Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная  часть.. Заключительная  часть.



2. Основная  часть.

2.1.  Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов с использованием различных форм:

-  демонстрация таблиц «Содержание работы над речевым слухом», «Обследование речи детей»;

-  фрагментов занятий, игр в видеозаписи с участием детей средней и старшей группы;

-  элементов открытого занятия с участием детей подготовительной группы;

2.2.  Демонстрация дидактического материала, используемого педагогом.

2.3.  Активизация деятельности участников мастер-класса.:

- разминка «Знакомство»;

-  деловая игра «Телефон доверия»;

- практическое занятие с участниками мастера-класса путем непосредственного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;

- ролевая, имитационная игра «Магазин» с участниками мастер-класс;

- индивидуальная работа с участниками мастер-класса  (при необходимости).

3. Заключительная  часть.

3.1.  Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер-класса.

3.2.  Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию, игре и т. п.

3.3.  Общая дискуссия.

3.4.  Заключительное слово педагога-мастера.

3.5. Опрос участников мастер-класса (анкетирование).

3.6. Обеспечение участников мастер-класса методическим материалом по теме.

 

ХОД МАСТЕР - КЛАССА

       «Знакомство».

Для проведения игры понадобиться пирамидка. Участники дискуссии по очереди надевают кольца на стержень. Их задача: представиться; назвать учреждение в котором они работают; в одной фразе сформулировать актуальность проблемы формирования фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте.

В конце игры ведущий делает вывод и обобщение.

 

 

«Телефон доверия».

Участникам дискуссии предлагается разделиться на две команды: «родителей» и «педагогов». «Родители» задают волнующий их вопрос по речевой подготовке детей к школе, а «педагоги» стараются подробно на него ответить. После каждого ответа на вопрос роли меняются.

Возможны два варианта подготовки вопросов:

1. Даются уже готовые вопросы.

2. Участники дискуссии составляют вопросы (в этом случае отводится время на подготовку)

 

Примерный перечень вопросов:

· Когда и с чего начинать обучать сына грамоте?

· Какие трудности в звуковом анализе может встретить мой ребенок?

· Может ли ребенок сам научиться слышать и называть все звуки в словах?

· Какую книгу по этому вопросу рекомендуете почитать?

· Что сначала звуки или буквы?

· Научите, пожалуйста, хоть одной игре, развивающей слуховое внимание?

 

В конце игры ведущий подводит итог и предлагает поделиться своим опытом по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Уважаемые коллеги, нам бы хотелось обсудить с вами проблему формирования фонематического восприятия у старших дошкольников; обосновать наши позиции, поделиться практическим опытом.

Учителям начальных классов и многим родителям учеников 1-4 классов хорошо знакомы проблемы, связанные с ошибками в чтении и письме. На первом году обучения это чаще всего пропуски, замены, перестановки и повторы букв и слогов; игнорирование окончаний или начальных слогов в словах и др.

Причины этих проблем кроются в дошкольном детстве, а зачастую и еще более раннем периоде, когда у детей только начинает развиваться речь. Существует немало факторов, способных отрицательно повлиять на процесс развития речи: неблагоприятная (в речевом плане) наследственность, отклонения в дородовом, родовом и послеродовом периоде, различные простудные и инфекционные заболевания в первые годы жизни и прочие. Учитывая состояние нашей экологии и проблемный характер жизни трудно создать ребенку идеальные социальные и психологические условия для развития, в частности, речи.

Тем не менее многих проблем с чтением и письмом можно избежать, если заранее, на дошкольном этапе, позаботиться об их предупреждении. Вот почему особую актуальность ныне приобретают коррекционные методики, которые обеспечивают развитие речи по всем ее компонентам (словарь, грамматический строй, связная речь, фонетико-фонематические процессы) и позволяют подготовить детей к обучению грамоте в школе с учетом профилактики наиболее распространенных нарушений чтения и письма.

На дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все задания стараюсь представить в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстраивать процесс обучения, поддерживать их интерес к занятиям и легче осваивать сложные умения и навыки.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.

Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук — минимальную единицу членения слова и слог — более естественную артикуляционную единицу.

Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.

 

1 период обучения (подготовительный)

 

На этом этапе должно быть уделено внимание:

— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;

— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;

— освоению системы согласны фонем.

В занятиях активно участвуют игровые персонажи Звукознайка и Словознайка.

Усвоив правильное произношение гласных, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь использую такие игры, как «Машина» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Звукознайки, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.

Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».

Звукознайка сразу начинает учить детей слышать и выделять звуки в слогах и словах. Игры «Поймай и выпусти звук»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за Звукознайкой свои первые слова: «ау», «уа», «иа».

Звукознайка и Словознайка незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

 «Ударяя голосом» поочередно на все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.

