|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИКА «ЭРУДИТ» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 МЕТОДИКА «ЭРУДИТ»
Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированное™ основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научного, общественного и гуманитарного предметных циклов. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации. Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения. Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.
/. Даны три слова (или словосочетания). Первое и второе связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или словосочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист - ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист — поездом. Правильный ответ: «б». 1. Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ... а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные. 2. Богатство — бедность= крепостная зависимость — ... а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность. 3. Первобытный строй — рабовладельческий строй -рабовладельческий строй — ... а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) феодальный строй. 4. Роза — цветок - врач — ... а) занятие; 6} должность; в) специальность; г) профессия. 5. Война — смерть = частная собственность — ... а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы. 6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ... а) проза; б) писатель; в) повесть; г} предложение. 7. Старт — финиш = пролог — ... а) заголовок; 6} введение; в) кульминация; г) эпилог. 8. Роман — глава = стихотворение — ... а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм. 9. Числительное — количество ~ глагол — ... а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи. 10. Глагол — спрягать - существительное — ... а) изменять; б) образовывать; в} употреблять; г) склонять. 11. Колумб — путешественник = землетрясение — ... а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы. 12. Север — юг - осадки — ... а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха. 13. Папоротник — спора - сосна — ... а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель. 14. Растение — стебель - клетка — ... а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент. 15. Понижение атмосферного давления — осадки = антициклон — ... а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность. 16. Фигура — треугольник — состояние вещества — ... а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода. 17. Прямоугольник — плоскость - куб — ... а) сторона; 6} ребро; в) высота; г) объем. 18. Диаметр — радиус = окружность — ... . а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг. 19. Холодно — горячо - движение — ... а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие. 20. Слагаемые — сумма - множители — ... а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.
//. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный ответ: «г». 21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий. 22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника. 23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов. 24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь. 25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ. 26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание. 27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ. 28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев. 29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог. 30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание. 31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас. 32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость. 33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин. 34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия. 35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал. 36. а) парабола; б) гипербола;; в) ломаная; г) прямая. 37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак. 38. а) длина; 6} метр; в) масса; г) обьем. 39. а) скорость; 6} колебание; в) вес; г) плотность. 40. а) кpyг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.
///. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна — ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ — г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий. 41. Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; общественный строй. 42. Радио — телевидение: а) способы передачи информации, б)средства массовой информации; в) достижения науки; 'г) формы воздействия на людей. 43. Наука — искусство: а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности. 44. Школа — институт: а) образование; б) здания; в)учебные заведения; г) способы получения знаний. 45. Монархия —демократия: а).'Государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство общества. 46. Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение. 47. Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения. 48. Глагол — прилагательное: а) главные члены предложения; 6} части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины. 49. Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль, г}направления в искусстве. 50. Определение —"'обстоятельство:(а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова, 51. Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) материки;-г) части света. 52. Сердце — артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения; г) органы тела. 53. Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода, г)атмосферные явления. 54. Жиры — белки: а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела. 55. Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды. 56. Сумма — произведение: а) математические термины; б) вычисления;, в) результаты математических действий; г) результаты вычислений. 57. Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г} агрегатное состояние вещества. 58. Дифракция — интерференция:,а),волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины. 59. Ампер — вольт: а) электричество; б) физические термины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики. 60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.
IV. Числа в каждом ряду расположены по определенному правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.
Обработка результатов.Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики строки 1-5 бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6-10) — вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естественных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла. Степень сформированное™ основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 — «Аналогии», 2 — «Классификация», 3 — «Обобщение», 4 — «Закономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «3» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп: 1) наиболее успешные — 10% от общего числа испытуемых; 2) близкие к успешным — 20% от общего числа испытуемых; 3) средние по успешности — 40% от общего числа; 4) малоуспешные — 20 % от общего числа; 5) наименее успешные — 10 % от общего числа испытуемых. К следующему, завершающему уроку вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух — во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время. Образец бланка Правильные ответы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|