Отец! Скажите, полагаете ли Вы, что Апостол Петр был христианином? Манихей. Я знаю, Вы собираетесь сказать что он был женат. Но после того как он стал Апостолом они жили с женой как брат и сестра. Православный. Да, но он не был обязан так поступать. Апостол Павел писал с иронией: «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы и братья Господни, и Кифа?» (1 Кор. 9.5). Ирония этих слов указывает на то, что ему, хотя он и Апостол и облечен высшим служением в Церкви Христовой, конечно же не запрещено иметь жену. Это было вполне совместимо с его исполненным благодати служением Церкви Нового Завета. Верно конечно, что он не имел жены, «ибо все мне дозволено, но не все полезно» (1 Кор. 7.12; ср. 10.23). Но он мог ее иметь. И нет никаких признаков, что для Апостола Павла, полемизировавшего больше других Апостолов с теми, кто хотел смешивать благодать Нового Завета и закон Ветхого, пребывание в браке было несовместимо с жизнью по благодати. Манихей. Есть много вещей, которые были хороши во временах Ветхого Завета, но которые были отменены в Новом: обрезание, субботы … Православный. И брак? Манихей. Брак не был отменен, но это таинство Ветхого Завета, и уместен только для тех кто живет согласно Закону. Для тех же, кто живет по благодати Нового Завета это греховно. Православный. Но это ересь манихейства. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пророческие слова Ап. Павла были направлены именно против манихейства: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимаем с благодарением.» (1 Тим. 4.1-4). Манихейство и связанные с ним учения - бесовские, объясняет свт. Иоанн Златоуст, поскольку они называют злом такие вещи, как брак и некоторые роды пищи, которые, на самом деле, не являются злом сами по себе, но только если употребляются неумеренно. Ибо «все хорошее сотворено для употребления». «Но если оно хорошо, то зачем еще надо его «освящать словом Божиим и молитвами»? Не потому ли, что оно нечисто его надо освящать? Нет, здесь он говорит тем, кто думал именно таким образом, поэтому он и утверждает две вещи, во-первых, что ни одна тварь Божия не нечиста, а во-вторых, если она и стала таковой, имеется возможность это исправить: запечатлей ее [знаком креста], возблагодари и прославь Бога, и вся нечистота исчезнет.»[1][1] Манихей. Я надеюсь, что Вы не обвиняете меня в ереси! Православный. Нет, если Вы согласны с Православным учением о браке … Но позвольте мне спросить - что, по-вашему, является целью брака? Манихей. Цель христианского брака это исцеление от желания вести супружескую жизнь. Православный. Совершенно парадоксальная цель! Пожалуйста объясните. Манихей. С удовольствием, и запоминайте мои слова тщательно… Я сказал, следуя Апостолу, что идеал - это девственность и воздержание. Но если – пока – христианин не может (или не хочет) воздерживаться, то ему необходимо в качестве некоторой епитимьи нести тяготу рождения и воспитания детей. Если же он не хочет иметь детей, то он должен воздерживаться от супружеской жизни. Другого пути просто нет. Если же он не хочет иметь детей, а супружескую жизнь иметь хочет, то это уже просто блуд, хотя и в браке, как выразился мой многоуважаемый друг, патролог отец Григорий (Лурье), – «блуд под венцом».[2][2] Никакого отношения к христианскому браку такая позиция не имеет. Тут уже возникают разные ухищрения с целью не допустить рождения детей как «планирование семьи» и тому подобные богопротивные вещи. Православный. Хорво. И они расценили его, как идущее от Бога. Так была зачата и рождена святая.[3][3] Здесь, согласно Вашей схеме, получается, что двое покинули благодать Нового Завета и вернулись к жизни Ветхого. Xoтя целью соединения супругов и было рождение ребенка, oни, тем ни мение, вернулись к «супружескому удовлетворению», то есть, по Вашему, к удовлетворению греховной блудной страсти, пусть и oгрaниченному. Но мог ли Бог призвать кого-либо удовлетворить греховную похоть; или вернуться от жизни по благодати, к жизни по закону? Конечно нет! Из этого следует вывод, что супружеская близость в христианском браке ни коем образом не является препятствием жизни по благодати. Манихей. Я полагаю что в этом случае Бог использовал «икономию» ради рождения святой души. Православный. Что Вы подразумеваете здесь под «икономией»? … Манихей. [Пауза] Разрешение грешить ради большего добра. Православный. Что-то вроде Иезуитского предписания, столь любимого марксистами, «цель оправдывает средства»? Манихей. [Пауза] Э-э … Православный. Хорошо, пока Вы думаете над ответом на этот вопрос, обратимся к эпизоду из жития, может быть самой великой святой Запада, жившей в 5 веке св. Бригитты Ирландской. «Некий человек из Келлса, которого ненавидела его жена, пришел к Бригитте за помощью. Бригитта благословила воду. Он взял ее с собой, и когда он побрызгал этой водой на жену, она стала его страстно любить.»