Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Взять изображение соединения из листовки – лист 1. )



 

«ЛОКОСБЛОК»

Учебный курс «Технология игрового конструирования».

 

Пояснительная записка

-------------------------------

Данная методическая разработка для детей, посещающих дошкольные Центры досуга ( 5-6 лет ), и, для учащихся начальной школы ( 7-11 лет ) общеобразовательных учреждений – является составной частью единой системы обучения и развития детей данных возрастных групп.

 

В основе курса лежат систематические занятия конструированием с использованием наборов «ЛОКОСБЛОК» и информационно-энциклопедических материалов.

 

Занятия проходят 1 раз в неделю в каждом классе ( учебной группе ).

Авторы курса – Соколов Д.А. и Никитин Е.С.

 

Цели и задачи

-------------------

  1. Развитие логики, выраженное в том, что разрабатывается алгоритм последовательности   действий и способов соединения различных деталей на уроках «ЛОКОСБЛОК»
  2. Ребёнок должен понять, как создаётся окружающий его предметный мир, т.е. принципы конструирования вещей.
  3. Формирование практических навыков, включающее умение работать: с деталями конструктора «ЛОКОСБЛОК» комбинируя их между собой для сборки моделей по всем пространственным осям координат; со схемами, инструкциями и другими источниками информации; умение работать в команде из 2-3 человек, которые объединены решением общей задачи.

 

Каждое занятие – часть мини-проекта, реализуя который ученик не только знакомиться с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки работы изобретателя используя свои приёмы сборки частей моделей из деталей конструктора.

 

Каждое занятие имеет 3 уровня творческой и учебной деятельности:

----------------------------------------------------------------------------------------

  1. Исследование ( обсуждение информационных материалов данной темы )
  2. Моделирование ( сборка учебных моделей )
  3. Решение творческих задач по реализации проекта ( темы занятия ) на моделях самостоятельной сборки. Этот этап может проводиться как соревнование нескольких команд учеников с последующей защитой выполненных ими вариантов проекта.

 

Критерием освоения материала учебных тем, является успешное выполнение учениками поставленных преподавателем задач по моделированию и итоговая защита-обсуждение проекта, а выставка работ по окончанию каждой темы ( урока ) даёт возможность оценить художественные и творческие способности детей.

 

При защите каждый ученик ( или представитель от команды ) делает краткий рассказ-сообщение, в котором обосновывает принятые им решения для выполнения поставленной задачи.

 

Всё это способствует формированию умения отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать каждый этап выполнения работы, необходимость учитывать не только свои возможности, но и мнение, и навыки партнёров по команде.

 

Важной частью работы является игровое применение моделей собранных разными командами в едином игровом комплексе. При этом создаётся общая игровая среда, которая иллюстрирует применение собранных моделей в различных ситуациях, показывая ученикам как теоретические знания по конструированию находят применеие в реальной жизни.

 

Основные требования к знаниям и умениям:

---------------------------------------------------------

К концу курса учащиеся должны знать:

 

  1. Название и назначение основных деталей конструктора;
  2. Общие сведения об областях моделирования.

 

К концу курса учащиеся должны уметь:

 

  1. Анализировать под руководством учителя модель;
  2. Продумывать последовательность и методы её сборки;
  3. Собирать заданные модели;
  4. Защищать свою работу ( рассказывать о своей части работы над общим проектом );
  5. Использовать модели в ролевых играх.

 

Планирование курса:

----------------------------

  1. Детали конструктора «ЛОКОСБЛОК». «ТРАНСПОРТ» - 1 час
  2. «АРХИТЕКТУРА»_______________________________ - 1 час
  3. «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ»________________________ - 1 час
  4. «АВИАЦИЯ»___________________________________ - 1 час
  5. «КОСМОС»_____________________________________ - 1 час.

 

После проведения всех 5 уроков курса «Технология игрового конструирования», ученики под руководством преподавателя могут выполнить самостоятельные работы по сборке моделей из деталей «ЛОКОСБЛОК» в виде проектов, темы которых предлагаются в «Приложении № 1» в конце этого методического пособия.

 

Урок № 1: «Детали конструктора «ЛОКОСБЛОК». «ТРАНСПОРТ».

====================================================

 

  1. Типы деталей и их названия:

-------------------------------------------

 

Базовыми деталями конструктора «ЛОКОСБЛОК» являются «Кубики»; «Бруски» и «Плиты».

 

«КУБИК» ( БРУСОК 1 х 1 ):

-

Кубик представляет собой самый маленький элемент из которого составляются все другие детали.

Кубик состоит из центральной части, в виде короткого стержня квадратного сечения, и четырёх уголков «Г» присоединённых к нему.

Уголки в центре каждой боковой грани стержня образуют выступы в виде пары пластинок. Эти выступы необходимы для прочного соединения деталей между собой.

Часть центрального стержня расположенная выше уголков называется «Шип».

«Шипы» у «Кубиков» могут иметь разную конструкцию, т.е. и в виде квадратного шипа ( с круглым или с другим типом отверстия ) и в виде шипа крестообразного.

 

Каждый «Кубик» имеет 2 шипа – один сверху, а другой – снизу.