На занятие Звукознайка приносит и раздает детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука.

С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп» «ап», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных — «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.

Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)». Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.

Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ — пот», «кот — ток — кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.

Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.

Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.

 

II период обучения.

 

На этом этапе уделяется внимание:

— трансформации слова путем замены одной из фонем;

— формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;

— качественной характеристике звуков.

На индивидуальных занятиях, закрепляя правильную артикуляцию звуков, уточняю их качественные признаки.

Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л — ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [рь], [р — л], я включаю их в свои игры.

При обозначении звуков соответствующими буквами стараюсь соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомлю детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяю постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.

 

III период обучения

 

На этом этапе уделяется внимание:

— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;

— преобразованию звуковой модели слова в другую буквенную модель.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей или зеленой в зависимости от того, есть ли в их названии мягкие согласные звуки. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить, в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.

Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках выбранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета. Затем готовятся «этикетки»: трехцветные звуковые схемы слов или, позже, их буквенные модели. Те же «этикетки» могут потом стать «чеками», ориентируясь на которые, дети выбирают покупку, придерживаясь определенной последовательности: вначале уточняют, нет ли в звуковой схеме зеленой фишки (т.е. мягкого согласного звука) и подходят к витрине; затем выясняют, сколько частей в слове (сколько гласных звуков, т.е. красных фишек в схеме); и только после этого пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова — названия предметов, которые представлены на данной ступеньке данной витрины.

Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др.

Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.

Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.

В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы делим более сложные слова на слоги. И наконец, дети придумывают с этими словами разные предложения.

Таким образом дети не успевают соскучиться (их интерес постоянно поддерживается новыми «играми»), а воспитатель в зависимости от ситуации может выбрать наиболее подходящий к случаю вид деятельности и подобрать для каждого ребенка индивидуальный тип задания.

Обращаю ваше внимание на наглядные пособия. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа анализа новых явлений.

Подбирая эти пособия мы стремились сделать его таким, чтобы детям было интересно с ним заниматься, а взрослым было интересно и удобно по ним работать.

У нас с вами ест общая цель – сделать процесс открытия новых знаний и овладения родным языком радостным и увлекательным. В дальнейшем ребята, прошедшие соответствующую подготовку в играх на рече-слуховое восприятия не испытывают больших трудностей на начальном этапе обучения в школе, что способствует формирования положительной мотивации в учебе, помогает ребенку избежать стрессовых ситуаций на уроках по обучению грамоте.

 

 

Я поделилась своим опытом. Если у вас есть вопросы с удовольствием отвечу на них.

 

Литература для развития речевого слуха и фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста

 

 

1.  Т.И. Гризик «Развитие речи детей 4-5 лет». Москва, 1999 г.

2.  Т.И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет». Москва, 2003 г.

3. Т.И. Гризик «Развитие речи детей 6-7 лет». Москва, 2007 г.

4. Е.Н. Косилова «Уроки логопеда». Москва, 2003 г.

5.  Р.Д. Триггер «Подготовка к обучению грамоте». Смоленск, 2000 г.

6. Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения». Москва, 1993 г.

 

7. О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.( вторая младшая группа – подготовительная группа)». Москва, 2004 г.

 

8. Н.В. Нищева «Мой букварь». Санкт-Петербург, 2004 г.

9. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Москва, 2004 г.

 

10.  Н.С. Жукова «Уроки логопеда». Москва, 2007 г.

11.  Э.М Курицина, Л.А. Тараева «Большая книга занятий по развитию речи». Москва, 2006 г.

 

12.  И.Б.Скворцова «Логопедические игры». Москва, 2008г.

13. А.С. Герасимов «Энциклопедия обучения и развития дошкольника». Санкт- Петербург, 2008 г.

 

14.  Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва, 1992 г.

 

15. А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя». Москва, 2007 г.

16.  О.С. Ушакова «Придумай слово». Москва, 2001 г.

 

 

Анкета для участника мастер-класса

Ф. И. О. педагога. место работы   ___________________________________

Должность, возрастная группа ___________________________

Уважаемый коллега!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении.

1. Что Вам понравилось?

□ оригинальная методика;        □ отдельные педагогические приемы;      

□ инновационные подходы;      □ личность педагога;

□ техническое оснащение;        □ структура занятия;

□ организация мастер-класса;   □ атмосфера мастер-класса;

2. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

□ методика;                             □ отдельные педагогические приемы;

□ техническое оснащение;    □ структура занятия;

□ организация мастер-класса; □ другое

3. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?

□ стала понятной авторская система педагога-автора;

□ повысилась моя компетентность по ряду аспектов;

□ получил следующие навыки

4. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?

5. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

Благодарим Вас за участие в опросе!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.