[4][4] А вот отрывок из жития преп. Колумба, Апостола Шотландии (+597): «Однажды, когда святой жил на Речренском острове, к нему пришел один человек, простого происхождения и пожаловался на жену, которая, как он сказал, так ненавидела его, что ни под каким видом не позволяла к себе подходить. Святой, услышав это, послал за женой, и, как только мог, стал укорять ее за это, говоря: «Почему, о женщина, ты решаешься отнимать плоть у самой себя, в то время, как Господь сказал: «И будут двое одна плоть»? Значит плоть твоего мужа это твоя плоть. Она ответила ему: «все, что ты не потребуешь от меня, все я сделаю, за исключением одного - ты не заставишь меня спать в одной постели с этим человеком. Я не отказываюсь делать все по дому, или, если ты прикажешь мне, отправиться далеко за море и уйти в женский монастырь.» Святой ответил: «То, что ты предлагаешь, не может быть законно сотворено, ибо ты по закону привязана к супругу, пока он жив, ибо было бы нечестиво разделить тех, кого Бог сочетал по закону.» Сразу после этого он добавил: «Сегодня же, давайте мы втроем, я, твой муж и ты, обратимся с молитвой к Господу и станем поститься.» А женщина ответила: «Я знаю, что для тебя возможно получить от Бога, если ты попросишь, то, что нам кажется трудным или даже невозможным.» Нет нужды говорить больше. Муж и жена согласились поститься в тот день вместе со святым, и следующую ночь святой провел без сна в молитве за них. На следующий день он так обратился к жене в присуствии ее мужа и сказал ей: «Женщина, готова ли ты сегодня, так же, как была готова вчера, уйти в женский монастырь?» Она ответила: «Я знаю теперь, что твоя молитва о мне была услышана Богом, ибо этого мужчину, которого я ненавидела вчера, я сегодня люблю, ибо мое сердце пременилось прошлой ночью каким-то неведомым образом от ненависти к любви.» Что еще тут сказать? С этого дня до часа смерти душа жены была тверда в любви к ее мужу, так что она уже никогда не отказывала ему в супружеских правах, использовать которые до этого не давала.»[5][5] Манихей. Вы делаете из святых врачей-сексопатологов! Православный. Врачей-любвипатологов, возможно, не врачей-сексопатологов. Манихей. Я питаю подозрения к вашим примерам из жизни малоизвестных Британских и Ирландских святых. Я настаиваю на возвращении к Священным Писаниям и Восточным Отцам Святой Православный Церкви! Православный. Хорошо, я не возражаю. Если Вы не согласны, что житии Западных Отцов Православный Церкви, которые умерли много столетий до того как Запад впал в ересь, - также часть Святого Предания, давайте вернемся к Священным Писаниям. Например: «если и женишься, не согрешишь» (I Кор. 7.28), и «Брак у всех да будет честен y:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-ansi-language:RU">. Отец Г. - очень оригинальный богослов! Даже, может быть, слишком оригинальный. Таинство исповеди освобождает от греха после того, как он был совершен, но не прежде, и только при условии твердого решения не повторять этот грех. Таинство же брака, никак не говорит о каком либо грехе в браке, и никоем образом, а fortiori, освобождает от него. Если отец Г. был бы прав, тогда женатой паре необходимо было бы, искать прощение у Бога, каждый раз как они имели супружескею близость! Манихей. Вы знаете, некоторые из Отцов - например, Блаженный Августин в своей работе «Добро Брака», - указал, что удовольствие близких отношений в браке греховно, но «покрывается» добрым намерением иметь детей. Православный. [Улыбаясь] Я думал, Вы не хотели возвращаться к Западным Отцам … Манихей. Блаженный Августин хорошо известен на Востоке. Православный. И тот, кто, как свидетельствовал свт. Фотий Великий, не во всех отношениях отражал Предание Восточной Церкви. Насколько бы я не уважал Блаженного Августина, я не считаю, что он выражал общепринятое мнение Отцов по этому вопросу. Ведь он был в юности манихей, и следы этой доктрины, возможно, сохранились в нем, соблазняя его не принимать слова Апостола о чистоте брачного ложа в их полной простоте. Как мы уже знаем свт. Иоанн Златоуст, имел другую точку зрения. Манихей. Хорошо! Оставляя в стороне вопрос