Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА «ЭРУДИТ»



МЕТОДИКА «ЭРУДИТ»

 

Выполнение этой методики требует интенсивной умствен­ной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированное™ основных мыс­лительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов. Она состоит из четырех серий за­даний, каждая из которых выявляет уровень развития ос­новных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научно­го, общественного и гуманитарного предметных циклов. За­дания четвертой серии направлены на изучение способно­сти к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффек­тивности различных программ и методов обучения.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет воз­можности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

 

/. Даны три слова (или словосочетания). Первое и вто­рое связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или сло­восочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист - ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, маши­нист — поездом. Правильный ответ: «б».

1.      Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ...

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные.

2.     Богатство — бедность= крепостная зависимость — ... а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) нера­венство; г) частная собственность.

3.     Первобытный строй — рабовладельческий строй -рабовладельческий строй — ...

а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) феодальный строй.

4.       Роза — цветок - врач — ...

а) занятие; 6} должность; в) специальность; г) профессия.

5.       Война — смерть = частная собственность — ...

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.

6.      Стихотворение — поэзия = рассказ — ...

а) проза; б) писатель; в) повесть; г} предложение.

7.      Старт — финиш = пролог — ...

а) заголовок; 6} введение; в) кульминация; г) эпилог.

8.       Роман — глава = стихотворение — ... а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.

9.      Числительное — количество ~ глагол — ...

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.

10.       Глагол — спрягать - существительное — ...

а) изменять; б) образовывать; в} употреблять; г) скло­нять.

11.       Колумб — путешественник = землетрясение — ... а) природное явление; б) образование гор; в) изверже­ние; г) жертвы.

12.     Север — юг - осадки — ...

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.

13.      Папоротник — спора - сосна — ... а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.

14.      Растение — стебель - клетка — ...

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.

15.       Понижение атмосферного давления — осадки = ан­тициклон — ...

а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.

16.      Фигура — треугольник — состояние вещества — ... а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.

17.      Прямоугольник — плоскость - куб — ... а) сторона; 6} ребро; в) высота; г) объем.

18.     Диаметр — радиус = окружность — ... . а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.

19.     Холодно — горячо - движение — ...

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.

20.      Слагаемые — сумма - множители — ...

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

 

//. Даны четыре слова, три из которых объединены об­щим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) ко­рова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный от­вет: «г».

21.     а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.

22.      а) социология; б) психология; в) педагогика; г) тех­ника.

23.       а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.

24.      а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.

25.      а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

26.         а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.

27.   а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.

28.      а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.

29.      а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

30.    а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) ска­зание.

31.      а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.

32.   а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.

33.      а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

34.     а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.

35.      а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.

36.     а) парабола; б) гипербола;; в) ломаная; г) прямая.

37.      а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.

38.      а) длина; 6} метр; в) масса; г) обьем.

39.      а) скорость; 6} колебание; в) вес; г) плотность.

40.      а) кpyг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треуголь­ник.

 

///. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна ель. Варианты ответов: а) ра­стения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Пра­вильный ответ — г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

41.      Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; общественный строй.

42.      Радио — телевидение: а) способы передачи информации, б)средства массовой информации; в) достижения науки; 'г) формы воздействия на людей.

43.      Наука — искусство: а) виды творчества; б) интел­лект; в) культура; г) области человеческой деятельности.

44.    Школа — институт: а) образование; б) здания; в)учебные заведения; г) способы получения знаний.

45.     Монархия —демократия: а).'Государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство об­щества.

46.     Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдум­ка; в) устное народное творчество; г) литературное про­изведение.

47.         Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.

48.      Глагол — прилагательное: а) главные члены предло­жения; 6} части речи; в) второстепенные члены предло­жения; г) лингвистические термины.

49.      Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) ху­дожественный стиль, г}направления в искусстве.

50.       Определение —"'обстоятельство:(а) члены предло­жения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова,

51.     Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) материки;-г) части света.

52.      Сердце — артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения; г) органы тела.

53.   Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода, г)атмосферные явления.

54.     Жиры — белки: а) биологические вещества; б) мик­роэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.

55.     Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) вод­ные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.

56.    Сумма — произведение: а) математические терми­ны; б) вычисления;, в) результаты математических дей­ствий; г) результаты вычислений.

57.    Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) хими­ческое вещество; г} агрегатное состояние вещества.

58.   Дифракция — интерференция:,а),волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явле­ния; г) физические термины.

59.   Ампер — вольт: а) электричество; б) физические тер­мины; в) единицы измерения электрического тока; г) уче­ные-физики.

60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) три­гонометрические функции; в) четные функции; г) нечет­ные функции.

 

IV. Числа в каждом ряду расположены по определенно­му правилу. Вы должны понять эту закономерность и за­писать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять ариф­метические действия.

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67,
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75,
76.
77.
78.
79.
80.

Обработка результатов.Обработку проводит сам учи­тель или психолог. Она заключается в подсчете правиль­ных ответов и предполагает количественный и качествен­ный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисля­ется один балл. Качественный анализ результатов выявля­ет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики строки 1-5 бланка занимают вопро­сы общественных наук, следующие пять строк (6-10) — вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естествен­ных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количе­ство правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированное™ основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количе­ства правильных ответов по четырем сериям (1 — «Анало­гии», 2 — «Классификация», 3 — «Обобщение», 4 — «За­кономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «3» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс под­разделяется на пять групп:

1)    наиболее успешные — 10% от общего числа испыту­емых;

2)    близкие к успешным — 20% от общего числа испыту­емых;

3)    средние по успешности — 40% от общего числа;

4)      малоуспешные — 20 % от общего числа;

5)     наименее успешные — 10 % от общего числа испыту­емых.

К следующему, завершающему уроку вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух — во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

Образец бланка

Правильные ответы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманитарные науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественные науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

К

 

О

 

   

 

 

 

 

 

 

В

А

Г

Б

Г

Б

3 -

Г

Г

Г

Г '

Б

. 44

В

в

Г

А

Общественные науки

 

А

А

В

Г

А

Б-

а

В ,

Б

Б

Б

Г

г

Г

А

Гуманитарные науки

 

А

Б

Г

г

А

А

Б

В

Г

в

В

В

А

Г

Б

Естественные науки

 

А

В

В

Г

Г

Г

А

Б

А

Б

Б^

В

В

А*

Б

Физика-математика

А

 

К

 

О

 

 
                             

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.