 

Выступы из двух пластинок и шипы «Кубика» позволяют ему соединяться с другими деталями конструктора, имеющими специальные квадратные отверстия, по всем трём пространственным осям координат.

Т.е. в отличии от конструкторов группы ЛЕГО, «ЛОКОСБЛОК» является полностью конструктором типа 3D!

-

-

Все детали конструктора LOKOSBLOK состоят из таких «Кубиков».

Только центральный ШИП в обычных деталях имеет вид КРЕСТА.

 

«БРУСОК»

-

Два или более «Кубиков» соединённых между собой в прямую линию образуют детали под общим названием «Брусок».

 

«Бруски» отличаются друг от друга не только длиной.

 

Два «Кубика» соединяясь между собой в одну деталь парами пластинок, образуют между собой специальную перемычку-мостик, имеющего в сечении вид буквы «Н».

Две пластинки расположенные справа и слева от стенки «перемычки» образуют собой замок-скобку. Такой замок-скобка одного бруска совмещаясь с замком-скобкой другого бруска даёт надёжное соединение!

 

«Бруски» имеют «шипы» в виде крестов.

 

В нашем курсе на занятиях применяются детали:

Брусок 1 х 2 ; Брусок 1 х 3 ; Брусок 1 х 4 ; Брусок 1 х 5 ; и Брусок 1 х 6.

 

БРУСОК 1 х 3 выглядит так:

-

 

-

«ПЛИТА»

-

«Плита» представляет собой конструкцию детали в которой «кубики» располагаются уже не по прямой линии, а в виде решётки, напоминающей собой лист тетради в клетку!

 

Такое расположение «кубиков» приводит к тому что перемычки между каждыми 4 «кубиками» начинают сливаться в квадратную рамку в центре которой появляется сквозное квадратное отверстие.

Размеры этого квадратного отверстия равны размерам «шипа» и размерам «выступа» ( из двух пластинок ) «Кубика» ( БРУСКА 1 х 1 ).

 

Характерной особенностью деталей типа «Плита» так же являются крестообразные шипы.

 

ПЛИТА 2 х 2:

-

-

В нашем курсе применяются детали:

Плита 2 х 2 ; Плита 2 х 3 ; Плита 2 х 4 ; Плита 2 х 5 ; Плита 2 х 6 и Плита 3 х 3.

 

2. Базовые соединения деталей:

-----------------------------------------

Детали конструктора могут соединяться между собой 4 основными ( базовыми ) способами. Эти способы могут применяться в любой последовательности, что позволяет собирать модели любой сложности и с любым расположением частей на плоскости и в пространстве.

 

СОЕДИНЕНИЕ «ПЛОСКОСТЬ – ПЛОСКОСТЬ» ( «ПРЯМОЕ» ):

-

Первый способ соединения.

Крестообразные шипы одной детали входят в квадратные отверстия другой детали.

 

Одной из деталей в первом способе соединения обязательно должна быть «Плита», т.к. только «Плиты» имеют в своей конструкции квадратные отверстия ( «квадрат» ) под «шипы» и «выступы».

 

«Кубики» как бруски 1 х 1 могут активно применяться в первом способе соединения как в виде столбиков соединителей между рядами Плит, так и в виде элементов цветной мозаики – глаза, кнопки и т.д.

 

Такое соединение обеспечивает ступенчатую структуру ( каждый новый ряд деталей смещается своими «кубиками» в центр ячеек-рамок 2 х 2 предыдущего ряда ) и обладает большой прочностью, что очень важно в строительных конструкциях и при сборке каркаса корпуса в моделях транспорта и космической техники.

 

Соединение первого типа позволяет собрать из ПЛИТ и БРУСКОВ крупные БЛОКИ ( 2 х 2 х 2; 2 х 2х 3; 2 х 2 х 4 … и т.д. ) и потом использовать их как готовые детали в строительстве.

-

( Взять изображение соединения из листовки – лист 1. )

-

СОЕДИНЕНИЕ «ТОРЕЦ – ПЛОСКОСТЬ» ( «БОКОВОЕ» – т.е. повёрнутое набок. )

-

Второй тип соединения.

Обе пластины уголков выступа «кубика» входящего в конструкцию одной детали входят в квадратное отверстие другой детали.

 

«Кубики» как бруски 1 х 1 тоже применяются во втором способе соединения.

 

Как и в первом способе, одна из деталей соединения обязательно должна быть «Плита», т.к. только «Плиты» имеют в своей конструкции квадратные отверстия ( «квадрат» ) под «шипы» и «выступы».

 

Такой тип соединения требует внимания и аккуратности – необходимо следить что бы обе боковые пластинки каждой ячейки- «кубика» присоединяемой детали точно вошли в квадратное отверстие детали к которой мы всё присоединяем!

 

Соединение второго типа применяется для быстрого строительства больших объёмных «коробок» или МОДУЛЕЙ. Модули, собираемые как соты в пчелином улье, позволяют собирать очень быстро гигантские сооружения виде небоскрёбов или ввиде Замков!

При сборке отсеков корпуса корабля тоже не обойтись без такого типа соединения.

 

Соединение второго типа очень полезно при конструировании многогранных форм, колёс-цилиндров-сфер большого диаметра и в сборке скульптуры разных растений, животных и человека!

-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.