о греховности или иначе сексуального аспекта, отрицаете ли Вы, что брак не имеет никакой ценности кроме создания детей? Православный. Я отрицаю это и полагаю что это типично Латинская идея. Латиняне, не Кельтские Святые, чьи жизни я цитировал ранее, а те, кто впал в ересь папизма, довели идею св. Августина до ее логического конца и прекратили считать брак таинством. Согласно Римско-католическому богословию, брак это контракт, исполняемый не Богом через священника, а парой самостоятельно. Плоды такого мрачного, несакраментального взгляда на брак были несомненно дурны. Так, идея, что можно достигнуть стабильности в браке, веря в то, что средство к достижению этой цели - изначально греховно, прямо или косвенно привела к большому числу извращений, известных в истории западного христианства, таких как обязательный целибат латинских священников, «непорочное зачатие» Девы Марии Ее родителями Иоакимом и Анной, блудливое «целомудрие» трубадуров, чувственный «мистицизм» Терезы Авильской и других латинских «святых», отказ от брака у «трясунов» и других протестантских сект. Отрицание благости того, что было и0001pt;text-align: justify;text-justify:inter-ideograph;line-height:normal">Православный. Итак, если я понимаю Вас правильно, Вы верите что любовь не можeт быть побудительным мотивом для вступления в половые отношения, но только похоть? Манихей. Правильно. Православный. Это именно то, чего я боялся…, я однако верю вместе с православным христианином, процитированным выше, что «побудительным мотивом для вступления в половые отношения может быть как похоть, т.е. эгоцентрическое желание удовлетворить прихоти своей плоти при помощи партнера, так и любовь к супругу, т.е. желание единства с ним как душевного так и телесного»[6][10]. Фактически, я полагаю, что любовь должна быть главным поводом для вступления в супружеские отношения. Я не исключаю желание иметь детей или желание избежать внебрачной связи как сопутсвующие побудительные мотивы. Тем не менее ни один из этих мотивов не может и не должен быть основой брака без любви или вне контекста супружеской связи как акта выражения любви. Без любви, другой человек в брачных отношениях - не завершающая часть самого супруга, но только инструмент для достижения личных целей. И вот именно это и является безнравственным. Манихей. Хорошо, что касается абстрактных принципов и общих контекстов я могу согласиться. Однако, когда мы говорим о конкретных действиях, и в особенности о сексуальном акте, тогда Вы должны признать, что здесь мы говорим просто о скотстве. Это - не любовь, а голая падшая страсть, чистая похоть. Православный. Только это? Вы уверены? Только похоть и никакой любви? Манихей. Какая может быть любовь, тогда все поглощено похотью в кульминационном моменте акта. Православный. Я думаю, и в этом Вы ошибаетесь. Мне кажется, что суть сексуальных отношений между парами так же различна как и сами пары. В одних страсть может действительно доминировать до такой степени, что каждый просто использует другого как инструмент для чувственного удовлетворения - или же какой-то другой страсти (большинство изнасилований, как известно, являются фактическим выражением ненависти, а не любви или сексуальной страсти). Но у других сексуальное чувство преобразовано в нежность, в которой супруга стремится прежде всего давать, а не брать, выражать любовь, а не получать удовольствие. Так Тобит молится Богу во время своего свадебного вечера: «Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему». И ныне, Господи, я беру сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею...» (Товит. 8,6-7). Секс может быть скотсвом тогда, когда люди хотят жить подобно животным, но может также быть и выражением любви в строго определенном случае законного, христианского брака между двумя верно любящими супругами. Cупружеская близость в браке, таинстве единой плоти - это не просто средство для достижения цели продолжения рода (хотя и это верно), и не просто снисхождение к слабости (хотя и это так), но совершенно естественное и законное проявление отношений единства как такового. Манихей. Вы говорите о любви и единстве. И все же разве не достижимы любовь и единство без физических отношений? Разве любовь и единство Церкви не являются не физическим единством? И не является ли это, как Вы только что подтвердили, выше чем любовь и единство женатой пары? Православный. Конечно. Но физический элемент есть и в любви и единстве Церкви – это причастие всех членов Церкви в Тела и