Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ



                     АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель этапа Приемы УУД
Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,   активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)   актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)   попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке   зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.   На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Возможно дополнительное включение еще одного-двух способов для организации ситуации выбора учащимися подходящего инструментария для проектирования. Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.   Организация ситуации индивидуального затруднения для каждого учащегося предполагает: •организовать обобщение детьми выбранного учителем для актуализации учебного содержания: - Что я выбрала для повторения? - Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.) •     предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно); •     проанализировать задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания (Что нового в этом задании?), что обеспечит понимание требований к пробному действию; •     обеспечить принятие на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия, что является очень важным моментом, так как учащиеся осознанно идут навстречу тому, что им неизвестно. Для достижения этой цели (до тех пор, пока эта норма не станет внутренней потребностью детей) достаточно задать им несколько вопросов, например: - Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.) - Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.) - Это вам интересно? (Да.) После принятия требований учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты. Выясняется, что: 1) либо варианты разные, и среди актуализированных способов нет способа, подходящего для выбора правильного решения; 2) либо варианты одинаковые, тогда проблема в том, что нет способа, подходящего для обоснования правильности решения.   Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия. - Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать.) Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку. "Столкновение противоречий" "Вопросы, требующие установления сходства и различия." "Вопросы по установлению причинно–следственных связей." "Вопрос к тексту" "Лови ошибку" "Перевод «с русского на русский»" "Мозговой штурм" "Почини цепочку" "Да-нетка" "Инсерт" "Практичность теории" "Пресс - конференция" "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" "Сравнение" "Информационная карта урока" "Проведи исследование" "Раздели на группы" "Дай информацию" "Слепой текст" "Придумай название" "Собери модель" "Игры в случайность" "Идеал" Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.   Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения,   Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез.   Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие

 

                                                                   

                                                                           Этап 3

                                 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель этапа Приемы УУД
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.   Для этого необходимо, чтобы учащиеся:   проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали   зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения),   соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения) "Составление алгоритма" "Слепая таблица" "Птичий базар" "Цепочка" "Расшифруй!" "Кластер" "Починить цепочку" Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.   Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий.   Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы.

"Составление алгоритма"

Составить алгоритм, записать в виде схемы

"Слепая таблица"

Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)

"Птичий базар"

Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором)

"Цепочка"

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.

"Расшифруй!"

Расшифровать схематическую запись, прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи

 

                                                                 Этап 4

                          ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель этапа Приемы УУД Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)   предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить,   выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)   выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д "Яркое пятно" "Разрешение парадоксов" "Помощники" "Тема в виде проблемного вопроса" "Отгадай ребус, загадку, шараду…" "Проблемная ситуация" "Подводящий диалог " "Работа над понятием" "Группировка" Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".   Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,   Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,   Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания.

 

"Яркое пятно"

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

 "Разрешение парадоксов"

Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.

"Помощники"

Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:

-Повторим

-Изучим

-Узнаем

-Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

"Тема в виде проблемного вопроса"

Формулировка темы в виде вопроса

Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному типу?" выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.

"Отгадай ребус, загадку, шараду…"

Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду…

"Проблемная ситуация"

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка задачи урока.

Например, на урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.

"Подводящий диалог"

Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

"Работа над понятием"

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

 

 

 

                                                                     Этап 5

                                  РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель этапа Приемы УУД Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.   Для реализации этой цели учащиеся должны:   на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,   при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,   применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,   зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. "Мини – рассказ" "Упрости!" "Создай коллекцию" "Проблемный поиск" "Пары сменного состава" "Послушать – сговориться – обсудить" "Облака мыслей" "Ромб ассоциаций" Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».   Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания.   Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.   Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей

 

                                                                   Этап 6

       ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Цель этапа Приемы УУД
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. "Составь меню" "Аукцион" "Феномен" "Чего больше?" "Реклама" "Учимся сообща" "Я беру тебя с собой" Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания».   Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия.   Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия.   Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство.

 

 

                                                                    Этап 7

            САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Цель этапа Приемы УУД
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.   Для этого необходимо:   организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия   организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону   создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка   для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления "Фактологический диктант" "Цифровой диктант" "Буквенный диктант" "Тренировочная к/р" "Блиц-контрольная" "Творческий тест" "Соответствие фактов и понятий" "Рядом с художником" Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания».   Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.    

 

 

                                                                     Этап 8

                        ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Цель этапа Приемы УУД
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.   Для этого необходимо:   выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний   довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса   повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности "Создай презентацию" "Своя опора" "Повторяем с контролем" "Повторяем с расширением" "Свои примеры" "Перевод «с русского на русский»" "Приведи примеры" "Составление текста" "Починить цепочку" "Раздели на группы" "Уравнение" "Пропорция" "Дай информацию" "Восстанови текст" "Составь систему" "Назвать, одним слово" "Кроссворд" "Немая схема" "Собери модель" "«Магический» квадрат" "Составь" Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.   Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство.

 

 

                                                                        Этап 9

                                       РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель этапа Приемы УУД
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.   Для реализации этой цели:   организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,   учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,   намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) "Опрос – итог" "Пантомима" "Азбука" "Анкета" "Цветные поля" "Увеличение – уменьшение" "Синквейн" "Толстый и тонкий вопрос" "Телеграмма" "Шкатулка" Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания».   Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка.   Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.