Крови Христовой. Манихей. Нет никакого физического удовольствия в отношениях между членами Церкви (вне брака), и, конечно же, в причастии. Православный. Я думаю, что присутствие или отсутствие удовольствия не имеет отношения к нашему обсуждению. Любовь это добро, а похоть это зло. Удовольствие же как таковое ни является ни добром ни злом. Все зависит от контекста, в котором оно испытано, от мотивов и целей индивидуума. Есть духовное удовольствие, интеллектуальное удовольствие, эстетическое удовольствие и физическое удовольствие.... Манихей. Я мог бы согласиться, что не было бы никакого греха в сексуальных отношениях, если бы в них также не было никакого удовольс-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-hansi-font-family:"Times New Roman";mso-char-type:symbol; mso-symbol-font-family:Symbol">tafusinkaikatanomonmixeiV). Хотя функция которую они выполняют это обеспечить постоянство расы в целом, все же возможно прожить девственную жизнь без них. Некоторые, однако, не являются ни естественными ни необходимыми, такие как пъянство, похоть (lagneia) и обжорство. Поскольку они не вносят вклада ни в поддержание нашей собственной жизни ни в продолжение расы, но скорее даже наоборот являются помехой. Таким образом, тот кто желал бы жить жизнью приемлемой для Бога должен искать тех удовольствий, которые являются как естесвенными так и необходимыми: и должен поставить на второе место те, которые естественные но излишние, и наслаждаться ими только в надлежащее время и надлежащим образом и в надлежащей мере; в то же время отречься от всех других.» «Те удовольствия следует рассматривать хорошими, которые не связаны с болью и не приносят причины для раскаяния и не приводят к другому вреду и держатся в пределах умеренности и не отвлекают нас от серьёзных занятий, не делают из нас рабов.»[7][12] Важной здесь являеться последняя фраза: «не делают из нас рабов». Почти все Отцы согласны в том, что наслаждение само по себе не является грешным, хотя порочный круг человеческого порабощения наслаждением, ведущим к боли и смерти, несомненно является грешным. Грех состоит, скорее, в порабощении наслаждением, чем в самом наслаждении. Как говорит Апостол: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6.12). Манихей. Хорошо, я согласен. Но Вы должны также согласиться, что чем меньше Вы наслаждаетесь удовольствием, тем меньше Вы порабощены ним. Православный. Вообще, да; поскольку наша вера - аскетическая вера, в которой самоотречение является нормой. Однако, мы никогда не должны путать цель со средством: цель - духовная свобода, а одно из средств для достижения этой цели - самоотречение. Но отсутствие удовольствия само по себе не является ни добром ни злом, и не может рассматриваться критерием духовности, поскольку, как писал Епископ Феофан Затворник: «Не имеет значения насколько кто либо духовен, он не может не отдать интеллектуальности и чувственности их законную сферу; он поддерживает только немногое из них, в подчинении духу. Позвольте интеллектуальности не быть слишком широкой (в научных знаниях, искусстве и других предметах), и позвольте чувственности быть твердо ограниченной - тогда он - реальный, цельный человек».[8][13] Ибо, как пишет Новосвященномученик Иоанн (Стеблин-Каменский), «христианин не чужд земных радостей, напротив, он их воспринимает в гораздо большей степени, чем неверующий человек, потому что верит, что они ему даны не случайно, и радость того или оного житейского переживания соединяется у него с духовным переживанием беспредельной благодарности Ведуещему наши нужды. Христианин не чужд земных радостей, но не ставит их целью своей жизни, не борется за них с ближними, не ищет их, поэтому он их получает «чистыми» и они не омрачают его духа.»[9][14] Но также, здесь многое зависит и от самого индивидуума: мера удовольствия, которая является вредной для одного человека, не может причинить никакой вред другому. Иногда можно наслаждаться некоторым невинным удовольствием, например, во дни церковных праздников, когда нет поста и умеренное удовольствие тела вносит вклад в радость души в соответствии со словом: «и вино веселит сердце человека» (Псалом 103.16). Манихей. Но это - только уступка слабости. Некоторые из отшельников постились круглый год. Православный. Преп. Антоний Великий говорил, что даже отшельники должны отдыхать время от времени. Манихей. Но отдых для отшельников не заходил так далеко как бракосочетание. Православный. Конечно нет! Но православные отшng="RU" style="font-size:12.0pt;line-height: 115%;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[16] Женатая пара формирует одно целое через духовные и физические отношения, освященные благодатью Бога. Этот союз затем вступает в более широкий и глубокий союз Церкви, который являеться как основанием так и печатью их брачного единства. Основанием, потому что истинное единство в браке не возможно без единства в Христе и каноны Церкви позволяют только Православным супругам быть женатым в Православной Церкви. Печатью, потому что без постоянного причастия во Христе их собственный союз развалился бы, по этой причине брак в ранней Церкви составлял часть Божественной Литургии, в которой оба супруга причащались Тела и Крови Христовой. Манихей. Я должен иметь подтверждение из Святых Отцов этого вашего взгляда. Православный. И Вы это получите. Вот что пишет свт. Кирилл Александрийский: «В пример и образ нераздельной любви, согласия и единства, мыслимого в единодушии, Христос, взяв существенное единство, какое Отец имеет с Ним, а Он со Своей стороны с Отцом, - желает объединиться некоторым образом и нам друг с другом, очевидно, так же, как Святая и Единосущная Троица, так что одним мыслится все тело Церкви, восходящей во Христе чрез соитие и соединение двух народов в состав нового совершенного. Образ божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении и единомыслии и единодушии верующих». Св. Кирилл показывает и «природное единство, коим мы друг с другом и все с Богом связываемся, быть может, не без единства телесного».[10][17] Манихей. Однако, мне кажется, что Вы преувеличиваете элемент физического союза в браке, как будто бы именно он, а не духовный союз составляют брак. Православный. Но именно физический союз составляет брак. Не сам ли Бог определяет брак таким образом, говоря, что «Так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 6)? И именно поэтому единственная причина, по которой Он разрешает развод это прелюбодеяние (Мф. 5, 32); поскольку именно прелюбодеяние уничтожает отношения «одна плоть» через соединение плоти одного из супругов с третьим лицом.[11][18] Здесь уместно вспомнить слова Hовосвященномученика Григория, еп. Шлиссельбургского: «и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф. 19.6), то есть люди, которые уже не существуют отдельно, даже и в физическом смысле. Они стали одним физическим телом, «единой плотью». Вот что делает совершение Божией воли... Оно не только восполнило и расширило их души во взаимном смешении, оно изменило их физическую природу и из двух физических существ сотворило одно. Таково таинство брака.»[12][19] Таким образом, брак это не столько продолжение рода, сколько новое творение, он творит онтологические изменения в пребывающих в браке, говоря более точно, они уже не двое, но одно. И это изменение восполняет и расширяет их души». Манихей. Я не нахожу ничего об «исполнении и расширении их душ» в Священных Писаниях. Это - сентиментальный мусор. Отцы говорят только о рождении детей и предотвращении внебрачной связи. Православный. Это - не правда. Читайте Послание к Ефесянам Гл. 5 - чтение от Апостола, назначенного Церковью для службы брака, в котором главный акцент делается как раз на любви - которая является обязательным состоянием для исполнения и расширения наших душ. И пожалуйста будьте осторожны в отрицании слов епископа-мученика как «сентиментального мусора»… Манихей. Хорошо. Единственная вещь на которой я настаиваю, состоит в том, что элемент похоти является неизбежным в сексуальных отношениях. Православный. А единственная вещь, на которой я настаиваю, это то, что, когда мы говорим о любви между мужем, и женой это не эвфемизм для похоти, но - действительно любовь, и ничто другое. Как сведетельствуют истории любви всех народов, истинный любящий готов испытывать любые лишения ради любимого. Так что любовь есть действительно самопожертвование и таким образом действительно любовь, а не похоть, даже если она содержит физический элемент. В Священном Писании Бог очень часто сравнивает себя с Женихом (Осия 2.19-20; Песни Песней; Исаия 54.5, 61.10, 62.5; Иезекиль 16,8; Мф. 22.1-14, 25.1-13; Иоан. 3.29; Ефeс. 5.32; 2 Кор. 11.2; Откр.19.7, 21.2). Ибо не только сексуально проявленная любовь, освященная благодатью христианского брака, далека от того, чтобы быть «противоположностью» истинной любви, она еще и, фактически, наиболее близкий земной образ любви Бога к человеку (со стороны мужа) и человека к Богу (со стороны жены).
|
|||
|